"Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» -18.02.2015 г.
статья по теме

Бардина Анна Михайловна

Выступление на МО учителей начальных классов с использованием презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (слайд 1)

Нужна система защиты добра,

которая обеспечила бы не только свободу выбора,

 но и свободу от зла.

                   Святейший Патриарх Кирилл

     Президентом Российской Федерации с лидерами религиозных организаций  была выдвинута инициатива   апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики. 11 августа 2009 г. последовало  распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации об апробации комплексного учебного курса  ОРКСЭ  для общеобразовательных учреждений.  С сентября 2012 года преподавание комплексного учебного курса в 4 классах осуществляется на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.

     Курс ОРКСЭ направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, появляется в тот момент, когда в российском образовании и в российском обществе вычленяются проблемы в духовно-нравственном развития. Среди них неблагоприятные последствия кризисных явлений в общественном сознании. Они выражаются  в падении нравственности, сокращении рождаемости, распространении сектантства, в  усилении криминогенности общества, росте преступности, в том числе детской, насилия, открытой пропаганде распущенности нравов.

     Академик Д.С.Лихачев считал: «Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество»

Всё есть в России! Но при наличии всех необходимых условий нашу страну пока только условно можно отнести к цивилизованным, высокоразвитым государствам, с благоприятными условиями для жизни человека. «Недостаёт нам нравственности в душе и морали в обществе», утверждает В.И.Слободчиков,  доктор психологических наук, член-корреспондент РАО.

       Одним из средств решения  данной проблемы является курс ОРК и СЭ (слайд 2).

       В  концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что духовно-нравственное развитие гражданина России осуществляется в процессе осознанного  восприятия и принятия обучающимися ценностей семейной жизни.

В письме Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011г. «О направлении  методических материалов ОРКСЭ»  сказано: «Родители (законные представители) школьников должны выбрать один из модулей для обучения своего ребенка»

(слайды: 3,4,5)

          Среди 4 Б класса МОУ «Лицей №7» г. о. Саранск были выявлены дети трёх национальностей: русские, мокша, татары.

     После разъяснительной работы по организации введения курса ОРК и СЭ родители и дети выбрали для изучения  один модуль: «Основы православной культуры» (100%) (слайд 6).

 Содержание этого модуля группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: отечество, семья и культурная традиция. На  этих базовых ценностях было  осуществлено  воспитание детей в рамках нового курса.

     Немалый жизненный опыт родителей, сложившийся  взгляд на мир, понимание добра и зла,  нравственные приоритеты и религиозные предпочтения  старшего поколения задействую в процессе формирования духовно-нравственных ценностей учащихся при изучении курса ОРКСЭ.

(Слайд 7) Цель учебного курса ОРК и СЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

(Слайды: 8,9,10, 11)  Задачи:

1.Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.

2.Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

3.Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися  в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

4.Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     

     Поскольку ранее такого курса не существовало, то освоение его для меня началось:

  • с курсов повышения квалификации  («Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»,  МРИО, 2013г.);
  • самообразования: изучение работ ученых Центрасоциологии образования РАО (работы Я.В.Чеснова, Т.И.Селиной, С.А.Баклушинского, Е.П.Белинской, В.С.Собкина, А.М.Грачева, Н.В.Кудряшова, Н.Г.Орловой),
  • знакомством с материалами деятелей религии: патриарха  Кирилла (встреча В.В. Путина с Патриархом Кириллом 08.02.2012), выступление Патриарха Кирилла на Международных Рождественских чтениях; с материалами  В.И. Слободчикова,  доктора психологических наук, профессора, член- корреспондент РАО, «Преподавание православной культуры и духовно- нравственное воспитание в общем образовании»; с материалами  диакона о. Андрея Кураева «Преподавание православной культуры и духовно- нравственное воспитание в общем образовании».

     Таким образом, ключевая идея инновационного опыта: курс ОРКСЭ - одно из средств  формирования у младших школьников духовно-нравственных ценностей: гражданственности, семейных ценностей, солидарности, здоровья, науки, труда и творчества, природы, человечества, свободы, российских религий, искусства и литературы.

