Анализ цели урока
методическая разработка на тему

Сеткова Марина Александровна

Правильно поставленная цель - основа успешного урока: она «цементирует» урок, определяет отбор содержания и методов, характер и уровень требований к ученику. Умение четко поставить цель урока - один из главных критериев методической подготовленности учителя. Оно относится к интегративным умениям, синтезирующим  ряд составляющих: знание предмета, психолого-педагогические и практические умения, личностные качества учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_tseli_uroka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ЦЕЛИ УРОКА

Цели обучения определяют, что мы хотим получить на уроке и в процессе преподавания предмета, чего ждём от того или иного педагогического приёма, метода, средства, задачи, упражнения и т.д.

Правильно поставленная цель - основа успешного урока: она «цементирует» урок, определяет отбор содержания и методов, характер и уровень требований к ученику.

Умение четко поставить цель урока - один из главных критериев методической подготовленности учителя. Оно относится к интегративным умениям, синтезирующим  ряд составляющих: знание предмета, психолого-педагогические и практические умения, личностные качества учителя. Мы бы назвали здесь и умение анализировать содержание учебного, материала, функциональные особенности различных методов, оценивать возможности предмета для реализации тех или иных целей, способность диагностировать познавательные возможности учащихся, построить перспективную схему учебной деятельности.

Приведём примерный перечень возможных целей урока:

  • Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма

      знаний.

  • Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.
  • Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.
  • Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности  

      школьников.

  • Овладение практическими способами деятельности.

Основная цель образовательного процесса - воспитать знающего человека, способного к продуктивной деятельности. На этапе подготовки и организации урока эта общая цель подразделяется на ряд промежуточных, тоже достаточно общих целей.

Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на этом уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может и не достигнута. В па дать от этого в отчаяние не стоит: у каждого учителя есть немало возможностей скорректировать свои действия.

К познавательным целям относятся:

  • Ознакомление учащихся с новыми фактами и явлениями;
  • Изучение новых понятий, законов, теорий и т.д.;
  • Установление новых связей между понятиями;
  • Углубление понимания сущности известного понятия, закона, явления путём его  

      использования для получения нового знания;

  • Введение новых терминов и условных обозначений;
  • Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.
  • Знакомство с принципом действия прибора и механизма.
  • Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями каталогами  

       другими дидактическими средствами.

  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.
  • Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.
  • Закрепление и углубление знаний.

Эти цели могут детализироваться и конкретизироваться в поурочном плане учителя, разбиваться ещё на несколько промежуточных целей. Например, провести разграничение («Укажи, какие из изображенных на рисунке растений относятся к зонтичным»), указывание («Какое из известных вам литературных героев описывает этот отрывок?»); научить давать определение термина и узнавать термин по его определению, давать описание, составлять план деятельности или работать по заданному плану, иллюстрировать свои мысли и утверждения («Подбери в тексте примеры, подтверждающие..»); аргументировать свою точку зрения или строить доказательство («Докажи, что это растение относится к семейству...»); устанавливать связи, различать причину и следствие («Назови причины ,по которым...»), строить прогнозы («Перечисли следствиям которым может привести это событие, поступок героя  №»),обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения («По результатам наблюдений сделать вывод о закономерности, связывающий эти факты») и т.д.

К целям урока относится формирование умений:

  • Анализировать, устанавливать связи и отношения (причина-следствие, целое-часть, общее-частное, предпочтительное - нежелательное)
  • Подбирать аргументы, строить доказательство, логическую цепочку рассуждений, ведущую к умозаключению.
  • 0бобщать, классифицировать, систематизировать объекты.
  • Выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы.
  • Переносить знания в новую ситуацию.
  • Планировать свою деятельность, выбирать ее средства, приборы, материалы, оборудование.
  • Переводить информацию в другую знакомую или языковую форму.
  • Наблюдать и экспериментировать.

Реализация этих целей на уроке, как правило, переплетается с воплощением той или иной познавательной задачи, что требует смены последовательности учебных действий.

Воспитательные цели на уроке реализуются двояко.

Первый способ - использовать воспитательную информацию учебного материала (такими возможностями в большей степени обладают гуманитарные предметы).

Второй  способ - использовать такие виды деятельности школьников, которые требуют проявления любознательности, увлеченности, наблюдательности, ответственности, активности, самостоятельности, решительности, сообразительности, исполнительности, деловитости, аккуратности и т.д. А это уже воспитание характера, некоторых личностных качеств.

К таким целям относятся:

  • формирование научного мировоззрения, убеждений;
  • ответственного отношения к труду, в том числе и учебному;
  • воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек;
  • воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи:
  • пробуждение познавательного интереса к учебному предмету и окружающим явлениям;
  • воспитание сознательной дисциплины и общественно - значимого стиля поведения;
  • развития способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;
  • формирование умений осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, критически, но объективно оценивать предметы и явления, поступки и действия (свои и чужие).

                                       

                               Требования к уроку

При анализе урока целесообразно учесть, соблюдаются ли основные требования к нему:

  • Соответствие содержания и методов поставленным целям (умеренная широта охвата материала),
  • Рациональность распределения времени на уроке.
  • Логичность и последовательность изложения содержания и организуемой учителем самостоятельной деятельности учеников.
  • Соответствие словарного запаса учителя активному словарному запасу школьников.
  • Умеренный темп урока.
  • Постоянная обратная связь с классом на всех этапах урока.
  • Опора на жизненный опыт ребят.
  • Доступный каждому ученику уровень обучения и отдельных заданий
  • Благоприятный стиль делового общения на уроке и его общий психологический климат.
  • Тактичность учителя,
  • Своевременность и достоверность оценки учебной деятельности школьников.
  • Опора на индивидуальность и возрастные особенности детей.
  • Сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся на уроке.

