Образовательная система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.
презентация к уроку на тему

Мариняк Елена Викторовна

Данный материал можно использовать на собрании для родителей будущих первоклассников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obrazovatelnaya_sistema_d._b._elkonina-_v._v._davydova.zip2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательная система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как нормативный документ ориентирован на достижение следующей основной цели общего среднего образования - становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

В настоящее время российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения, на первый план которого все более отчетливо выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его сознания и способностей. Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Слайд 3

Образовательная система Эльконина – Давыдова, являясь инновационной образовательной системой, способна эффективно решить поставленные перед российским образованием задачи. Так, стратегической целью системы Эльконина–Давыдова является обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Слайд 4

В образовательной системе Эльконина – Давыдова обучение строится в соответствии с тремя базовыми принципами:

  1. Предметом  усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач.
  2. Освоение общего способа должно быть выстроено как учебная деятельность.
  3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения учебной задачи.

Следование указанным принципам позволяет достичь формирования системы научных понятий, основ учебной самостоятельности и инициативности младших школьников.

Слайд 5

Все учебники для 1-4 классов (включая Букварь) имеют диалогический характер – каждая учебная задача возникает в нем как результат дискуссии между персонажами учебника и формулируется в виде вопроса. Коллективно-распределенный характер учебной деятельности, использование учебного диалога как основной формы урока, ставит ученика перед необходимостью участия в обсуждении возникшей задачи и путей ее решения, т.е. порождает содержательные мотивы общения  на уроке, что способствует формированию у детей коммуникативной компетентности.

Структура параграфа последовательно отражает структуру учебной деятельности и воспроизводит  ее основные звенья:

  1. момент постановки задачи,
  2. этапы поиска общего способа ее решения,
  3. освоение данного способа и его конкретизацию на широком практическом материале,
  4. контроль и оценку.  

Поэтому в каждом параграфе учебников для 1-4 классов четко выделены:

  1. мотивационный материал,  предваряющий основную часть параграфа, в котором представлена проблемная ситуация в виде сюжета с участием персонажей учебника;
  2. система основных заданий, выполнение которых приведет учащихся к решению поставленной учебной задачи;
  3. блок упражнений и заданий, содержащих отработочный и конкретизирующий найденный способ материал;
  4. разноуровневые контрольные задания, предназначенные для самостоятельного контроля и оценки ребенком своего владения открытым в данном параграфе способом, новыми знаниями.

В учебниках имеется специальный раздел «Для любознательных», расширяющих лингвистический кругозор ребенка. В блоке упражнений также содержатся факультативные упражнения, с помощью которых учащиеся могут получить ответы на многие вопросы, возникающие у них по ходу изучения основного материала учебника. Эти упражнения имеют специальную маркировку. Предполагается, что дети могут обращаться к этим упражнениям по собственному желанию  или использовать их для подготовки   общеклассных проектов.

В учебниках также маркированы упражнения, специально предназначенные для самостоятельной работы, упражнения для организации работы в классе в групповой форме - что создает условия для формирования умения учащихся вести диалог, обосновывать свою точку зрения.

Слайд 6

Обучение грамоте

Букварь предназначен для обучения детей грамоте. С одной стороны, это серьезный учебник, который не только знакомит ребят с буквами, но и раскрывает им принципы письма и чтения. С другой стороны, это, безусловно, детская книга, на страницах которой забавные человечки, придуманные авторами, - дедушка Ус, дядюшка Ага, Авосик и Небойсик - вместе с первоклассниками ищут ответы на самые сложные вопросы. Этот учебник представляет собой диалог любознательных первоклассников Маши и Алёши, приглашающих ребят к разговору, в котором маленькие школьники будут участвовать вместе с забавными и неунывающими человечками.

Своеобразие этой учебной книги выражается, прежде всего, в его структуре. Основной материал Букваря перемежается страничками совместного чтения, основная цель которых – создание атмосферы литературного чтения (приобщение детей к культуре чтения) с самого первого урока обучения грамоте, задолго до того, как дети начнут изучать первые буквы. Данный учебник в системе развивающего образования рассчитан на разный уровень подготовки учащихся и на разную динамику их продвижения в материале. Поэтому в Букваре содержится избыточный, резервный материал.

