Планирование по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

планирование по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности

«Многоцветные кружева родного края»

Пояснительная записка

 Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Многоцветные кружева родного края» для 2 класса  составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

2.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

3.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

4.Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)

5.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый  Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

6.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).

7.Учебного плана ГБОУ  СОШ  «Центр образования» пос. Варламово на 2014-2015 учебный год.

Актуальность проблемы. Проблема организации внеурочной деятельности учащихся является актуальной на любом этапе школьного образования, но особое значение она приобретает на его начальной ступени.

  В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального  общего образования организации внеурочной деятельности учащихся уделяется особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Воспитание не должно быть сведено к проведению мероприятий, отделено от деятельности ребенка в школе, семье, в группе одноклассников, от социального окружения, от получения важной информации и жизненных навыков. Воспитание не должно быть изолировано от мира взрослых, мира старших детей.

  Чтобы не нарушать механизмы воспитания необходимо сохранять и развивать связи между поколениями, растить уверенного в своих силах человека, учить доверять другим людям, ориентироваться в обществе и жизни, воспитывать только в совместной деятельности детей и взрослых, детей с детьми (сверстниками, подростками),  учить стремиться расширить свой кругозор, повышающий социальный опыт.

   Негативные жизненные наблюдения, неуважение к старшим, незнание истории семьи, родного города, своей страны придают этому направлению

  Воспитания особую актуальность. Актуальной  также является воспитательная работа, дающая возможность научить  ребенка сотрудничать со сверстниками и взрослыми, работать в группах, быть толерантным к различным мнениям, уметь слушать и слышать, свободно излагать свою точку зрения. Поэтому программа направлена на становление основ гражданской идентичности и формирование мировоззрения, духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие обучающимися национальных ценностей.

    Программа разработана в качестве инструмента познания своей малой родины. Многоцветные кружева – это человеческие судьбы, название улиц города, села, мир семьи, красота природы, история имени и фамилии, кружева камней, речная паутина, озерная вязь, орнаменты леса. Это – активное включние родительского коллектива в воспитательный процесс, в том числе коллектива старшего поколения.

 

   Цель программы – содействие становлению личности младших школьников, развитию их творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим наследием малой родины.

   

    Задачи программы

 - развивать познавательный интерес к истории своей семьи, улицы, города, села, страны, страны, углубляя и обогащая

- различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события,  происходившие в родном крае, с временной лентой развития России

- формировать умения использовать дополнительные источники информации , находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, отличать реальные исторические события от вымыслов.

- создавать комфортную обстановку в учебном коллективе средствами программы.

 

  Для успешной реализации программы необходимо определить принципы жизнедеятельности

 - принцип природосообразности

- принцип прогностичности

- принцип индивидуализации и дифференциации

- принцип рефлексивности

- принцип культуросообразности

   В результате реализации программы для воспитанников созданы условия, которые содействуют развитию индивидуальных и творческих способностей, усвоению нравственного, духовного, исторического  и эстетического опыта поколений на основе активного использования культурного наследия малой родины. Данная программа обеспечивает на межпредметной основе углубление знаний, полученных в рамках учебных предметов, а также способствует развитию метапредметных способов действий обучающихся.

   Программа ориентирована на становление таких личных характеристик выпускника, как: любящий свой народ, свой край и свою страну, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любознательный, активно изаинтересовано познающий мир доброжелательный , умеющий слушать и слышать  собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Целевая аудитория, объём Программа предназначена для учащихся 1 – 4 классов. 135 часов. 1 класс – 33 ч. В год, 2-4 классы – 34 часа в год.

 Планируемые результаты

1-й год реализации

Прогнозируемый результат

- знают историю своей семьи, её традиции, реликвии, генеалогию

-имеют представление об истории своего дома, улицы

Прогнозируемый эффект

 - бережное отношение к реликвиям семьи, потребность сохранить их для других поколений

-формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям семьи,

-мотивация интереса к семейным традициям и ценностям

2-й год реализации

Прогнозируемый  результат

- знают историю и традиции своего образовательного учреждения, знакомы с историей школы

- знаю и соблюдают нормативно-правовые документы образовательного учреждения , касающиеся их непосредственной деятельности

- имеют представления о значительных достижениях школы, её выпускников

-владеют элементарными навыками основ научной музейной работы: сбора экспонатов, их классификации, создания моделей, оформление экспозиций и выставок

