Технология критического мышления
занимательные факты по теме

Мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kritich_myshleniya.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

     Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков, обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать  различные стороны явлений и т.п.).  

     

     Суть  ТРКМ очень точно передана в китайской пословице:

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»

     Актуальностью  данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности,  усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.  

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.  

Технология РКМ позволяет решать задачи:

  1. Повышение качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии РКМ при изучении учебного предмета
  2. Повышение учебной мотивации;
  3. Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
  4. Формирование информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
  5. Повышение социальной компетентности
  6. Формирование навыков анализа и синтеза предметных текстов

  Существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:

1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.

2.Давать возможность учащимся размышлять. 
3.Принимать различные идеи и мнения.
 
4.Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
 
5.Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
 
6.Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
 
7. Ценить проявление критического мышления.

При этом ученики должны:

1.Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей; 
2.Активно участвовать в учебном процессе;
 
3.С уважением выслушивать различные мнения;

4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.

   В основе технологии РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

Технология «Развитие критического мышления» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Первая стадия называется вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они знают или думают. Иногда мозговая атака проводится индивидуально с каждым учеником, иногда парами или с участием всей группы. Кто-нибудь записывает результат групповой мозговой атаки на доске, причём все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет. Затем преподаватель может задавать вопросы учащимся о том, что не обсуждалось в данный момент, но имеет непосредственное отношение к прочитанному. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их соображения.

   На первой фазе осваивается несколько важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной тематике. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Через эту первичную деятельность обучаемыё определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. И наоборот, информация будет быстро утрачена, если она предложена учащемуся без контекста или без увязки с теми знаниями, которые у него уже были.

   Вторая цель фазы вызова – активизация обучаемого. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т.е. демонстрация знаний (себе и партнёру) происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Это даёт учащимся возможности эффективнее увязать новую информацию с известной, так как контекст для понимания становится самоочевидным.

   Поскольку долгий процесс понимания – это процесс увязывания новой информации с предыдущими представлениями, очень важна третья цель стадии вызова. На этой стадии определяется цель предлагаемой темы. Существует два типа целей: цель, поставленная преподавателем в предлагаемом тексте, и цель, выбранная учащимся самостоятельно. Цели, выбранные самостоятельно, более сильны, чем цели, определяемые извне. Обычно личный интерес определяет личную цель. Обычно личный интерес определяет личную цель. Мотивация учебной деятельности снижается, если устойчивый интерес к ней отсутствует.

   Вторая стадия называется смысловой. На ней обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма. Это такая фаза обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой второй фазы, обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать.

   Главная задача второй, смысловой стадии состоит в том, чтобы, во-первых, поддержать у обучающихся активность, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания. Хорошие учащиеся отслеживают свои мысли, встречаясь с новой информацией. Они перечитывают текст в том случае, если перестают его понимать. Они же и хорошие слушатели, так как воспринимая сообщение, обычно записывают или задают вопросы о том, что не поняли. Пассивные учащиеся обычно просто игнорируют эти проблемы в понимании. Они не отдают себе отчёта возникающей путанице, в недоразумениях или даже в пропусках информации.

   Третья фаза – рефлексия. На этом этапе следует задать вопрос о том, что было сделано после прочтения текста, и кратко обсудить результаты мозговой атаки, проведённой как индивидуально, так и всей группой. Рефлексия– это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение.

   При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Именно в этой фазе способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. для учащихся эти новые знания обретают качество своих. Когда учащиеся способны отслеживать собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими установившимися представлениями, т.е. сознательно увязывают новое с уже известным. в них все новые понятия.

   Итак, три стадии урока: ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего чтения или исследования. Затем освещается реализация СМЫСЛОВОГО ЭТАПА, на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими собственными идеями для того, чтобы придти к новому пониманию. Кульминацией этого является стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

Особенности

- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

- Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

- Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».

Организация урока. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Широко применяются на уроках такие приёмы, как : «Кластеры»,»Я знаю», «Да-нет» и т. п.

Приём “Корзина” идей, понятий, имен – нацелен на организацию индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Использование данного приёма позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Приём «Инсерт»  При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). 
Пометки должны быть следующие:
 


v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; 

   если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; 

+ если то, что вы читаете, является для вас новым; 

?      если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. 

Прием "Кластеры"

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.).

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Каковы этапы работы при составлении кластера?

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:                                                                        

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Прием "Кластеры" используется как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия», т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Прием ТРКМЧП "Я знаю"

Перед изучением новой темы выделяю ключевое понятие изучаемой темы и предлагаю учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.

2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

Пример. Тема: «Человек и природа» 4 класс.

На доске было выписано ключевое слово «Лес». По итогам работы на доске был составлен кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме.

Используя полученный кластер в качестве опоры, я перехожу к объяснению нового материала. Данный прием позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, вовлекать в учебный процесс всех учащихся с учетом их индивидуальных возможностей.

Приём  «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части – простые («тонкие»)

вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

Приём «Да – нет». Учитель озвучивает утверждения, связанные с темой урока,

обучающиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».

Приём «Таблица «ЗХУ» - «Знаю-хочу узнать - узнал». Заполняется в начале урока и

проводится анализ по окончанию полученной информации.  

Вывод: меняются роли педагогов и обучающихся, ученики не сидят

пассивно, а становятся главными действующими лицами на уроке, ученики на

уроке думают, вспоминают, делятся, рассуждают, читают, пишут, обсуждают.

Роль учителя в основном координирующая! Важно не в готовом виде давать

знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития

критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать,

сопоставлять, делать умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»     Цель:обобщить и систематизиров...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий).

Заинтересовать учащихся в группе продленного дня к знаниям по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам. Научить их анализировать и интерпритировать....