Букварь учит детей не только читать, но и грамотно писать – поэтому в отличие от своих аналогов он включает в себя тексты как для чтения, так и для письма. Они подобраны тщательным образом – без расхождений между произношением и написанием, что создает благоприятные условия для прочного усвоения первоклассниками основ русской графики. Каждая новая тема в Букваре преподносится как новая задача, решив которую ребята совершают следующий шаг на пути освоения действий письма и чтения.

«Букварёнок» – приложение к Букварю, сборник заданий и упражнений, заготовка для будущей книжечки, смастерить которую предстоит первокласснику, обучающемуся грамоте.

Материал учебных тетрадей помогает формировать у учащихся понятия об основных единицах русского языка (форма, слог, ударение, слово, высказывание, предложение), а также основных приемах мыслительной деятельности: (анализ, сравнение, обобщение). Содержащиеся в тетрадях упражнения формируют у учащихся полноценное графическое действие, которое является необходимой основой для усвоения ими в дальнейшем орфографии и письменной речи в целом.

Слайд 7

Литературное чтение

Цель учебников – ввести ребенка в мир книги, всесторонне развить его познавательные интересы, сформировать навыки быстрого, грамотного, выразительного чтения, познакомить с разными литературными жанрами и помочь понять, как рождается художественное произведение.

Использование тетради в учебном процессе помогает ученикам овладеть навыками осознанного чтения текстов разных жанров, освоить способы анализа литературного произведения, глубоко вникнуть в природу художественных образов, расширить свои читательские представления.  Тетрадь позволяет ученикам практически освоить позиции читателя и автора.

Оригинальные творческие задания, содержащиеся в тетради, способствуют развитию у ребенка образного и творческого мышления, познавательного интереса, желания самостоятельно добывать знания, контролировать свои действия в работе с литературными текстами. Особое место отводится заданиям, связанным с текущими проверочными и итоговыми работами по предмету, а также с созданием творческих работ.

Слайд 8

Математика

Учебники ориентированы на развитие у ребенка действовать не по образцу, а самостоятельно искать новые способы действия, изобретать собственные средства для достижения цели. Обучение происходит через организацию поисковых действий детей и развернутой дискуссии в классе. В ходе построения элементарных графических и знаковых моделей дети раскрывают основные свойства математических отношений и таким образом входят в мир математических понятий. В учебнике последовательно реализуется цель ясного понимания действительного числа. Число (пока еще только натуральное) сразу рассматривается как отношение величин.

Большое место в учебниках отводится изучению свойств величин в действиях с конкретными вещами и абстрактными моделями. Методический аппарат учебников содержит большое число упражнений, которые имеют разнообразную и занимательную форму. Во многие из них заложена «ловушка» - задание на первый взгляд обычное, но на самом деле либо не имеющее решения, либо допускающее разные решения, либо требующее уточнения. На полях учебника такие задания отмечены специальным знаком.

Вычислительные разделы представлены отдельным блоком в конце учебника. Отдельными блоками даются упражнения по выработке графических навыков.

Слайд 9

Таким образом, образовательная система Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова уже в младшем школьном возрасте:

  1. формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях;
  2. воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
  3. способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
  4. развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

позволяет сформировать у младшего школьника основы рефлексивного (теоретического) мышления, учебной самостоятельности, поисковой активности и ответственности в учебной деятельности в условиях качественного,  эффективного и сберегающего здоровье образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова )

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконин...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 1 классе (РО Образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 1 классе  разработана в рамках ФГОС. Данная программа  предназначена для изучения русского языка в школах, работающих по си...

Рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир на 2016/2017 учебный год по образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

I. Пояснительная запискаСпецифика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имея  ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведче...

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова...

«СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУ-ДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». (СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА)

С внедрением технологии развивающего обучения в практику  возникла необходимость в создании системы критериального оценивания, так как именно критериальное оценивание лежит в основании всей контр...