Учебные исследования младших школьников во внеурочной деятельности
статья на тему

Тимофеева Наталия Валерьевна

Учебные исследования младших школьников во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №20»


Учебные исследования младших школьников во внеурочной деятельности

(выступление на методическом объединении учителей начальных классов)

Учитель начальных классов:

Тимофеева Н.В.

 В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к личностно-ориентированной модели образования. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.        В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Поэтому исследовательская работа является одним из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться с учениками моего класса исследовательской деятельностью, я определила цели и задачи данной работы.                        

Цель

- стимулировать развитие ключевых компетенций младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

В этом учебном году у ребят моего 4 класса появилась возможность освоить навыки исследовательского поиска и проявить себя в самостоятельной  исследовательской практике во внеурочной деятельности, так как был создан кружок «Юный исследователь». Исследуя, мы  с учащимися задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов. 

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Методика учебных исследований младших школьников позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Её широко можно использовать во внеурочной и внеклассной работе. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.                                Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется 1-2 фронтальных тренировочных занятия. Для проведения данных занятий лучше всего использовать группу из 12-15 учащихся.                                                                                

Для организации занятий необходимо заранее приготовить

- карточки с изображениями «методов исследования»;

- карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований;

- тетради (для фиксации детьми полученной в ходе исследования информации);

- ручки, карандаши, фломастеры.

На первых занятиях необходимо познакомить детей с методами исследовательского поиска. Это позволит собрать много информации по теме детского исследования.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов или репортажей.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Начать работу продуктивнее всего с тренировочных занятий, которые включают в себя коллективные игры «Жилой дом», «Историческое моделирование».                         Включить детей в исследовательский поиск помогают мини-исследования. Учащимся даются отредактированные выдержки из научно-популярных газет, журналов и предлагается продолжить работу в этом направлении. Каждый ребенок выбирает себе отрывок и начинает работу.

Правила выбора темы исследования

1 Тема должна быть интересна ребёнку.

2 Тема должна быть выполнима, её решение должно принести реальную пользу участникам исследования.

3 Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности.

4 Тема должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро.

Ученики, посещающие кружок «Юный исследователь», на протяжении месяца работали над темой «Вся правда о молоке». Был создан альбом по данной теме.

Содержание занятий кружка было построено мною на основе программы исследовательского обучения младших школьников, разработанная Савенковым А. И. Кого заинтересовала данная программа, её можно скопировать в электронном виде.

Хочется отметить, что в ходе занятий в рамках данной программы у обучающихся повысился уровень владения специальными умениями и навыками, необходимыми в исследовательском поиске. Ребята видят проблемы исследований, ставят вопросы, выдвигают гипотезы, планируют и проводят наблюдения и эксперименты, высказывают суждения, аргументируют свои идеи. Учащиеся моего класса стали чаще посещать школьную и городскую детскую библиотеки, использовать Интернет-ресурсы. 

В дальнейших планах нашего кружка ещё много различных исследований и не один конкурс, в котором мы примем участие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра –проект «Школа будущего» Обучение проведению учебных исследований младших школьников.

Игра- проект для учащихся 3-4-х классов,  способствующая развитию творческой исследовательской активности детей. ,...

Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.

Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому вн...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Исследовательская работа как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования и...

Воспитательные аспекты исследовательской и проектной деятельности Педагогический потенциал проектно-исследовательской деятельности в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности

Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда находилась, и еще долгое время будет находиться, в центре внимания общества. Нестабильная политическая ситуация в стране, ...