Прогнозируемый эффект

-формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям школы

-осознание личной сопричастности к истории школы, гордости за её достижения

-в  отдаленной перспективе личный вклад в развитие школы как в качестве ученика, как и в качестве будущего родителя

3-й год реализации

Прогнозируемый результат

-знают основные события в истории  развития родного города, села

- знают основные легенды о происхождении названия родно города, села

-знают исторические и архитектурные памятники родного города, историю их создания и назначения

-знают великих мастеров, прославивших город, село, имеют представление об их биографии и творческом пути,

-имеют представления о памятниках природы района, флоре и фауне

-владеют основами групповой проектной деятельности

- имеют представление о значительных достижениях города, села

- продолжают овладевать элементарными навыками основ научной музейной работы: сбора экспонатов, их классификации, создания моделей, оформление экспозиций и выставок

Прогнозируемый эффект

- формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям района

- осознание личной сопричастности к истории родного города, села, гордости за великие достижения

- в отдаленной перспективе личный вклад в развитие города

4-й год реализации

Прогнозируемый результат

-имеют представление об уникальности родного края как части России

-владеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности

-умеют общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и  обобщать собранный материал

- умеют вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу

- имеют представления о произведениях искусств родного города

- имеют представление о вкладе родного края в развитие России

-продолжают овладевать элементарными навыками основ научной музейной работы: сбора экспонатов, их классификации, создания моделей, оформление экспозиций и выставок

Прогнозируемый эффект

- формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям города и района как части России

-осознание личной сопричастности к истории страны, гордости за великие достижения

-проявление активной жизненной позиции

Тематический план

4 класс

Тема занятия

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Формы контроля

Тематический блок 1 «Опорный край державы»  12ч

12

5

7

Диагностическая игра, тест

Тематический блок 2 «Иной здесь видится Россия» 12ч

12

2

10

Сообщение «Легенды русской земли», презентации по темам

Тематический блок 3 «Многоцветные кружева

 родного края» 10 ч

10

2

8

Проектная деятельность, диагностическая игра, тест

Итого

34

9

25

Формы организации занятий: беседы, фотовыставки, конкурс рисунков, викторины, экскурсии, проектная деятельность , исследования, посещение музеев, выход на природу, участие в научной конференции.

Формы контроля: диагностическая игра, проектная деятельность, тесты, презентации, сообщение

Учебно-тематический план

4 класс

 

Тема занятия

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

УУД

Формы организации занятий

Формы контроля

Дата

Тематический блок 1 «Опорный край державы»  12ч

Познавательные: 

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 - преобразовывать информацию из одной формы в другую

- понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи;

 - перерабатывать полученную информацию;

 - наблюдать и делать самостоятельные выводы

Регулятивные: -  определять цель деятельности на занятии;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему;

- учиться планировать деятельность на занятии;

- высказывать свою версию;

 - работать по предложенному плану,

-определять успешность выполнения своего задания;

Коммуникативные: донести свою позицию до других; - вступать в беседу на уроке; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

1

Я живу в России

1

1

Час общения

2-3

Граница земли родной

2

1

1

Исследование

4-5

Легенды синих гор

2

1

1

Презентация

6-7

От гор до степи

2

1

1

Исследование, презентация

Презентация

8-9

Секреты недр

2

1

1

10-11

Чудеса родного края

2

2

Презентация, экскурсия

Презентация

12

Викторина «Как прекрасен край родной!»

1

1

Викторина

Диагностическая

игра,

тест

Тематический блок 2 «Иной здесь видится Россия» 12ч

Познавательные:

 -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 - преобразовывать информацию из одной формы в другую

- понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи;

 - перерабатывать полученную информацию;

 - наблюдать и делать самостоятельные выводы

Регулятивные: -  определять цель деятельности на занятии;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- учиться планировать деятельность на занятии; - высказывать свою версию;

 - работать по предложенному плану,

-определять успешность выполнения своего задания;

Коммуникативные:

- донести свою позицию до других;

 - вступать в беседу на уроке; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

13-14

Песни о земле Русской

2

2

Экскурсии, презентация

Презентация

15-16

17

Легенды и народные предания

Сообщение

Легенды русской земли

3

1

2

Час общения,

практикум

Сообщение

18

Путевые заметки

1

1

Исследование

19-20

И художника кисть красоту показала

2

1

1

Презентации, выставка рисунков

Презентация

21-22

И глядит на меня Россия фотографией со стены

2

2

Фотовыставка

23-24

В зеленый храм природы входили с непокрытой головой

2

2

Экскурсия

Презентация

Тематический блок 3 «Многоцветные кружева родного края» 10 ч

Регулятивные действия: 

-определять цель деятельности, план выполнения заданий, -определять правильность выполненного задания на основе образца, -учиться  корректировать выполнение задания в соответствии с планом,

-оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия

-уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации,

 -уметь добывать информацию из дополнительных источников,

-ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: 

 -уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, -аргументировать свое мнение.

