Связь УДД с внеурочной деятельностью
методическая разработка по теме

Балеевских Людмила Михайловна

Выступление на стажировочной площадке по теме «Связь УУД с внеурочной деятельностью (в рамках занятий математического кружка)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_uud_s_vneurochnoy_deyatelnostyu.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на стажировочной площадке по теме «Связь УУД с внеурочной деятельностью

 (в рамках занятий математического кружка)».

Какое же знание для младшего школьника можно считать актуальным?

Поиск ответа на вопрос нужно искать в рассмотрении мативационной сферы, активное развитие которой происходит у младшего школьника в 2-х направлениях:

Утилитарного(НУЖНО, ПОЛЕЗНО) и познавательного (ИНТЕРЕСНО).

Оба варианта должны быть учтены при выборе актуального сюжета проектирования учебных ситуацй

1 Процесс и результат решения уч сит.обращены к личности ребенка.

2. (решение уч сит.) При непосредственном участии ребенка

Внеурочная деятельность –является неотъемлемой часть школьного образовательного  процесса.  Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, анализировать и оценивать ситуацию, принимать решения. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися  и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.

В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как: точность, чёткость и ясность.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал: «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны».

        Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих познавательных  способностей учащихся.

Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых  знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.

 Цель  программы:

создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников.

Задачи программы:

  • развивать интеллектуальные способности младших школьников;
  • формировать качества логического мышления, характерные для математической деятельности;
  • овладеть приемами поисковой и исследовательской деятельности;
  • воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели;
  • способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных качеств личности ребёнка.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета(явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; развивать познавательный интерес к математической науке; обеспечение ценностно-смысловой ориентации обучающихся и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; проявление познавательной инициативы и оказание помощи соученику.                                                                                                        

 Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, построение алгоритма поиска необходимой информации; определение логики решения практической и учебной задач; умение моделировать(решать учебные задачи с помощью знаков, символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметные результаты:  освоенные знания о текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, способы нахождения величин, приемы решения задач; умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических нестандартных задач.

Программа рассчитана на один год и состоит из 3-х этапов:

1 этап

Подготовительный  

Развивающие задания и упражнения на развитие мыслительных процессов (игры с цифрами, логические выводы и др.).

Игры для формирования раскрепощённости в познавательной сфере школьника

(ассоциации, пирамида, соедини фигуры, блицтурнир…).

Игры для развития внутреннего плана действий ученика.

2 этап

Практический блок деятельности по реализации программы:

а) Работа с нестандартными задачами. Подготовка к олимпиадам.

Составление и решение нестандартных задач;

б) Исследование истории создания задачи;

Цели и задачи: развивать устойчивый интерес к математике через понимание значимости данной науки как в далёком прошлом, так и в настоящем;

обеспечить сознательное овладение математическими знаниями и умениями-

приёмами и способами решения задач разных видов, необходимыми для применения в практической деятельности.

3 этап

Результативность

Повышение интереса к познавательной деятельности

Овладение способами и приемами решения логических задач, умение составить алгоритм их решения. Умение ориентироваться в тексте математической задачи -важный результат и важное условие общего развития ученика. Овладевая приёмами поиска решения любой задачи, ребёнок самостоятельно старается добывать математические знания, знакомиться с рациональными способами действий, перестраивает известные ему способы решения задач и открывает новые.

Самостоятельное составление задач разных видов.

Участие и победы в олимпиадах, исследовательских  конференциях.

Готовность выпускника начальной школы к успешному продолжению обучения в основной школе.

Математический кружок может состоять из одной или двух групп.

В каждой группе не менее 8-10 человек. Занятия целесообразно проводить два раза в неделю по 1 часу с каждой группой.

Программа рассчитана на учащихся  3- 4 классов.

Предусматривается возможность индивидуальных и групповых занятий с детьми

- одно занятие по теории исследования, работа с научно-познавательной литературой;

- другое занятие практическое:  решение олимпиадных заданий, задач разных видов,  составление задач.                                                                                                  

Учебно-тематический план

1 час * 34 недели = 34 часа

Тема

Вид заня

тий

Кол-во часов

Дата проведе

ния

Введение

1

Развивающие задания и упражнения на развитие мыслительных процессов (игры с цифрами, логические выводы и др.).День знаний

П.  Р.

1

08.09.12

2

Развивающие задачи и упражнения на развитие внимания, памяти и мышления

П.

1

08.09.12

I.Основные части математической задачи

3

Составные части задачи

Т.

1

15.09.12

4

Чтение и краткая запись задачи

П.

1

22.09.12

5

План решения задачи

Т.

1

29.09.12

II.Решение эвристических  задач

6

Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные»

Т. П

1

06.10.12

7

Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений

Т. П.

1

13.10.12

8

Задачи на придумывание собственных способов обозначения схематизации и символизации для выражения различных отношений


Т. П.


