Развитие самоуправления в начальной школе.
статья на тему

Федоренко Инна

Этапы и методы формирования навыков самоуправления в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samoupravleniya_v_nachalnoy_shkole.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Федоренко И.М. – классный руководитель 1б класса

МБОУ « Гимназия № 136»

Г.Нижнего Новгорода

       «Развитие самоуправления в   начальной     школе»

          Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся ,а завтра они станут взрослыми и начнут жить самостоятельно. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет самоуправление.

В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга.

          Что означает слово-самоуправление? Заглянем в словарь.

Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся, реализовать лидерские качества. В классе должна быть создана обстановка, в которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.

Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берем 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнью классного сообщества.

          Как учитель начальных классов, я думаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

          Для себя я выделила 4 этапа развития самоуправления в классе, которые соответствуют ступеням обучения в начальной школе.

          На первом этапе проводятся анкетирования детей и родителей, с целью выявления интересов и потребностей, а также диагностика личности учащихся ( социометрия ,наблюдения, анкетирование).

          Одним из важнейших направлений в деятельности классного самоуправления является создание и оформление классного уголка ,в котором отражается жизнь ученического коллектива. В нашем уголке есть такие разделы: « Наш дружный класс», « Наш актив», « Наш девиз», « График дежурства», « С днем рождения», « Родительский комитет» .

При самоуправлении школьники выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта. При этом необходимо сохранить взаимоуважение, поэтому в начале учебного года на первом классном часе мы с ребятами приняли законы дружного коллектива  и стараемся их выполнять.

          Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными ,ждут возможности проявить себя. С первых дней обучения  используется простейшая форма самоуправления - дежурство ( с ней ребята знакомы с детского сада). Я разъясняю детям обязанности дежурных . Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования ,раздают школьникам тетради ,ухаживают за комнатными растениями. Совместно с ребятами создается памятка для дежурных.

          Время идет, дети взрослеют и такого вида деятельности им уже недостаточно. Хочется чего-то нового, интересного. Таким новым становится деление класса на микрогруппы  Это происходит во втором полугодии по желанию ,а также на основе наблюдений и результатов анкетирования. Так создается актив класса и организуется работа по секторам.

Учебный сектор

-проводит рейды по проверке сохранности учебников ,школьно-письменных принадлежностей, готовности к урокам. Контролирует наличие и своевременное пополнение порфолио.Также организуют внеклассные мероприятия по предметам, например, инсценирование эпизодов из литературных произведений, выполнение проектов и других творческих работ.

Культмассовый сектор

-организует и проводит игры на переменах и в ГПД, конкурсы рисунков, помогает в организации праздников.

Трудовой сектор

-следит за порядком и чистотой в классе, за внешним видом учащихся, помогает в столовой убрать тарелки, задвинуть стулья, отвечает за озеленение класса.

Спортивный сектор

-организует подвижные игры на свежем воздухе в ГПД, помогает учителю физкультуры проводить разминки, спортивные игры, участвует в празднике « Мама, папа, я - спортивная семья»

          В конце каждой недели подводим итоги. Каждая группа разбирает, как выполнили свои поручения: что удалось сделать, что нет и почему, оценивает свою работу. Члены других групп подтверждают, либо делают замечания. При подведении итогов учитывается качество выполнения заданий, активность членов группы и дисциплина.

          Во втором классе мы с ребятами будем продолжать работу по развитию самоуправления. На каждом следующем этапе их роль в самоуправлении классным коллективом будет приобретать более самостоятельный характер.

 В заключении хочется сказать ,что самоуправление в начальной школе возможно, более того, оно необходимо. Ведь только так наши ребята научатся организовывать себя и своих товарищей, работать сообща и быть заинтересованными в общем деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в начальной школе.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...

Модель ученического самоуправления в начальной школе

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...

Самоуправление в начальной школе.

Один из способов организации самоуправления в начальной школе....

Развитие самоуправления в начальной школе

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Этапы развития коллективаI Этап:Организационную фу...

Потенциал классного самоуправления для развития УУД в начальной школе.

Статья раскрывает возможности классного самоуправления для развития УУД у учащихся начальных классов....

Развитие самоуправления в начальной школе

Коллектив имеет большое влияние на формирование личности. В совместной работе у ребят развиваются чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия....

Статья "СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСКРЫТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА"

В статье рассказвается о системе самоуправления в отдельно взятом классе, ее особенностях, а также о трудностях, с которми столкнулся педагог. Представлены результаты....