Главные вкладки

    Развитие самоуправления в начальной школе
    методическая разработка на тему

    Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

     

    Этапы развития коллектива

    I Этап:

    Организационную функцию классный руководитель берет на себя:

    - предъявляет требования

    - задает правила и нормы взаимоотношений

    - прививает интерес детей к совместной деятельности

    II Этап:

    Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.

    Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.

    III Этап:

    Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_samoupravleniya_v_nachalnoy_shkole.docx34.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие  самоуправления в начальной школе

    Выступление на педагогическом совете

    Подготовила: учитель начальных классов Митькова Т.В.

    Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

    Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развитие их творческих инициатив. Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, дети организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.

    Всякая деятельность является своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает определённое их развитие. Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера.

    Когда школьник выступает с критикой своего одноклассника, смело и открыто указывая ему недостатки, он развивает в себе принципиальность, умение правильно оценить тот или иной поступок.

    Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке учащихся к участию в общественном самоуправлении, в воспитании организаторов, в формировании у детей важнейших качеств нового человека.
    Ясно, что решать эту задачу путём только лишь словесного воспитания, путём разъяснений и бесед невозможно: никакие книжки, никакие уговоры и поучения взрослых не заменят ребёнку его непосредственного жизненного опыта, личного участия в общественно-полезной деятельности. 
    Однако, если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей ученического самоуправления.

    Организаторская работа складывается из ряда специфических умений и навыков. Это умение планировать, выбирать главное в работе, правильно распределять обязанности товарищей, а также такие навыки, как исполнение обязанностей. Любые из названных умений и навыков должны быть предметом специальной заботы учителя: трудно рассчитывать, что они появятся у детей сами собой. Поэтому каждый педагог должен быть хорошим организатором, без этого невозможно успешное решение задач развёртывания детского самоуправления в классе и школе.
    Наконец, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что практически выступая в определённой роли в своём коллективе, учащиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых современному человеку.

    У учащихся формируется такое важное качество, как принципиальность во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим одноклассникам.

    Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребёнком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности.Не следует, однако думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьёзной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым. При правильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, индивидуализм. Непосредственные причины тому могут быть различные: неправильное осуществление выборности, когда одни и те же обязанности выполняются в течение ряда лет одними и теми же детьми, отсутствие отчётности перед другими детьми о своей работе. Но главная причина здесь одна: ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.
    Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развёртывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.

    Этапы развития коллектива

    I Этап:

    Организационную функцию классный руководитель берет на себя:

    - предъявляет требования

    - задает правила и нормы взаимоотношений

    - прививает интерес детей к совместной деятельности

    II Этап:

    Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.

    Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.

    III Этап:

    Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.

    С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

    Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:

    Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?

    Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?

    Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?

    В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. В этой работе учитель использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. В ноябре они уже могут выполнять обязанности акима, санитара, цветовода, игровика, хозяйственника и т. д. Дети помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал и т. д. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, малыши очень ревниво относятся к таким поручениям: каждому хочется быть санитаром и ухаживать за рыбками, дежурить и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся. Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначив на должность».
    Со второго класса, когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок (опять-таки не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Опыт показывает, что исключительно важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Красивые нарукавные повязки, эмблемы с вышитым на них цветочком, рыбкой, красным крестом не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной работу актива, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива.
    С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.

    В классах создаются группы, советы, в которых становятся руководящим ядром ученического актива в классе.

    Примерные группы и их обязанности

    • Медицинская служба класса – фиксирует пропуски занятий учащимися, сдают медицинские справки в медкабинет, собирают информацию о заболеваемости учащихся класса, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома длительное время, готовят устные журналы и газеты для малышей, собирают информацию из газет и журналов для школьной газеты, готовят сообщения для классов в период эпидемий болезней и т.д.
    • Библиотечная служба класса – помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей – предметников, сбор книг для оказания шефской помощи, организация получения и сдачи школьных учебников, организация посещения книжных выставок, встреч с писателями, анализ читательских интересов учащихся класса при подготовке родительских собраний, совещаний педагогов;
    • Дежурные по столовой и гардеробу – отношение учащихся класса к дежурству в столовой и в гардеробе, выпуск молний и газет, организация сюрпризных моментов во время дежурства класса в столовой;
    • Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из жизни класса для редколлегии школьной газеты, выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов из жизни школы и класса для редакции школьной газеты, выпуск устных журналов, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников;
    • Репортерская служба класса, в обязанности которой входит подготовка фотосюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фотосюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением альбомов, фильмов о классе, например "Один день из жизни класса", "Последний день в школе в роли ученика;
    • Хозяйственная служба класса – сохранность и ремонт мебели класса, сбор денежных средств в копилку класса, подготовка и обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах, обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса в совете школы, оказание шефской помощи больным престарелым людям. Организация и проведение конкурсов, например, "Город мастеров";
    • Служба озеленения – забота о растениях класса и школы, разведение редких зеленых насаждений, участие в исследовательской работе кабинет биологии, организация и проведение экскурсии в природу, в ботанический сад, организация живых уголков, подготовка "зеленых сюрпризов" к дням рождения учащихся класса;
    • Служба сохранения здоровья – учащиеся, которые отвечают за популяризацию физической культуры среди учащихся класса. Анализ посещения уроков физической культуры, подготовка команды класса для участия в физкультурных состязаниях школы и района, сообщения "из первых рук" о физкультурных достижениях учащихся класса, организация и проведение, подготовка и участие в разработке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе, подготовка снаряжения и определение маршрутов походов класса, проведение физкультурных минуток в классе, организация шефской работы с малышами, организация встреч с великими спортсменами, победителями спортивных соревнований в классе и школе, организация посещения спортивных мероприятий;
    • Сценарная группа – учащиеся, у которых хорошо развиты литературные способности, желание разрабатывать праздники в классе. Сценарная группа занимается подбором необходимого материала для подготовки сценариев, подбором музыкального материала, поиском музыкальных текстов и записей, анализирует выбор учащимися тем для проведения внеклассных мероприятий, составляет программы концертов, сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе, ребята помогают в подготовке праздников у младших школьников. Проводят анализ внеклассных дел и рейтинг участия в них учащихся.
    • Аналитики класса – учащиеся, которые помогают классному руководителю организовывать работу с классом в направлении "Интеллект". Аналитики класса помогают классному руководителю подбирать материал для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, представляют класс в интеллектуальных мероприятиях школы, научном обществе учащихся, готовят информационные часы, часы общения. Группа аналитиков помогает учителям начальных классов в подготовке познавательных дел в классах, готовят дни интеллектуального творчества в школе и классе;
    • Диджейская группа занимается досугом учащихся класса. Они занимаются проведением дискотек в классе, вечеров, выполняют роль ведущих на таких праздниках, готовят информацию для класса о театральной и концертной афише города или района, готовят беседы о направлениях в музыке, знакомят с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп, организуют музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе;
    • Лидеры – ребята, которые организуют внеклассную жизнь у младших школьников и в своем классе. Ребята представляют класс в общественных организациях школы и района, налаживают контакт с общественными молодежными организациями, готовят сообщения о молодежных организациях в районе и городе, помогают классному руководителю готовить общественные акции, дебаты, референдумы, дискуссии.

