Обмен опытом "Развитие логического мышления на уроках математики"
материал на тему

Дубинина Светлана Викторовна

Обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_logicheskogo_myshleniya_na_urokakh_atematiki.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опытом по теме

«Развитие  логического мышления

на уроках математики»

В последнее время большое внимание уделяется проблеме развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста.

Современные образовательные  программы,  стандарты  нового поколения для начальных классов ставят перед учителем задачи развития логического мышления ребёнка, прежде всего в учебной деятельности.  Умение мыслить логически – необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Эта проблема стала одним из приоритетных направлений моей деятельности в рамках реализации  программы по математике, автором которой является Н. Б. Истомина.

Прежде всего, я определила главную цель:

-   создать условия для развития мыслительных операций путём использования нестандартных заданий.

Для достижения поставленной цели наметила следующие задачи:

-  научить детей самостоятельно мыслить, логически рассуждать, вести поиск нужной информации, анализировать, делать обобщения,  выводы;

-  развивать наглядно – образное  и  логическое мышление, воображение;    

-    формировать предметные умения и навыки;

-  воспитывать интерес к математике, стремление использовать, математические знания в повседневной жизни.

          Для определения уровня развития мышления в учебной деятельности школьников, я пришла к выводу, что всем детям, какими бы способностями они не обладали, необходимо оказать поддержку, заметить любое  начинание, создать среду   способствующую развитию логического мышления

           

          Считаю, что любую деятельность,  в том числе и логическую,  можно представить в виде выполнения определённых заданий при соблюдении следующего требования:

- наличие разных способов решения;

- учёт возрастных интересов учащихся.

Соблюдая данные требования, на уроках математики применяю разнообразные приёмы работы по развитию мышления:

-  сравнение чисел  и числовых выражений;

-  решение логических задач и цепочек;

-  использование нестандартных форм и методов.

В устный счёт включаю дополнительные задания, активизирующие мышление учащегося.  

Например:

  • классификация предметов:  по форме,  цвету,  размеру;
  • нахождение лишнего предмета в ряду;
  • нахождение закономерностей  путём  сравнения чисел.

Рассмотрим это на примере фрагмента урока математики по теме «Сравнение предметов по разным признакам»:

Устный  счёт.

     

                                                                                                                                                               

Предлагаю,  фигуры  разного  цвета,  формы, размера:

- какие  это фигуры?

- сколько  всего  фигур?

- на какие группы  можно их разбить?

-  по какому  признаку?

Ознакомление учащихся с новым материалом,  провожу с помощью частично – поискового метода.

Так на уроке по теме «Отношения «увеличить на…, «уменьшить на..», даю  следующее:

-  Продолжите ряд  чисел

2,  4, 3, 5, 4, 7. . .  .

( сначала увеличить на 2,  затем уменьшить на 2)

9, 6, 8, 5,  7, 4. . .  .

 (уменьшить на з, потом увеличить на2).

От  урока к уроку усложняю предложенные задания:

Тема урока  «Двузначные числа»

Закрепление изученного материала.

Даны логические цепочки:

41, 42, 43, . . .  .

91, 81, 71, . . .   .

-  что  интересного  заметили?

-  попробуйте продолжить этот ряд чисел.

( Для выполнения таких заданий учащиеся должны хорошо владеть прямым и обратным счётом).

Такие виды работ позволяют развивать у детей логическое мышление, самостоятельность мышления, что необходимо для успешного овладения учебным материалом.

Считаю, что логические задачи также дают богатый материал для развития мышления учащихся.  

Детям нравится решать  нестандартные задачи:

1.В класс пришли Катя, Лена и Маша. В каком порядке они могли прийти в класс?

2.У мальчика в коробке было  7 мух. На две мухи  он поймал двух рыбок. Сколько рыбок он поймает на остальных мух?

3.У каждой из 3сестёр по одному брату. Сколько детей в семье?

4.Год назад Ире было 5 лет. Сколько ей будет через 3 года?

5. В квадратном зале для танцев поставь вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены стояло кресел поровну.

6.Девочки бегали наперегонки. Таня прибежала раньше Светы, но позже Иры, Лена прибежала раньше Иры, а Оксана – позже Светы. Кто из них прибежал раньше всех? Кто позже всех? В каком порядке они прибегали?

7.Пять человек обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий?

8.В цирке было 12 собачек. Половина всех собачек были белыми. Сколько белых собачек выступало в цирке?

9.У Павлика и Даши было поровну конфет. Павлик отдал Даше 2 конфеты. На сколько конфет у Даши стало больше?

Данные виды работ позволяют развивать мыслительные операции учащихся. Они учатся сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать.

Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления, моя задача, как учителя, – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики

В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить вых...

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....

КАК развивать логическое мышление на уроках математики в специальной ( коррекционной) школе VIII вида?

Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Переход к понятийному,  отвлеченному мышлению...

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

формирование начальных приемов логического мышления на уроках математики

Формирование начальных приемов логического мышления на  уроках  математикиВведение………………………………………….....……………………..…..….31.1 Понятие  о   мышлении   как о  психич...

Развитие логического мышления на уроках математики.

Известно, что младший школьный возраст - активный период для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение. В своей педагогической деятельности ...

Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...