                  (Слайды: 13, 14)  Согласно требованиям к личностным результатам это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и культурным ценностям.

Проектная деятельность

     На уроках применяла  технологии проектной деятельности, так как данная  технология предусматривает  в обязательном порядке презентацию творческих проектов на основе изученного материала по курсу ОРКСЭ. Это уроки 30, 31, 32, 33, 34, а также итоговые уроки в конце изучения блоков. На этих уроках звучат выступления учащихся, их обсуждение.  Так, например, после урока по теме «Что значит быть моральным» (завершение первого блока) учащиеся подготовили творческие проекты:  «Друг. Дружба», «Справедливость», «Свобода и ответственность», «Добродетель и порок», «Добро и зло», «Что значит быть культурным?» и другие.

Игровые технологии

     На уроках использовала множество игр, например: «Назови противоположное качество», «Угадай добродетель», «Расположи по значимости понятия».  Игра «Народная мудрость» предлагает ученикам доказать конкретными примерами, что в следующих пословицах и поговорках отражено наше прошлое: мир строит, а война разрушает, не бросай друга в несчастье,  один в поле не воин, где дружбой дорожат, там и враги дрожат,  работа мастера хвалит. Обсуждались  недостатки и преимущества каждого краткого пересказа. Выбран лучший вариант.  

Технология рефлексии

     Рефлексия – необходимый этап в осознании ребенком своей  личности  и ее места в окружающем мире. Так, например, в основу  проведенной рефлексии «Что я хочу знать?» положено простое упражнение, которое позволило по  окончанию изучению темы (любой) сформулировать вопросы, задающие перспективу дальнейшей самостоятельной работы. В рефлексии «Мини-сочинение»  всем ученикам предлагала  устно составить небольшие по объему тексты по окончании урока на темы: "Я - в уроке, урок— во мне"; "Мои мысли о своём участии в деле";  "Что мне дал этот урок?» (мероприятие).

     Систематически проводила  рефлексию в форме: «Комплименты».

     Уроки ОРКСЭ  старалась строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье?  Для этого   использую приемы здоровьесберегающих технологий:

Включала элементы личностно- ориентированного обучения:

  • Вхождение в рабочий день

В начале урока  учила детей чаще улыбаться, настраиваю их на преодоление возможных трудностей, учу не пасовать перед ними.        

  • Создание ситуации выбора и успеха

    На уроках ОРК и СЭ и внеурочных мероприятиях создавала благоприятный эмоционально-психологический микроклимат (одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила радость, «Все дети талантливы», «Ребенок хорош,  плох его поступок», «В каждом ребенке – чудо,  ожидай его»).

      В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся проявляют активный интерес к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, к ярким страницам истории.

     Никакое внеклассное мероприятие не заменит живой разговор, встречу с ветераном войны.  

     Ребята с удовольствием выполнили исследовательскую работу по теме «Они защищали Родину», где рассказали об историческом прошлом  своих дедов, прадедов.

     Для  итоговых творческо-исследовательских работ учащихся выбрали темы о семейных традициях,  о своих предках, о ценностях: «История моей семьи», «История одной старинной вещи- семейная реликвия», «Традиции моей семьи».          

     Были проведены проблемно-ценностные дискуссии: «Зачем надо быть добрыми?»; «Что такое ответственность, и нужна ли она нам?»; «Что даёт нам знание истории страны?»

     Работа с кинофильмом–еще одна форма  урочной деятельности, используемая мной   в рамках курса ОРКСЭ. Знакомство с кинофильмом создает новую учебную ситуацию. Многие фильмы оставляют глубинный след в детских душах, заставляют сопереживать, сочувствовать, осуждать или одобрять их поступки. Иногда- вынуждают плакать. Так, например, после просмотра фильма «Белый плен» некоторые ученики сильно расплакались от впечатления увиденного сюжета, где происходит у героя раскаяние, и Джерри с наступлением весны буквально бросается в Антарктику к оставленным собакам и спасает их.

