Проектная деятельность младших школьников
учебно-методический материал на тему

К современным детям  поступает огромное количество информации. Обилие этой информации, само по себе, не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Наша задача научить их этому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon doklad_boytsovoy_e.n.zip2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Методика работы над проектом в начальной школе.

Доклад подготовлен учителем Нижневартовской санаторно-лесной школы Бойцовой Е.Н.

К современным детям  поступает огромное количество информации. Обилие этой информации, само по себе, не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Моя задача научить их этому.

Необходимо создавать условия для:

  • формирования у детей информационной компетентности;
  • формирования у ребят коммуникативной компетентности;

Надо учить:

  • не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике;
  • формировать вопросы для общения и поиска информации.

Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность.

Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников  – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.

Что же такое учебный проект? Это и задания для учащихся, сформулированное в виде проблемы и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Основной тезис:

 «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»

Формируя предметные, метапредметные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.

Этапы проектной деятельности:

  1. Поисковый
  2. Аналитический
  3. Практический
  4. Презентационный
  5. Контрольный

После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успех

Типология проектов
По доминирующей в проекте деятельности:

-исследовательские,

-информационные,

-практико-ориентированные,

-ролево-игровые,

-творческие;

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевой проект. на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

По предметно – содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей).

По продолжительности: мини – проекты ( 1 урок или менее), краткосрочные (4 - 6 уроков), недельные, годичные.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев

Особенности организации проектной деятельности

Тема проекта:

-Выбирается из содержания учебных предметов

-Близка и понятна детям;

-Находится в зоне их ближайшего развития

Длительность выполнения проекта

1-2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий, самостоятельной работы при участии родителей

Оценка выполнения проекта

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.

Формы продуктов проектной деятельности

  • справочник; газета; журнал;
  • альбом;
  • гербарий; карта;
  • экскурсия;
  • игра; сценарий праздника;
  • костюм; макет; модель;  сувенир;
  • мультимедийный продукт;
  • учебное пособие и др.

Формы презентации проектов

  • демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода;
  • защита реферата;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • праздник или инсценировка;
  • демонстрация учебного пособия и т.п.

Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.

Критерии успеха работы над проектом

  • Достижение конечного результата;
  • Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;
  • Сплоченность участников команды;
  • Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного;
  • Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.

Приведу практические  примеры проектной деятельности в моем классе за последнее время.

Проект «Веселая гусеница»

  • Учебный предмет: литературное чтение.
  • Класс: 1
  • Вид проекта: монопредметный, среднесрочный, коллективный.
  • Сроки проведения: апрель-май 2013 года.
  • Цель проекта: пробуждение  интереса к чтению детской художественной литературы.
  • Проблема: низкие показатели техники чтения учащихся в классе
  • Форма презентации: конкурс читательских дневников в виде «гусеницы».
  • Результативность: выявлены  и награждены победители конкурса; к концу года произошло повышение показателей техники чтения на 15 %.

Проект «Осенняя ярмарка талантов»

  • Класс: 2
  • Вид проекта: межредметный, творческий,  краткосрочный, коллективный.
  • Сроки проведения: 3-4 неделя сентября.
  • Цель проекта: реализация творческих способностей учащихся через различные виды искусств (живопись, поэзию, прикладную деятельность и т.п).
  • Форма презентации: выставка рисунков и поделок из природного материала, выступления детей на уроках.
  • Результативность: лучшие поделки отправлены на Всероссийский конкурс «Фея осени» (сайт «Фактор роста»). Есть победители в трех номинациях.

Вывод:

Таким образом в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения.  И достичь этого  можно  через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...