Проектная деятельность младших школьников
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Лыкова Надежда Николаевна

Особенности работы над проектом в начальных классах. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnos_mladshikh_shkolnikov.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность младших школьников.

Слово проект в последнее время приходится слышать все чаще и чаще: почти каждый день  нам представляют новые проекты на телевидении, в образовании,  медицине, организации жизни и быта.

             Успех человека в современном мире во многом определяется его умением организовать свою жизнь как проект, т.е. определить дальнюю и ближнюю перспективы и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и оценить, удалось ли достичь поставленных целей после осуществления этого плана. Очевидно, справиться с таким многообразием деятельности может только хорошо подготовленный человек, т.е. человек, обладающий « проектным типом мышления» Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью организации особого вида деятельности- проектной деятельности.

    Проблема включения проектной деятельности  в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей.

   Проектная деятельность не является в педагогике чем-то новым, однако в нашей стране этот метод обучения долго не использовался.

         Умение пользоваться методом проектов является  показателем прогрессивности высокой квалификации преподавателя.

     Метод проектов представляет такой способ обучения, когда

учащиеся самым непосредственным образом включены в активный

познавательный процесс, самостоятельно формируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы,  делают выводы, анализируют свою деятельность,  формируя новые знания

и приобретая новый учебный жизненный опыт.

  Типы проектов отличаются многообразием.          

       По доминирующему в проекте методу:
1. Исследовательские.

2. Информационные.

 3. Творческие

. 4. Игровые.

 5. Практические. 


По продолжительности проведения проекты могут быть
1 Краткосрочными.

 2 Средней продолжительности.

 3 Долгосрочные. 

По количеству участников:

1 Индивидуальный.

2 Парный.

3 Групповой.

4 Фронтальный.


  Стадии работы над проектом. То есть проект — это «пять П»
  1Проблема.

2 Проектирование (планирование).

3 Поиск информации.

4 Продукт.

5 Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

Памятка для учащихся   «Как работать с проектом».

1    Выбери тему.

2   Определи цель.

3   Выбери форму выполнения проекта. (Альбом, газета, книжка-раскладушка, коллекция, макет, модель, плакат, реферат, серия иллюстраций, сказка, стенгазета, фотоальбом, поделка-сувенир, музыкальная подборка, журнал…)

4   Подбери по теме научно-популярную литературу (посоветуйся с учителем, родителями).

5   Выполни проект.

     6      Подготовь защиту (презентацию) проекта.

       Памятка для учащихся   «Как подготовить защиту (презентацию) проекта».

1 Назови тему.

2 Почему ты начал разрабатывать этот проект?

3 Какова основная идея твоего проекта?

4 Какие ещё идеи были у тебя? Почему ты их отверг?

5 Какие использовались материалы?

6 Чему пришлось учиться?

7 Сколько времени потребовалось для выполнения проекта?

8 Как  улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования? 

                                       

       Критерии оценки:

-  Реальность воплощения проекта.

-  Детальность проработки.

-   Доступность применяемых материалов и инструментов.

-    Оригинальность решений.

      -   Качество и аккуратность исполнения.

  Перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
 
  — Бизнес-план;
  — Видеофильм;
  — Выставка;
  — Газета;
  — Журнал;
  — Законопроект;
  — Праздник — Статья;
  — Сценарий;
  — Учебное пособие;
  — Чертеж;
  

Виды презентаций проектов могут быть различными, например:
— Игра с залом.
— Научный доклад.
— Отчет исследовательской экспедиции.
— Пресс-конференция.
— Путешествие.
— Реклама

Критерии успеха.

1. Достигнут конечный результат.

2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

3.Результат проекта может быть использован другими коллективами.

4.Информация о проекте широко распространена.

4 Затронуты аспекты: природный, социальный, экономический.

5 Получено удовольствие от своей деятельности

             

       Эта форма работы интересна мне, моим ученикам и родителям.