Диагностика  духовно-нравственных ценностей

     (Слайды:15,16)  Необходимо проводить диагностику определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей, которая позволит выделить наиболее значимые для учащихся ценности, которые решающим образом влияют на все сферы развития личности.  

  Для оценки уровня  сформированности  духовно- нравственных качеств  могут  проведены следующие диагностики:

    методика оценки уровня воспитанности ученика по   Н.П.Капустиной,

   диагностика известного психолога и педагога Натальи Дереклеевой

 ( с помощью её методик удастся узнать ценностные отношения учащихся к семье, родине, школе, классу; социальную активность),

     диагностика исследования личности учащихся «Десять Я» по методу Н. Дереклеевой.      

     В результате диагностики можно выявить, что важными и необходимыми нравственными  ценностями для многих учащихся являются: дружба, доброта, веселость, красота, смелость, ум, вежливость, общительность, трудолюбие.  Неприемлемыми оказываются качества: злость, стеснительность, неуклюжесть, лень, грубость, хамство. Данное исследование показывает то, что дети не боятся называть присущие для себя не только нравственные черты, но и безнравственные.

            При организации обучения  детей по программе  курса  ОРК и СЭ были   достигнуты следующие результаты:

1.Повысилась   самооценка у учащихся 4 Б класса. Результат диагностирован с помощью  методики «Лесенка», автор В.Г. Щур. Исследование самооценки полезно и для организации учебного процесса, и для самопознания учащихся.

2.Представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества сформированы у 100% учащихся 4 Б класса.  Результат диагностирован с помощью методик оценки уровня  воспитанности  ученика по   Н.П.Капустиной; ценностные отношения учащихся к семье, родине, школе, классу; социальную активность по Н. Дереклеевой.

3.Создавались  проекты  учащихся совместно с другими детьми и родителями.

5.В течение года каждый ребенок  выполнял  роль  организатора работы в группе (приобретают навыки организаторской работы).

6.Учились дети принимать решения и определять степень своего участия: в проектной деятельности, в групповой деятельности.

7.100%  учащихся проявляют интерес к предмету ОРК и СЭ.

            Результаты диагностики свидетельствуют о том, что  большинство младших школьников присвоили ценности, необходимые для жизни в обществе. Это стало возможным благодаря реализации комплекса педагогических условий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроках ОРК и СЭ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА « ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Слайд 2

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на решение основных задач реализации содержания обязательной предметной области учебного плана ФГОС — « Основы духовно-нравственной культуры народов России» — « Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России» (п.19.3. Учебный план начального общего образования ФГОС).

Слайд 3

Комплексный учебный курс «ОРКСЭ» состоит из 6 модулей .

Слайд 4

МОДУЛИ НА ВЫБОР : Основы … 1…светской этики 2. .. мировых религиозных культур 3…православной культуры 4…исламской культуры 5…иудейской культуры 6…буддийской культуры

Слайд 5

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Все модули нового предмета имеют светский, культурологический характер.

Слайд 6

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ А. В. Кураев

Слайд 7

Основная концептуальная идея курса, ее особенности и соответствие целям и задачам современного образования, ФГОС НОО Цель комплексного учебного курса «ОРКСЭ» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Слайд 8

Основные задачи комплексного учебного курса. 1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.

Слайд 9

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Слайд 10

3. Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Слайд 11

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Слайд 12

Реализация целевых установок курса - ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Слайд 13

Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; Развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Слайд 14

4.Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. 5.Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 6.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 7.Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Слайд 15

Диагностики: методика «Лесенка», автор В.Г. Щур (исследование самооценки), методика оценки уровня воспитан-ности ученика по Н.П.Капустиной, диагностика исследования личности учащихся «Десять Я» по методу Н. Дереклеевой .

Слайд 16

Psinovo.ru - сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

Слайд 17

ИТАК Результаты свидетельствуют о том, что большинство младших школьников присвоили ценности, необходимые для жизни в обществе. Это стало возможным благодаря реализации комплекса педагогических условий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроках ОРК и СЭ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

План работы по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

План работы  по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году  комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур  и светской этики» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год

Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....

Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостн...

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального  государственно...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

« Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

Выступление на МО Тема: « Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики»....