Главные вкладки

    Доклад "Основные подходы к организации урочной деятельности"
    статья на тему

    Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС. Урок – основная форма организации учебного процесса, систематически применяемая педагогами для решения задач обучения, воспитания и развития, осуществляемая группой учащихся постоянного (переменного) состава, в определенный отрезок времени, при непосредственном взаимодействии всех участников образовательного процесса и преобладающей информационной доминанте педагога.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Скосарева Галина  Михайловна,

    учитель начальных классов.

     

    Основные подходы к организации урочной деятельности

    в условиях ФГОС          

    С урока начинается учебно-воспитательный процесс,

    уроком он и заканчивается.

    Все остальное в школе играет хотя и важную,

     но вспомогательную роль,

    дополняя и развивая все то,

     что закладывается в ходе уроков.

                                                                                       Ю.А. Конаржевский

    Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС.  Урок – основная форма организации учебного процесса, систематически применяемая педагогами для решения задач обучения, воспитания и развития, осуществляемая группой учащихся постоянного (переменного) состава, в определенный отрезок времени, при непосредственном взаимодействии всех участников образовательного процесса и преобладающей информационной доминанте педагога.

     Возникает вопрос: остаются ли традиционными подходы к организации урочной деятельности при введении ФГОС или модернизация урока обязательна? Что конкретно должно меняться?

      В соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта  происходит переход от знаниевой парадигмы образования  к компетентностной. Основными результатами  начального образования являются:

    • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
    • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
    • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

    Перед педагогом встаёт новая цель обучения и воспитания -  формирование универсальных учебных действий (УУД):

    • регулятивные УУД (действия целеполагания, планирования, прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции);
    • познавательные УУД (действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структурированием, а также действия логические и  действия постановки и решения проблем);
    • коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, пла-нирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов);
    • личностные УУД (действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).

     Происходит  смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация».

    У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.

     Учитель моделирует урок  в соответствии с  новыми требованиями стандарта.  Урок строится на базе предметного содержания курсов фундаментального ядра начальной школы,  с учётом тех УУД, которые могут быть сформированы через различные виды деятельности. Педагог, ориентируясь на те или иные УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные  методы, приёмы, технологии. Уроки будут носить чаще интегрированный характер.

    Увеличится доля таких уроков, как урок – исследование: форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

    Урок на основе групповой технологии: работа в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

    Уроки дифференцированного обучения: строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.

    Урок-тренинг: организация учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося.

    Меняется роль учителя: он играет роль наставника, организует и направляет деятельность учащихся. Усиливается роль алгоритмизации в организации урока. Педагог должен уметь выстраивать алгоритм учебных действий учащихся для достижения поставленных целей.

     Важен отбор учебно-методических систем.  Мы такой выбор сделали: УМК «Школа России». В основе данной учебно-методической системы  лежит системно-деятельностный подход. Технология  предполагает построение урока в виде индуктивного или дедуктивного исследования. Технология проведения занятий междисциплинарного обучения в режиме индуктивного исследования имеет следующую структуру:

    • Возникновение вопроса, проблемы
    • Анализ фактов
    • Обобщение
    • Открытие.

    Режим дедуктивного исследования предполагает следующую структуру:

    • Формулировка гипотез(ы)
    • Проверка гипотез(ы) с помощью фактов
    • Вывод (верна гипотеза или нет).

    Этапы урока-исследования :

    • Мотивация
    • Исследование
    • Обмен информацией
    • Организация информации
    • Связывание информации
    • Рефлексия
    • Применение открытия или способа к решению практических задач
    • Постановка новых вопросов, формулирование новых проблем, возникновение новых гипотез

    Формы общения :

    • Групповая работа
    • Межгрупповая работа (дискуссия)
    • Условия эффективной работы в группах :
    • Создавать малые группы только на одно исследование (сменный состав групп)
    • Распределение ролей в группе
    • Доброжелательные взаимоотношения в группе
    • Ответственность каждого за результат работы в группе (отчитываются о работе все члены группы)
    • Рефлексия

    Итак, урок, оставаясь основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС, должен формировать  универсальные учебные  действия. Изменяется целевая установка урока.  Мотивация направлена на саморазвитие ученика. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

    Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

    Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС

    quot;Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....

    « Реализация компетентностного подхода через организацию групповой деятельности учащихся на уроке»

    Групповые формы работы позволяют наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике...

    Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

    В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

    Мастер – класс по теме «ФГОС НОО. Основные подходы к организации урочной деятельности»

    Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую к...

    Методический семинар:"Организация урочной деятельности на дому."

    Ребёнок, словно чистый лист бумаги, Неосторожно не сомни его судьбу. Ты помоги ему, придай отваги И научи выигрывать борьбу!...

    Организация урочной деятельности для успешной адаптации детей мигрантов

      Перед  каждым учителем  стоит непростая задача: построить учебно-воспитательный процесс с детьми разных национальностей и получить положительный результат; а в рассматриваемом...