Для организации проектной деятельности учащихся начальных классов богатыми возможностями обладают все учебные дисциплины, но есть и сложности , так как дети малы и нуждаются в помощи .Так же приступая к проектированию с младшими школьниками , следует учитывать, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений .Их интересы ситуативные. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ёё выполнению нужно немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Но все трудности преодолимы, если родители учеников   являются нашими единомышленниками. Сотрудничая в таком состав учитель, ученик, родители, нами было создано за четыре

года немало интересных проектных работ по технологии , чтению, русскому языку. В проектную деятельность включились все ученики, каждый по своим силам и возможностям создавал проект.

 

        Созданию проекта может послужить содержание задачи, стихотворения ,рассказа, название темы урока или просто слово .

        Так читая произведения раздела « О братьях наших мень-

ших », ребята заметили,  что к ним мало иллюстраций,  и они  решили выступить в роли художников – иллюстраторов. Дети выбрали произведение , сделали книжку – раскладушку,  выполни-

ли рисунки,  оформили работу и защитили её.

       Содержание сказки И. Соколова – Микитова  послужило созданию новых  проектных работ. Была создана коллективная  работа « План в картинках »,

 « Путешествие за птицами в теплые страны  », придумана сказка.

        Серьёзные работы выполнили ребята по русскому языку на тему

 « Фразеологизмы » и « Словарные слова ». Так Цеско Женя работая по данной теме подобрал материал о возникновении фразеологизмов, пересказал сказку « По щучьему велению » с

вводом  фразеологизмов,  объяснил их значение,  проиллюстрировал её, подобрал  фразеологизмы к рисункам.

          Интересную работу выполнила Ефимьева Юля, в словарных словах

на  месте буквы,  трудной для запоминания она нарисовала рисунок схожий по контуру с данной буквой.  Я могу назвать ещё немало работ на данную тему,  любая из них неповторима интересна и заслуживает  высокой оценки. Презентация этих и других работ проходила на открытом уроке.

         По технологии ребята выполнили проектную работу «Лебединая верность », готовясь к экологическому празднику -работы из вторичных материалов .

В  конце учебного года учащиеся готовят зачётные работы, они самостоятельно выбирают тему и материал, под руководством учителя её  выполняют .

       Замечательные  проектные работы получились  из использованной одежды к уроку окружающего мира  по  теме  «Когда появилась одежда» Ребята спроектировали чудесные игрушки.

      Особого внимания заслуживает проект праздника и сам праздник «Деревенские посиделки». Над этим проектом работали мы  несколько месяцев. Этот проект объединил  несколько других проектов: оформление сцены, создание костюмов. А самое главное он объединил, ещё больше сплотил детей и родителей. После праздника, который является защитой проекта, дети сказали,  А что дальше как здорово!!! А дальше  была работа над проектом «Моя семья в годы войны», защитой явился праздник, на который пригласили прабабушек, дедушек, бабушек.

 Работая с этого года по ФГОС, с первоклассниками  создали  проекты  «Моя малая Родина», «Числа в стихах, загадках, пословицах». Проекты очень интересные. У меня есть ученик, который стесняется говорить на уроке, а вот проект при посторонних защищал!!!

   

        Всем проектным работам мы находим  применение : одни из них служат наглядным пособием,  другие дополнительным материалом

к урокам,  третьи игрушками и сувенирами для малышей.

         В жизни детям придётся очень много создавать проектов и

этому их нужно учить с детства.

Информационные ресурсы 

  1. Лутцева Е.А Технология: Ступеньки к мастерству: Программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2004.
  2. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. А. И. Сасовой. – М. Вентана - Граф, 2003.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.: АРКТИ, 2009.
  4. Н.М. Конышева Проблемы современного урока практического труда// Начальная школа.-2009.-№4.
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект “Мое дерево”// Начальная школа.- 2010.-№4.
  6. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования.// Начальное образование.- 2005.- №6.
  7. Белонин И.В. Организация фронтальной работы при выполнении проектов// Школа и производство.-2006.- №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...