Адаптация учащихся 1 класса
материал по теме

Аткина Ольга Николаевна

Как проходит адаптация у учащихся 1 класса (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_pervoklassnikov_k_shkole.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школе.

Отчет о прохождении адаптационного периода у учеников 1 класса.

(кл. рук. Аткина О. Н.)

     Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

     Начну с того, что работа с этими детьми началась еще в прошлом году (один раз в неделю по2 занятия). Занятия посещали дети из детского сада и, так называемые, «домашние» дети. Главной целью было помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводила я. Содержание занятий носило развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволила дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовить их к предстоящей школьной жизни. В свою очередь я вела наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливала информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогло подготовиться мне и детям к началу учебного года.

   Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

    Одна группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечались сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения. Но к концу сентября (у некоторых детей – к концу октября) произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Она была свойственна 80% учащихся класса.

   Вторая группа детей имела длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу ноября реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация, которая наблюдалась у 20% учащихся.(показатели адаптации первоклассников отражены в таблице)

    В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня)

Диагностика отношения первоклассника к школе

Настроение ребенка

1        Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное                  

2        Эпизодические проявления снижения настроения                  

3        Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий          4        Вялость, рассеянность                  

5        Заторможенность, истерия, плач                  

6        Выражение негативного отношения к школе                  

7        Полное нежелание идти в школу                  

Контакты со сверстниками

1        Легко и уверенно входит в коллектив                  

2        Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками                  

3        Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность “сотрудничать” со сверстниками                  

4        Робок, малоинициативен, избирателен в общении                  

5        Не поддерживает социальных контактов                  

6        Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников                  

Познавательная активность

1        На уроках проявляет активность и интерес                  

2        Посещает все уроки без принуждения                  

3        Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим                  

4        Учится без видимого желания                  

5        Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею                  

Дисциплина

1        С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя                  

2        Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается                  

3        Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности                  

4        Требования учителя выполняет неохотно                  

5        На уроках часто отвлекается                  

6        Игнорирует требования учителя                  

Реакции агрессии, гнева

1        Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует                  

2        Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей                  

3        Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением                  

4        Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя                  

5        Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников                  

6          Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя                  

Страх

1        Страх отсутствует                  

2        Эпизодически робок, застенчив, стеснителен                  

3        Робок, застенчив, легко теряется                  

4        Указанные черты ярко выражены                  

5        В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя                  

Двигательная активность на перемене

1        Ребенок подвижен, активен                  

2        Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях                  

3         Двигательная активность низкая                  

4        Двигательная активность всегда низкая                  

Общее самочувствие

1        Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым                  

2        Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости                  

3        Периодически жалуется на недомогания                  

4        Жалобы принимают устойчивый характер                  

5        Проявление невротических расстройств                  

Успеваемость

1        Хорошая                  

2        Хорошая/удовлетворительная                  

3        Удовлетворительная                  

4        Удовлетворительная/плохая                  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по адаптации учащихся 1 классов

Выступление на педагогическом консилиуме по адаптации 1 классов....

Анкета для исследования адаптации учащихся 1-х классов

Анкета заполняется учителем после 3-4 недель обучения....

Родительское собрание в 1 классе на тему «Адаптация учащихся».рр

Родительское собрание поможет родителям и детям успешно пройти сложный этап адаптации в школе....

Адаптация учащихся 1а класса

В презентации показаны особенности адаптационного периода учащихся 1а класса....

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Проблемы адаптации учащихся начальных классов при переходе в 5 класс

Проблемы адаптации младших школьников при переходе в 5 класс и пути их решения...

Методическая разработка. Психологическое занятие во 2-м классе по теме «Активное и пассивное слушание». Из программы занятий по социально-психологической адаптации учащихся 1-4 классов «Солнышко».

Программа «Солнышко» — это 4-летний курс для детей начальной школы. Занятия данного курса помогают адаптироваться первоклассникам, вновь прибывшим ученикам и детям с повышенной трево...