Использование ИКТ на различных типах уроков развития речи.
статья на тему

Фильчагова Ирина Николаевна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Использование ИКТ на различных типах уроков развития речи.

            В учебных планах школ отдельной графой уроки развития речи не значатся. Их проведение рекомендовано наряду с уроками изучения языковой теории, с уроками обучения правописанию. Это с одной стороны. С другой стороны, эти уроки должны иметь место в серии уроков литературного чтения.

             Цель уроков развития речи может состоять в формировании умений пересказывать текст в устной и письменной формах, в формировании умений составлять текст в устной и письменной формах, в формировании умений составлять текст об увиденном, услышанном, на основе смешанных источников. Они могут предполагать обогащение, активизацию словаря, работу над словосочетанием, над конструированием предложения, совершенствование восприятия и порождения речи. Их направленность может заключаться в формировании некоторых речеведческих понятий, в формировании речевых умений.

              Основу уроков развития речи образует несколько процессов: создание текста учащимися на основе образца, создание текста на основе впечатлений, наблюдений, усвоение знаний о формах, видах, свойствах речи, выполнение специальных упражнений.

               По структуре можно выделить: уроки изучения понятий лингвистики текста, уроки закрепления признаков изучаемых понятий, уроки чтения учебных текстов, уроки развития связной речи, уроки систематизации полученных знаний, уроки повторения пройденного материала.

               Каким же образом можно использовать ИКТ на различных типах уроков развития речи.

  1. Уроки изучения понятий лингвистики текста

Начинаются такие уроки с создания проблемной речевой ситуации. Для этого учитель высказывает суждения, формулирует задания, вопросы, побуждает школьников к выражению мысли. Свободные ответы последних завершают данную часть.

     Продолжением этих уроков является вывод учителя.

Этот вывод подытоживает сказанное, уточняет предложения, исправляет неверное мнение.

              Далее с целью осмысления предлагаемого для усвоения следует серия вопросов, заданий.

              Тем самым основными элементами таких уроков будут: создание проблемной речевой ситуации; сообщение некоторых признаков изучаемого понятия; упражнения.

             Например. Тема урока: Слова, соединяющие предложения.

             Задачи: формировать у школьников представление о группе предложений; учить связывать предложения.

             Ход урока:

            1.Повторение

- Выделите предложения. Определите порядок следования смысловых частей. Спишите первую часть текста ( на экранах - текст, с ним работают школьники).

             2. Разрешение проблемной речевой ситуации.

- Послушайте текст. Определите, о чём идёт речь ( на экранах ПК следующий текст: С давних времён люди оценили свои свойства…

           Одно из них стойкость…не страшны морозы,

           Жара, засуха…боится только темноты…

           Нужно много света и солнца. Человек стал сажать

           …там, где не могут вырасти другие… А…

           На пользу – никто не затеняет молодое… )

- Почему вы затрудняетесь в выполнении задания?

Прослушайте высказанное повторно.

( На экранах вместо точек появляются следующие слова: сосны, сосне, сосна, ей, её, деревья, сосне, деревце )

- Для чего служат слова, вставленные мною?

              3. Сообщение признака группы предложений: «выраженность смысловой целостности лексико – грамматическими средствами ».  

               Предложения, раскрывающие общую мысль, связываются между собой при помощи специальных слов интонации, порядка их следования.

              4. Осмысление формального признака группы предложений.

Осмысление выделенных слов.

-Изменится ли ваше понимание, если пропустить подчёркнутые слова? Для чего служат такие слова?

Выпишите эти слова.

( На экранах ПК тест: Зайчик родился летом с открытыми глазами.

                                      Шёрстка у него была серая и пушистая.

                                      Малыша кормила родная мать и другие зайчихи.

                                      Скоро зайчонок окреп, начал есть сочную траву

                                      И бегать по лесу ).

Нахождение слов, соединяющих предложения.

-Какие слова, обозначают предмет речи? Выпишите эти слова.

( На экранах ПК текст, с которым дети работают ).

Вставка слов.

- Запишите пропущенные слова.

( На экранах ПК текст: Со времён глухой старины вошла в нашу

                                        жизнь  милая русскому человеку….

