Учитель успешного ученика
статья на тему

Глибина Лариса Викторовна

Статья-рассуждение о том каким должен быть учитель успешного ученика...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_uspeshnogo_uchenika.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

МБОУ «СОШ №35 с углубленным изучением отдельных предметов»

Приволжского района г.Казани

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Глибина Лариса Викторовна

Дата 7.11.2012г.

Тема:    Учитель успешного ученика

Однажды мудрец увидел трёх работающих

под палящим солнцем в поте лица каменотёсов.

«Что ты делаешь?» - спросил мудрец одного из них.

«Обтёсываю камни», - ответил первый каменотёс.

«Что ты делаешь?» - спросил мудрец второго.

«Разве не видишь: зарабатываю себе на жизнь», -

услышал он ответ второго каменотёса.

«А ты что делаешь?» - спросил мудрец третьего.

«Я строю храм», - ответил тот.

Древняя притча

        Каждый из нас, учителей, работая с детьми, должен отдавать себе отчёт, на что направлены его усилия, что хочет он получить в итоге. Ведь если подумать, то душа каждого ребёнка – это тот самый храм, который нам доверено строить.

          Что такое современный учитель? Современный учитель – это личность, потому что только личность может воспитать другую личность – личность современного школьника.

        Какой же видится роль учителя сегодня? В Средние века объём знаний, накопленный человечеством, вполне мог быть освоен в процессе обучения в школе, университете. Пополнялся он медленно, поэтому его хватало на всю человеческую жизнь. И основным источником этих знаний был именно учитель. В настоящее время понятие образования меняется. Обновление знаний происходит непрерывно, источников информации с каждым днём становится

всё больше и больше, поэтому роль учителя также меняется. Он перестал быть единственным проводником информации. Однако по-прежнему невозможно представить современную школу без учителя. Только теперь он должен

учить школьников не каким-то уже существующим знаниям, устаревающим с невероятной быстротой, а учить учиться. Это же является одним из основных принципов новой модели образования, одним из требований нового образовательного стандарта.

        Создание стандарта общего образования – это принципиально новый  взгляд на то, каким мы хотим видеть будущего выпускника средней школы. Причём, школа должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация образовательной и воспитательной функции школы как посредника между ребёнком и обществом.

     Таким образом, школа должна воспитать личность, способную:

  • Самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор;
  • Отвечать за свои решения и поступки;
  • Разумно действовать в самых непредвиденных и нестандартных ситуациях;
  • Нести ответственность за себя и своих близких;
  • Обладать навыками учения и самообучения;
  • Идентифицировать себя как носителя национальной культуры, гражданина своей страны и как гражданина мира;
  • Находить разумный компромисс при решении проблем, возникающих в социуме.

Все эти качества, безусловно, сделают ученика-выпускника успешной личностью. А успешным ученик может стать только у успешного учителя.

Каковы же критерии успешности учителя?

Критерии успешности учителя

     Следовательно, обучать и воспитывать способных и одарённых детей в условиях школы  могут профессиональные, личностно одарённые педагоги. Одарённый ребёнок и талантливый учитель-профессионал – две стороны одной медали. И трудно сказать, что здесь первично.

Хочется отдельно рассмотреть профессиональные качества учителя успешного ученика и его личные качества.

Профессиональные качества учителя успешного ученика:

  • Компетентность (глубокие знания по предмету и методические навыки);
  • Требовательность к себе;
  • Заинтересованность в результате своей работы;
  • Умение создать атмосферу успешности на уроке и во внеурочной деятельности;
  • Умение сделать доступным сложный учебный материал;
  • Способность к постоянному самообразованию.

Последнее обстоятельство означает, что в течение жизни педагога изменяются не только технологии преподавания, но и происходит смена целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний.

Первоочередная задача образования – преодолеть отставание от запросов современной жизни, а это значит, что в подготовке учеников необходимо учитывать не только проблемы и потребности сегодняшнего дня, но и те, что проявятся в будущем.

Всё больше говорят о том, что в условиях распространения информационных и коммуникационных технологий роль учителя как источника информации должна постепенно перейти к информационным устройствам, оставив на его долю воспитательные функции, т.е. то самое формирование ценностных ориентаций и способности к самосовершенствованию и самообучению на протяжении всей жизни.

И в этом воспитательном процессе большую роль играет личность самого учителя. Ведь лучший метод воспитания – это воспитание личным примером.

Личные качества учителя успешного ученика:

  • Доброта и внимание к ученикам и коллегам;
  • Умение общаться, найти правильный подход к ученикам и родителям;
  • Организованность;
  • Инициативность и небезразличие;
  • Моральные и нравственные качества.

Становится очевидным, что учитель не имеет права на  равнодушие к своим недостаткам, к собственной личности.

Отношение к собственной личности учителя успешного ученика:

  • Активная жизненная позиция;
  • Стремление к расширению своего кругозора;
  • Постоянное повышение своего профессионального уровня;
  • Владение современными информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
  • Творческий поиск, инициатива, генерация и воплощение новых идей.

Итак, профессия учителя меняет своё изначальное содержание. Учителя становятся в большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача – помочь учащемуся сформировать своё образование и осознать свою личную ответственность за это.

А ещё востребованный временем педагог – это лидер, умеющий смотреть на мир глазами тех, кого он ведёт за собой, и вовремя сообщить им, что человека делает человеком. Чтобы стать таковым для детей, часто приходится преодолевать себя, свои привычки и чётко представлять, куда и зачем ведёшь своих воспитанников. Как говорил Марк Твен, «часто тот, кто не знает, куда направляется, неожиданно обнаруживает однажды, что оказался совсем не там, где хотел».

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешный ученик. Слагаемые успешности.

Успешный ученик. Могу ли я сказать 1 сентября в 1 классе кто из них будет успешным? Конечно нет.В вспомогательную школу поступают дети из специальных детских домов (Ядринский детский дом), из семей (ч...

Успешный учитель-успешный ученик.

Выступление  на педсовете....

Выступление на городской конференции "Успешность учителя и ученика - путь повышения эффективности образовательного процесса"

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию и...

Эффективный урок - стимул к успешности учителя и ученика

Выступление на педагогическом совете...

Социально-педагогический проект "Успешный ученик - успешная личность"

Ученикам коррекционной школы  часто присуща заниженная самооценка, которая приводит к снижению познавательной мотивации учащихся и создаёт препятствия на пути их успешной социализации. Проект нап...

Мастер – класс для педагогов "Успешный педагог — успешный ученик" /с применением технологии «Преобразование обучения для XXI века /.

Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.Задачи:1.     Расширение зоны личной уверенности педагогов.2.     Принятие сильных сторо...