25-26

Я - гражданин

2

1

1

Исследование

27-28

Кодекс чести гражданина

2

1

1

Презентация

Презентация

29

Почему я люблю свой край

1

1

Конкурс рисунков

30

Я - выпускник

1

1

Диспут

31-32

Проект «Родному городу(селу) желаю»

2

2

Проектная деятельность

Проектная

 деятельность

33

Защита проекта «Родному городу(селу) желаю»

2

2

Проектная деятельность

Проектная

деятельность

34

Викторина «Многоцветные кружева родного края»

1

1

Викторина

Диагностическая

игра, тест

Итого

34

9

25

 

 

Дидактическое сопровождение

Учебно-методические компоненты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника .Методический конструктор / Григорьев Д.В., Степанов П.В./- М., 2014

Концепция духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк,А.М Кондаков – з-3 издание –М., 2014

Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014

Н.Овчинников «Древа ветвь плодоносящая», Сызранское полиграфобъединение,4 г

«Самарская Лука», сост Толкач М.Я, Куйбышевское книжное издательство2014

«Но прошлое в нас не уснуло» Г.Журлова Сызранское полиграфобъединение, 2014

 

Алгоритмы деятельности

Положение о конкурсах, проектах

Алгоритм подготовки и представления презентаций, фотовыставок, оформления проектов

Контрольно-измерительные материалы

Планируемые результаты НОО Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014

Тест, диагностическая игра, презентация, сообщение

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Условия проведения

Средства технического оснащения

Кабинет № 1,  27 посадочных мест, медиатека – 25 посадочных мест

Компьютер, интерактивная доска, документ-камера, колонки, интернет

  1. Мониторинговая карта
  1. Класс
  1. Цель

Прогнозируемый воспитательный результат

  1. Продукт
  2. деятельности
  3. учащихся

Прогнозируемый воспитательный эффект

  1. Диагностический инструментарий
  1. 4
  1. Знакомство с историей города, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение

-имеют представление об уникальности родного края как части России

-владеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности

-умеют общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и  обобщать собранный материал

- умеют вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу

- имеют представления о произведениях искусств родного города

- имеют представление о вкладе родного края в развитие России

-продолжают овладевать элементарными навыками основ научной музейной работы: сбора экспонатов, их классификации, создания моделей, оформление экспозиций и выставок

  1.    Проект
  2. «Родному городу
  3. (селу) желаю»

Фотовыставка «И глядит на меня Россия фотографией со стены»

Выставка рисунков «Почему я люблю свой край»

Выставка рисунков «И художника кисть красоту показала»

Сообщение «Легенды русской земли»

  1.   Проект «Родному городу
  2. о (селу) желаю»

Фотовыставка «И глядит на меня Россия фотографией со стены»

- формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям города и района как части России

-осознание личной сопричастности к истории страны, гордости за великие достижения

-проявление активной жизненной позиции

  1. Диагностическая игра «Мои
  2. вершины»(автор О.В, Воробьёва)
  3. Методика «Букет
  4. настроений»М.А.Александрова,
  5. Е.Г.Голубева), 2014 г

Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс) ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельностиинтеллектуальное направление (модифицированная)...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс

В этой папке содержится календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности курса "Мир профессий" 3 класс....

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности" во 2 классе с УУД (УМК "Перпектива")...

Тематическое планирование по внеурочной деятельности в 1- 4 классах

Тематическое планирование по внеурочной  деятельности в 1- 4 классах. Палитра детских голосов, умники и умницы, планета загадок, тропинка к своему я....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс

Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир чтения" 4 класс

Разработка КТП по внеурочной деятельности "Мир чтения". 4 класс...

Тематическое планирование программы внеурочной деятельности "Шахматное королевство", 1 класс

№ п/п № урока в разделеДатаНаименование направлений внеурочной деятельности, тем.Форма работы ЧасыПримечаниеФигуры и шахматная доска (6ч.)1-21-2 Шахматная доска. Поля, линии. Обозначени...