Проектная деятельность младших школьников.
методическая разработка (1 класс) на тему

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_mart_2014.docx19.97 КБ
Файл vystuplenie_pedsovet_mart_2014.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность младших школьников

По ФГОС НОО  главная    задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.

  Формирование личности и продвижение в развитии осуществляется только в процессе собственной деятельности, направленной на открытие новых знаний.

         Деятельный способ обучения не нов. Ещё в 1920 году американский философ и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Современное переосмысление основных идей Дьюи можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к воспитанию, который предполагает:

— связь обучения с жизнью;

— развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

— развитие умения адаптироваться к действительности;

— умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Одним из методов, позволяющих выполнять поставленные задачи, является метод проектов.

Учебный проект учит:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию деятельности;

— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Учебный проект

Проблема проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Актуальность проблемы мотивация

Цель проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Целеполагание

Задачи проекта

«Как?» (мы это можем делать)

Постановка задач

Методы и способы

«Что получится?» (как решение проблемы)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Почему?» (это важно для меня лично)

Ожидаемый результат

           Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных.

Продуктом работы над проектом может быть презентация, чертеж, эскиз, альбом, эссе на тему проекта, школьная газета с подбором статей на определенную тему, спектакль или концерт. Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как — это так называемая «рефлексия деятельности».

         Система общего развития Л.В.Занкова считает деятельный способ передачи знаний ведущим.

          В УМК системы общего развития Л.В.Занкова входят рабочая тетрадь для учащихся 2-4 классов «Я - исследователь» и методическое пособие для учителя А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Тетрадь предназначена для работы со 2 класса, но я начала использовать её с 1 сентября 2012года на занятиях кружка «Проектная деятельность». Этот кружок работает и во втором классе.

        За время работы кружка были созданы индивидуальные и коллективные проекты: «Домашние питомцы», «Зимующие птицы микрорайона МОУ «СОШ №73», «Сочи 2014» и другие.

       В марте 2013 года приняла участие в районном семинаре-практикуме «Начальная школа в условиях ФГОС второго поколения».

        Было проведено открытое  занятие кружка «Проектная деятельность» по теме «Защита проектов о зимующих птицах».

        На семинаре учителей Кировского района по теме: «Начальная школа в условиях ФГОС второго поколения» выступила с докладом «Из опыта работы по формированию навыков исследовательской деятельности у младших школьников».

      В феврале 2014 года состоялось открытое занятие кружка «Проектная деятельность» по теме предстоящей зимней олимпиады в Сочи. На занятии

присутствовали родители обучающихся.

       Метод проектно-исследовательской деятельности часто используется на уроках.

       Например, на уроке технологии предлагаю детям рассмотреть предметы, которые они принесли для выполнения аппликации: гальку, камушки, семечки, бусинки и т.д. Сегодня мы сотворим чудо, используя эти предметы. Что вы знаете о них? (работа в группах) Ребята выбирают свой метод исследования: кто-то подумает сам, кто-то узнал от родителей, кто-то узнал из книг, кто-то видел передачу по телевизору и т.д. Следующий этап – метод обращения к книге. Рассматриваем образцы и думаем как их можно изготовить (последовательность действий). План действий каждая группа на листочке изображает графически. Затем обсуждаются варианты и выбирается оптимальный. Далее предлагается на выбор – следование в работе образцу в книге или придумать свой узор. В конце урока организуется выставка поделок, чтобы создать ситуацию успеха у каждого ученика и в тоже время учиться самооценке и самоконтролю, сравнивая свою работу с другими. Ребята задают вопросы друг другу, обсуждают увиденное. Кто-то хочет дома попробовать сделать ещё что-то из других предметов.

        В 1 классе на   экскурсии   по   окружающему   миру   проводили   экспресс-исследование видового состава флоры зелёной зоны вокруг школы. Ребята делились на 3 группы: группа друзей деревьев, кустарников и травянистых растений. Кроме определения видового разнообразия выявлялись возможные жалобы растений, предлагались меры по их защите. По результатам исследования был создан проект «Растения зелёной зоны МОУ «СОШ № 73».

       Во 2 классе при изучении хвойных и цветковых растений обучающиеся создавали проекты о растениях.

       По литературному чтению работаем над проектами «Весна».

       По русскому языку занимаемся проектом «Страна словарных слов».

       30 апреля 2013 года по математике дала открытый урок-исследование Классификация многоугольников».

            Итак, метод проектной деятельности характеризуется как:

— личностно ориентированный;

— деятельностный;

— обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельноcти;

— построенный на принципах проблемного обучения;

— развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

— формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

— воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

— здоровьесберегающий.