    Сопроводительная диагностика классного коллектива

    • Методика "Чудо – дерево"

    Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
    Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
    Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
    Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
    Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
    Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
    Белое – записываются предложения в будущий план работы.
    "Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.

    • Методика "Мишень активности"

         Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.

    • Знаком "+" отмечают, как далеко находится от центра.
    • Отмечают, где бы хотелось находиться.

    Листы подписываются.

    Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
    1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
    2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
    3 – если потребуют, то выполняют дела.
    4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
    5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.

    • Методика "Фотография"

    Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
    Анализируя полученные "групповые снимки" педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.

    • Анкета для учащихся
    • Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?
    • У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?
    • Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?
    • Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?
    • Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?
    • Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?

     

    Методика определения уровня развития  самоуправления в ученическом коллективе М.И.Рожкова (адаптирована для начальной школы)

    Цель: определить уровень развития ученического самоуправления

    Ход проведения: учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

     2 1 0

    1

    Вношу предложения в работу класса

     2 1 0

    2

    Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе

     2 1 0

    3

    Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач класса

     2 1 0

    4

    У нас в классе обязанности четко и равномерно распределены между учащимися

     2 1 0

    5

    Выборный актив класса  пользуется авторитетом среди учащихся

     2 1 0

    6

    Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям

     2 1 0

    7

    Учащиеся класса ответственно относятся к возложенным обязанностям

     2 1 0

    8

    Стремлюсь приложить все усилия, чтобы поручения были мною выполнены

     2 1 0

    9

    Готов (а) ответить за результаты своей работы

     2 1 0

    10

    Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы

     2 1 0

    11

    Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий школы

     2 1 0

    12

    Я и мои одноклассники участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы

     2 1 0

    13

    Мы стремимся к сотрудничеству и общению с другими классами школы

     2 1 0

    14

    Я удовлетворен отношениями моих одноклассников с другими классами

     2 1 0

    15

    Актив республики «Солнышко» пользуется заслуженным авторитетом

     2 1 0

    16

    Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений актива школы

     2 1 0

    17

    Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов

     2 1 0

    18

    Я осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива

     

    На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 2 – «да» ; 1 – «не всегда, иногда», 0 – «нет»

    Обработка результатов. 18 предложений разбиваются на 6 групп по 3 высказывания

    1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность

    2)организованность классного коллектива

    3) ответственность членов классного коллектива за его дела

    4) включенность класса в дела общешкольного коллектива

    5) отношения класса с другими ученическими коллективами

    6) ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива.

       По каждому блоку подсчитывается сумма баллов. Затем она делится на число участников опроса и на 6 ( макс кол-во баллов в блоке)

        Уровень самоуправления коллектива класса определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5  и меньше 0,8 – то средний, больше 0,8 – высокий.

        Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в школьном коллективе низкий, если выше 0,55 но ниже 0,85 – то средний, если выше 0,85 - высокий.

    И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель ученического самоуправления в начальной школе.

    О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...

    Модель ученического самоуправления в начальной школе

    О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...

    Самоуправление в начальной школе.

    Один из способов организации самоуправления в начальной школе....

    Потенциал классного самоуправления для развития УУД в начальной школе.

    Статья раскрывает возможности классного самоуправления для развития УУД....

    Развитие самоуправления в начальной школе

    Коллектив имеет большое влияние на формирование личности. В совместной работе у ребят развиваются чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия....

    Развитие самоуправления в начальной школе.

    Этапы и методы формирования навыков самоуправления в начальной школе...

    Статья "СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСКРЫТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА"

    В статье рассказвается о системе самоуправления в отдельно взятом классе, ее особенностях, а также о трудностях, с которми столкнулся педагог. Представлены результаты....