          Составление методического паспорта учителя

                                        и работа с ним

Для составления методического паспорта можно использовать специальные карты, в которых по вертикали вписывается дата и наименование урока учителя, по горизонтали – все виды педагогических действий, необходимых для успешного решения задач обучения:

  • Уметь ставить и реализовывать цели обучения (познавательные и воспитательные). Если цель ставилась четко и удачно реализовалась, поставьте против этого действия знак «плюс», если ставилась, но реализовалась неудачно – «минус». Если не ставилась вообще – отметка не делается (можно поставить знак вопроса и позже побеседовать об этом с учителем);
  • Уметь отбирать материал к уроку;
  • Информационная емкость урока (если урок недогружен, ставится знак «Н», если перегружен – «П»);
  • Соответствие используемого материала цели урока ( знак «+» или «-»);
  • Уметь выстраивать материал в целостную методическую систему;
  • Уметь выделять и фиксировать главное;
  • Направлять урок на формирование личностных качеств школьников;
  • Адаптировать материал к возрастным особенностям класса;
  • Использовать межпредметные связи (органично, а не механистично);
  • Осуществлять связь с жизнью, опираться на практический опыт школьников;
  • Владеть приемами повышения активности и познавательного интереса;
  • Уметь снимать утомление, напряжение;
  • Логично и последовательно выстраивать элементы урока;
  • Уметь распределять время;
  • Уметь организовывать самостоятельную работу, вовлекать в нее;
  • Уметь устанавливать обратную связь, своевременно обнаруживать ошибки и не понимание;
  • Стремление понять ученика, действовать сообразно с его интересами;
  • Уметь использовать преемственные и перспективные связи между темами курса;
  • Уметь не создавать и снимать психологические барьеры;
  • Выразительно и доступно говорить, владеть интонацией, жестом, мимикой;
  • Эмоционально окрашивать рассказ и общение с ребятами, быть тактичным и доброжелательным.
  • Вовремя ликвидировать пробелы в знаниях.
  • Уметь ставить вопросы и задания:

** точность формулировок;

** краткость;

** наличие паузы для обдумывания:

** завершенность деятельности по проблеме, вопросу;

  • Уметь строить логичную систему вопросов и заданий.
  • Уметь организовывать закрепление теоретического знания и способов деятельности.
  • Уметь развивать речь учащихся.
  • Четко подвести итог урока, изложения, ответа.
  • Организовывать взаимодействие и взаимопомощь.
  • Четкость целевых установок контроля, рационально выбирать для этого время.
  • Уметь слушать ученика и комментировать ответ.
  • Способность сочетать разные виды деятельности учащихся, использовать игровые элементы, создавать проблемные ситуации, использовать ТСО.
  • Уметь учить работе с источниками знаний,
  • Спокойствие и выдержка на уроке.

Эти профессиональные качества учителя, конечно же не стоит фиксировать на одном уроке, на примере одной ситуации. Но при анализе деятельности учителя, скажем, в течение четверти или полугодия это даст вам возможность глубже его узнать, понять, оценить, помочь совершенствовать те профессиональные умения, которые «западают», на которые учитель не обращает внимания. Словом, это лишь общая рекомендация, а не «кнут», которым надо пользоваться.

По мере заполнения такой карты в ее вертикальных колонках пристраивается система «плюсов» и «минусов». Они-то и проявят стиль работы учителя, его трудности, ошибки.

Заполнение такой карты (по вертикали - фамилии учителей школы, по горизонтали -приведенный выше перечень умений) даст методический паспорт педагогического коллектива школы. Завуч и директор будут видеть, какие группы учителей испытывают затруднения в использовании тех или иных способов работы с учащимися, какие умения слабо сформированы у членов педагогического коллектива.

Появляется возможность скомпоновать коррекционные методические группы по формированию каждого умения, во главе которых будут стоять учителя, хорошо ими владеющие.

По мере избавления учителя от определенной методической ошибки в этот паспорт вносятся изменения с использованием другого цвета. Это покажет руководителю школы результативность его методической работы с коллективом и дальнейшие ее направления.

Пусть вас не пугает количество «пунктов» оценки и анализа, повторим еще раз-это лишь ориентир. Но он послужит основой для диагностики профессионального мастерства каждого учителя и коллектива в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

Нахождение нескольких долей целого от целого.Урок Математики, 4класс

Презентация к уроку Математики в 4классе по программе "Школа России"....

Тема: «Качественные имена прилагательные» Тип урока «Открытие нового знания» Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.

Тема: «Качественные имена прилагательные»Тип урока «Открытие нового знания»Цель урока: создание условий  для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антоним...

Доклад на тему: «Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения»

Доклад на тему: «Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы  обучения»...

Системность в организации урока: логическая взаимосвязь этапов урока, подчиненность форм, методов и средств цели урока, соответствие планируемых результатов цели урока.

Для того  чтобы  ученик включился  в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат....

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...