         Использование проектной деятельности способствует формированию метапредметных и личностных результатов, способствуют саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся.



Предварительный просмотр:

Проектная деятельность младших школьников

По ФГОС НОО  главная    задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.

  Формирование личности и продвижение в развитии осуществляется только в процессе собственной деятельности, направленной на открытие новых знаний.

         Деятельный способ обучения не нов. Ещё в 1920 году американский философ и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Современное переосмысление основных идей Дьюи можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к воспитанию, который предполагает:

— связь обучения с жизнью;

— развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

— развитие умения адаптироваться к действительности;

— умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Одним из методов, позволяющих выполнять поставленные задачи, является метод проектов.

Учебный проект учит:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию деятельности;

— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Учебный проект

Проблема проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Актуальность проблемы мотивация

Цель проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Целеполагание

Задачи проекта

«Как?» (мы это можем делать)

Постановка задач

Методы и способы

«Что получится?» (как решение проблемы)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Почему?» (это важно для меня лично)

Ожидаемый результат

           Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных.

Продуктом работы над проектом может быть презентация, чертеж, эскиз, альбом, эссе на тему проекта, школьная газета с подбором статей на определенную тему, спектакль или концерт. Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как — это так называемая «рефлексия деятельности».

         Система общего развития Л.В.Занкова считает деятельный способ передачи знаний ведущим.

          В УМК системы общего развития Л.В.Занкова входят рабочая тетрадь для учащихся 2-4 классов «Я - исследователь» и методическое пособие для учителя А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Тетрадь предназначена для работы со 2 класса, но я начала использовать её с 1 сентября 2012года на занятиях кружка «Проектная деятельность». Этот кружок работает и во втором классе.

        За время работы кружка были созданы индивидуальные и коллективные проекты: «Домашние питомцы», «Зимующие птицы микрорайона МОУ «СОШ №73», «Сочи 2014» и другие.

       В марте 2013 года приняла участие в районном семинаре-практикуме «Начальная школа в условиях ФГОС второго поколения».

        Было проведено открытое  занятие кружка «Проектная деятельность» по теме «Защита проектов о зимующих птицах».

        На семинаре учителей Кировского района по теме: «Начальная школа в условиях ФГОС второго поколения» выступила с докладом «Из опыта работы по формированию навыков исследовательской деятельности у младших школьников».

      В феврале 2014 года состоялось открытое занятие кружка «Проектная деятельность» по теме предстоящей зимней олимпиады в Сочи. На занятии

присутствовали родители обучающихся.

       Метод проектно-исследовательской деятельности часто используется на уроках.

       Например, на уроке технологии предлагаю детям рассмотреть предметы, которые они принесли для выполнения аппликации: гальку, камушки, семечки, бусинки и т.д. Сегодня мы сотворим чудо, используя эти предметы. Что вы знаете о них? (работа в группах) Ребята выбирают свой метод исследования: кто-то подумает сам, кто-то узнал от родителей, кто-то узнал из книг, кто-то видел передачу по телевизору и т.д. Следующий этап – метод обращения к книге. Рассматриваем образцы и думаем как их можно изготовить (последовательность действий). План действий каждая группа на листочке изображает графически. Затем обсуждаются варианты и выбирается оптимальный. Далее предлагается на выбор – следование в работе образцу в книге или придумать свой узор. В конце урока организуется выставка поделок, чтобы создать ситуацию успеха у каждого ученика и в тоже время учиться самооценке и самоконтролю, сравнивая свою работу с другими. Ребята задают вопросы друг другу, обсуждают увиденное. Кто-то хочет дома попробовать сделать ещё что-то из других предметов.

        В 1 классе на   экскурсии   по   окружающему   миру   проводили   экспресс-исследование видового состава флоры зелёной зоны вокруг школы. Ребята делились на 3 группы: группа друзей деревьев, кустарников и травянистых растений. Кроме определения видового разнообразия выявлялись возможные жалобы растений, предлагались меры по их защите. По результатам исследования был создан проект «Растения зелёной зоны МОУ «СОШ № 73».

       Во 2 классе при изучении хвойных и цветковых растений обучающиеся создавали проекты о растениях.

       По литературному чтению работаем над проектами «Весна».

       По русскому языку занимаемся проектом «Страна словарных слов».

       30 апреля 2013 года по математике дала открытый урок-исследование Классификация многоугольников».

            Итак, метод проектной деятельности характеризуется как:

— личностно ориентированный;

— деятельностный;

— обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельноcти;

— построенный на принципах проблемного обучения;

— развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

— формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

— воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

— здоровьесберегающий.

         Использование проектной деятельности способствует формированию метапредметных и личностных результатов, способствуют саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...