                                        А сколько рек, сёл, деревень названы

                                        в честь … река Березина, село Берёзово,

                                        город Березники. Любит наш народ свою …)

  1. Уроки закрепления признаков изучаемых понятий.

Выполнение работы школьниками направляется учителем. Он предлагает ряд специальных упражнений. По степени сложности предшествующие упражнения обладают менее трудными заданиями, чем последующие.

Например, при закреплении признака «выраженность смысловой целостности лексическими, грамматическими средствами», понятия «сложное синтаксическое целое» возможны нижеследующие упражнения.

  1. Осмысление выделенных слов.

- Изменится ли ваше понимание, если пропустить подчёркнутые слова? Какую роль выполняют такие слова? Выпишите эти слова.

( На экранах ПК текст: Дворец трёх толстяков стоял посреди огромного

                                       парка. Парк был окружён глубокими каналами.

                                       Над каналами висели чёрные железные мосты.

                                       Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами.)

  1. Вставка слов.

- Запишите пропущённые слова.  

( На экранах ПК: слова для справок: крикун, побеждённый, победитель, петушки.

Текст:

Два молодых _____ подрались, и один победил другого.  ____ забился под сарай и сидит там тихонько. _____ же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал на всё горло: ку-ка-ре-ку! Вдруг налетел ястреб, схватил у унёс себе на обед ____ )

               3) Устранение неоправданных лексических повторов.

-Какое слово повторяется в каждом предложении? Замените повторы этого слова. Спишите текст (Текст, с которым работают дети, на экранах ПК).

                          3. Уроки чтения учебных текстов.

Их первой ступенью является работа, предшествующая чтению текста. Такая работа необходима для того, чтобы организовать первоначальное его восприятие. Поскольку оно начинается с вероятностного прогнозирования, то эффективным будет задействование элементов книги.

               Учитель просит школьников по фамилии автора текста, по заголовку определить то, о чём они прочитают. Далее заостряет их внимание на содержании иллюстраций, пытается уточнить прогнозируемое содержание, по возможности создаёт конфликтную ситуацию.

               (Заголовки и иллюстрации на экранах ПК).

С целью уточнения предположений читается текст.

               После проверки первичного восприятия, которая осуществляется в плане сопоставления прочитанного с предположениями, при необходимости текст перечитывается.

                Центральную часть занимает осмысление предметного, смыслового содержания, т.е предметов речи, мыслей о них. Здесь учитель формулирует вопросы причинно - следственного характера , организует выборочное чтение, анализ средств художественного изображения, реплик героев, сравнение читаемого с ранее прочитанным, сравнение суждений действующих лиц, сравнение содержания текста с содержанием иллюстраций.

                Результатом проделанной работы должно стать более глубокое восприятие текста, его более полное понимание. О таком познании можно судить по выразительному чтению, по суждениям школьников, обобщённого характера, по воспроизведению содержания в форме словесного иллюстрирования.

                 Таким образом, использование компьютеров на уроке повышает мотивацию к изучению предметов. Слабые учащиеся более уверены в своих знаниях, присутствует ощущение радости, успеха, когда ребёнок видит результаты своей работы. Работа на ПК позволяет ученику контролировать свою деятельность, приучает к самостоятельной работе, формирует умение применять знания в новой ситуации. ИКТ дополняют традиционный учебный процесс, значительно повышая при этом его качество и эффективность.

       

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи во 2 классе"Знакомство с описанием как типом текста".

Урок построенн в личностно-ориентированной технологии в системе интерактивногообучения.Технология урока предполагает максимальную опору на субъекктивный опыт каждого ученика, его анализ,сравнение, выб...

Урок развития речи. Типы текстов.

Урок развития речи "Типы текстов (повествование, описание, рассуждение)" 2 класс....

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

проект урока развития речи "«Знакомство с описанием как типом текста».

Цели урока :выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание...

Урок развития речи на тему "Типы текстов. Текст-описание"

Конспект занятия по речевому развитию для 2 класса....

Использование технологии творческих мастерских на уроках развития речи в начальной школе

Творческая мастерская позволяет решать проблемы современного образования. В работе уделяю большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся. Работу по подготовке к написанию сочинения часто ...