Я - учитель
статья на тему

Урывская Светлана Владимировна

 Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-uchitel.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Вот и стал историей очередной, 2014, год. Этот период вписан в жизнь нашей страны не только яркими культурными событиями. Для многих он долго-долго будет ассоциироваться с Сочинской Олимпиадой, с Чемпионатом мира по футболу в Бразилии, с началом войны на Украине и т.д, и т.п. На фоне столь грандиозных событий уход из жизни рядового учителя – такая мелочь, такая незаметная, ничем не примечательная страничка. Беляева Любовь Адреевна, Трушева Нонна Яковлевна, Натальченко Василий Сергеевич. Ушли от нас люди, которые составляли гордость, если хотите, золотой запас учительства Новоселицкого района. Неважно, что у кого-то из них было множество честно заработанных званий, а у кого-то только безграничная любовь учеников. Почему-то люди частенько забывают, что у истоков даже самых ярких и незабываемых событий стоит скромная фигура УЧИТЕЛЯ. Кем бы стал любой из нас, если бы в самом начале жизненного пути каждого не стояла своя Мария Ивановна? Любой другой человек от не всегда достойной оценки своего труда, от предвзятого отношения разных людей и служб мог бы сломаться, но не таков настоящий учитель. Интеллигентность, внутренний стержень порядочности и ответственности не позволяют ему опускаться до обид и сведения счётов. Первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся имеет не только умение  воспитывать детей, но и нравственность самого учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам.

В одной из телепрограмм в ушедшем году я услышала фразу, которая глубоко задела меня: «Сегодня идут работать в школу середнячки педагогических вузов, которые не смогли найти себя в других, более выгодных сферах жизни». Наверное, такого мнения придерживается определённое количество людей. Исходя из собственного опыта, с уверенностью могу сказать, что сегодня в школе работают только те учителя, которые не мыслят свою жизнь без учеников, для которых школа и есть сама жизнь. А жизнь имеет смысл лишь тогда, когда она стремится к новизне, к поискам истины. Когда она бурлит и ревёт, как водопад, а не течёт медленно и бесформенно, как патока.

Известно, что воспитать «крылатого» ребенка  может только «крылатый» педагог, воспитать    счастливого может только счастливый, а современного – только современный. А какой он, современный учитель? Введение в школах образовательных стандартов второго поколения даёт возможность нам, учителям, меняться по требованию времени. Учитель, готовый к переменам, - это учитель сегодняшнего дня. А что хотят от учителя сами дети? И двадцать лет назад, и сегодня, как ни странно,  дети мечтают об одном и том же. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям. Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость, крики, оскорбления в школе недопустимы. Я замечала, что на крики одни дети не реагируют никак, других крик пугает. Одни привыкли к крику дома, другие нет. Но и в первом и во втором случае крик бесполезен и вызывает только негативную реакцию. Мне трудно также представить себе учителя, плохо владеющего культурой речи, не умеющего грамотно выразить свои мысли.

 Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом.

Обидно другое: любовь, искренность, доброта и профессионализм нынче, оказывается, позиционируется с лёгкой руки чиновничьей братии разновидностями услуг для населения. Многих моих коллег возмущает, что школа и учителя в современном обществе – это поставщики образовательных услуг. Я с этим категорически не согласна. Увы, этим сочетанием слов на нас давят всё сильнее и сильнее… По всей видимости, это делается целенаправленно для того, чтобы изменить ментальность учителей по отношению к своему делу. Для учителей, которые пришли в профессию осознанно и не отсиживаются в ней в трудные времена, не соглашаться с этим, полагаю, принципиально.

Никогда услугой не станет взаимодействие личностей, а без этого не может быть педагогики ни как науки, ни как сферы деятельности людей, ни как образа жизни. И это главное основание, которое отделяет образование от сферы услуг.

Не время диктует нам требования, а люди из этого времени. И эти требования не всегда бывают разумны. Поэтому отбросить всю шелуху, знать психологические механизмы развитияи взросления ребенка, под эти механизмы искать адекватные педагогические средства. Создавать такие условия, чтобы оценки, которые мы ставим детям на уроках, добывались трудом. Учить думать и анализировать. Быть с детьми, чтобы они чувствовали – ты рядом. Делать так, чтобы они тебя воспринимали именно учителем, а не безликим поставщиком услуг. Критически относиться к техническим новшествам с позиции их педагогической целесообразности. Делать так, чтобы школу, в которой работаешь, уважали. Мы сами управляем тем, что делает нас для детей значимыми, а соответственно тем, какой след мы оставим в их жизнях, или же после нас останется пустота. Не ввязываться в гонку современности и жить своей скоростью, иначе можно загнать себя туда, откуда уже не выкарабкаться. Не быть социально пассивным и отстаивать своё право быть учителем и право на достойную жизнь – это важно и для нас самих, и для тех детей, которых мы учим, потому что тогда им будет, за что нас уважать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...