1

20.10.12

9

Задачи на комбинаторные действия

П.

1

27.10.12

10

Задачи на установление сходства и соответствия

П.

1

10.11.12

11

Задачи на активный перебор вариантов отношений

Т. П.

1

17.11.12

III.Задачи на развитие интеллектуальных способностей

12

Задачи, которые удобнее решать уравнениями, но можно и логически


Т. П.


1

24.11.12

13

Геометрические задачи

П.

1

01.12.12

14

Решение задач «на группировку» «сходство и различие» «пересечение»

Виды задач «на группировку»


П.

1

08.12.12

15

Искомое в задачах «на преобразование»

П.

1

15.12.12

16

Виды задач «на выведение»

П.

1

22.12.12

17

Искомое в задачах «на выведение» «совмещение» «отрицание» «сопоставление»

П.

1

29.12.12

18

Виды задач «на перемещение»

П.

1

12.01.13

19

Искомое в задачах «на перемещение»

П.

1

19.01.13

IV. Развивающие  нестандартные задачи

20

Упорядочение элементов множеств

П.

1

26.01.

21

Выделение существенных связей

П.

1

2.02

22

Взаимно - однозначное соответствие - составление таблиц


П.


1

9.02

23

Логические выводы, построение графов

П.

1

16.02

24

Задачи о лжецах

П.

1

23.02

25

Задачи о переправах

П.

1

2.03

26

Задачи о переливаниях

П.

1

16.03

27

Задачи о взвешиваниях

П.

1

23.03

28

Комбинаторные задачи

П.

1

6.04

29

Компетентностные задачи

П.

1

13.04

30

Нестандартные задачи по математике

П.

1

20.04

31

Задачи на смекалку

П.

1

27.04

32

Исследование истории задачи;

Т.

1

4.05

33

Сравнение познавательных задачников.

Т.

1

11.05

34

Составление и проверка решаемости задач.

П.

1

18.05

Содержание программы

1 этап.  Подготовительный  

 Развивающие задания и упражнения на развитие мыслительных процессов (игры с цифрами, логические выводы и др.).

Игры для формирования раскрепощённости в познавательной сфере школьника

(ассоциации, пирамида, соедини фигуры, блицтурнир…).

Игры для развития внутреннего плана действий ученика.

2 этап. Практический блок деятельности по реализации программы  

Основные части математической задачи: составные части задачи; план решения задачи; краткая запись задачи; схема, чертёж.

Решение эвристических  задач. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установление временных пространственных  и функциональных отношений. Задачи на придумывание собственных способов обозначения схематизации и символизации для выражения различных отношений. Задачи на комбинаторные действия. Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи на активный перебор вариантов отношений.

Задачи на развитие интеллектуальных способностей

Задачи, которые удобнее решать уравнениями, но можно и логически.

Геометрические задачи.

Решение задач «на группировку» «сходство и различие» «пересечение».

Виды задач «на группировку». Искомое в задачах «на преобразование».

Виды задач «на выведение». Искомое в задачах «на выведение» «совмещение» «отрицание» «сопоставление».

Виды задач «на перемещение»

Развивающие задачи

Упорядочение элементов множеств.

Выделение существенных связей.

Взаимно - однозначное соответствие - составление таблиц.

Логические выводы. Задачи о лжецах. Задачи о переправах.

Задачи о переливаниях. Задачи о взвешиваниях.

Комбинаторные задачи. Задачи на смекалку 

Работа с нестандартными задачами. Подготовка к олимпиадам.

Составление и решение нестандартных задач.

Посещение библиотеки - изучение истории создания задачи(работа с научно-популярной литературой). Знакомство с авторскими сборниками текстовых задач. Решение познавательных задач. Выбор рациональных способов решения. Составление познавательных задач силами учащихся, проверка решаемости задач

3 этап.

Результативность

Участие и победы в олимпиадах, научно-практических и исследовательских  конференциях.

Готовность выпускника начальной школы к успешному продолжению обучения в основной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.

Формирование  интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием  и способами деятельности; формирование  цен...

Связь урочной и внеурочной деятельности в достижении планируемых результатов.

В статье я рассказываю о том, какую внеурочную деятельность лучше выбрать для достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.  Для того, чтобы учащимся легче было выполнять задания по окружа...

Внеурочная деятельность как связь школы и семьи

Школа – образовательное учреждение, где ученик приобретает навыки решения жизненных задач. Задача педагога - увлечь, заинтересовать, втянуть в изучение различных направлений деятельности ученика...

выступление на педсовете " Связь урочной и внеурочной деятельности"

Урочная и внеурочная деятельность в образовательном учреждении...

Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Аудирование» и «Грамматика» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.

Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Знакомясь с иностранным языком, ребенок расширяет с...

Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».

Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...