Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики».
статья по орксэ (4 класс) по теме

Сидорова Светлана Ивановна

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно-нравственного просвещения и воспитания школьников. Курс ОРКСЭ — одно из средств формирования у младших школьников духовно-нравственных ценностей: гражданственности, семейных ценностей, солидарности, здоровья, науки, труда и творчества, природы, свободы, религий, искусства и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г.о. Электросталь Московской обл.

 

Обеспечение личностных результатов образования

в ходе реализации курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Подготовила: Сидорова С.И.

учитель начальных классов

2017 г.

          Проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, столь остро вставшая перед современной школой в связи с введением учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», вызвала необходимость задуматься над самим значением понятия «духовность» и определением сущностных задач учебного предмета воспитательной направленности в его реализации.

          Согласно базисному учебному плану предмет ОРКСЭ вводится в 4 классе. Данный период в развитии младших школьников не только самоценен для их образования на начальной ступени, но и является основой многоаспектного развития ребёнка в дальнейшем образовательном процессе. Именно в этот период закладывается фундаментальные основы нравственного развития и воспитания детей, их гражданского и человеческого становления. Образовательная программа по светской этики должна учитывать уровень интеллектуального, эмоционального и психологического развития ребёнка, чтобы педагогически грамотно выстраивать образовательную среду четвероклассников, способствующую приобретению опыта нравственного поведения и отношений с окружающими людьми.

          Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» даёт возможность стать той основой, на которой будет строиться жизнеспособная система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках нового ФГОС.

          Один мудрый человек, наверное, много повидавший на своём веку, проницательно заметил: «У человека душа пустовать не может, она как земля: не огород растёт, так сорняк». Пожалуй, это наблюдение особенно актуально в том случае, когда речь идет о ребёнке. О чём и как нужно разговаривать с детьми, для того чтобы удалось заронить в их сердцах семена добра, красоты и человечности?

          Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно-нравственного просвещения и воспитания школьников.

          На Руси на протяжении многих веков семья была важной силой, забота о детях было первейшей задачей. Семья была носителем духовных и культурных образцов. Но за последнее годы институт семьи ослаб, на смену нравственным понятиям пришли жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания. Снижение культуры общества привело к разрушению моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятия от взрослых асоциальных норм поведения.

          Курс ОРКСЭ — одно из средств формирования у младших школьников духовно-нравственных ценностей: гражданственности, семейных ценностей, солидарности, здоровья, науки, труда и творчества, природы, свободы, религий, искусства и литературы.

          В письме Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011г. «О направлении  методических материалов ОРКСЭ» сказано: «Родители (законные представители) школьников должны выбрать один из модулей для обучения своего ребёнка».

          После разъяснительной работы по организации введения курса ОРКСЭ родители и дети выбрали для изучения один модуль: «Основы православной культуры» (100%).

          Содержание этого модуля группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях было осуществлено воспитание детей в рамках нового курса.

          Немалый жизненный опыт родителей, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения старшего поколения задействую в процессе формирования духовно-нравственных ценностей учащихся при изучении курса ОРКСЭ.

          Согласно требованиям к личностным результатам это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и культурным ценностям.

          Обеспечение личностных результатов: главное здесь - создание условий для эмоционального включения ребёнка в процесс урока, его приобщение к нравственным ценностям как субъективно значимым, устойчивым жизненным ориентирам. Обеспечение личностных результатов возможно при использовании индивидуального и дифференцированного подходов к обучению, психолого-педагогического моделирования ситуаций, создающих условия успешной самореализации, расширяющих нравственный горизонт личности. Школа, как важный институт образования и воспитания, а также как целостный социальный организм, способна активизировать потребность школьников в ценностных ориентирах построения собственной жизнедеятельности и взаимодействия с окружающими людьми.

          Хотелось бы сказать об отношении детей к данному курсу. Подготовка к урокам занимает большое количество времени, так как это ещё новый предмет. На этих уроках дети узнают, что важно для каждого человека на земле, видят своё место в этом мире. Они учатся думать, рассуждать, с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят. Каждый урок я стараюсь разнообразить, внести что-то необычное, запоминающееся. Познавательный материал, требующий вдумчивого осмысления, чередуется с различными игровыми моментами, что позволяет серьёзный и важный разговор сделать непринужденным и неутомительным. Через игровые занятия пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, показать ему, что школьные занятия — это не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот — необходимая подготовка к жизни, её узнавание поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. Уроки ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которого лежит представление о многоликости мира, желание узнать, каким видит мир другой человек. И здесь главное, чтобы школьники не сопоставляли свои мнения: моё - это правильно, а его - нет, ребята должны прислушиваться друг к другу, искать общее.

          Для обеспечения личностных результатов я стараюсь развить в учениках чувство сострадания к своему ближнему, учу их чувствовать чужую боль, как свою собственную, радоваться чужим успехам, как своим собственным, развить чувство ответственности за свои поступки. Часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями, задают много вопросов. Иногда у меня создавалось впечатление, что это они меня многому могут научить. Мои ученики делятся своими впечатлениями о своих семейных традициях, выполняют самостоятельные, творческие работы.   На уроках я применяла технологии проектной деятельности, так как данная  технология предусматривает в обязательном порядке презентацию творческих проектов на основе изученного материала по курсу ОРКСЭ. На этих уроках звучат выступления учащихся, их обсуждение. Рефлексия – необходимый этап в осознании ребёнком своей личности и её места в окружающем мире. Так, например, в основу проведённой рефлексии «Что я хочу знать?» положено простое упражнение, которое позволило по окончанию изучению темы (любой) сформулировать вопросы, задающие перспективу дальнейшей самостоятельной работы. В рефлексии «Мини-сочинение» всем ученикам предлагала устно составить небольшие по объёму тексты по окончании урока на темы: "Я - в уроке, урок - во мне"; "Мои мысли о своём участии в деле"; "Что мне дал этот урок?» (мероприятие).

          Ребята с удовольствием выполнили исследовательскую работу по теме «Они защищали Родину», где рассказали об историческом прошлом своих дедов, прадедов.

          Для итоговых творческо-исследовательских работ учащихся выбрали темы о семейных традициях, о своих предках, о ценностях: «История моей семьи», «История одной старинной вещи - семейная реликвия», «Традиции моей семьи».

          Были проведены проблемно-ценностные дискуссии: «Зачем надо быть добрыми?»; «Что такое ответственность, и нужна ли она нам?»; «Что даёт нам знание истории страны?».

          При организации обучения детей по программе курса ОРКСЭ были достигнуты следующие результаты:

- повысилась самооценка у учащихся;

- создавались творческие работы учащихся совместно с другими детьми и родителями;

- ребята учились принимать решения и определять степень своего участия: в проектной деятельности, в групповой деятельности;

- учились навыкам самостоятельности;

- приобрели навыки рефлексии;

- продолжается воспитание личности с положительными моральными и нравственными качествами; формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

          Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми.

          Духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках «Основы религиозных культур и светской этики», основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Лишь единство интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять,- это чувство любви к людям.

          Огромная роль в духовно-нравственном становлении личности школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. На мой взгляд, для того, чтобы сделать мир богаче и красочнее, в первую очередь необходимо развивать в себе лучшие качества, совершенствовать себя, научиться ценить такие понятия как Истина, Красота, Добро и Справедливость. Есть такие люди, для которых дарить добро другим людям — жизненная потребность. Величие человека заключается в умении признавать и развивать способность людей, находящихся рядом. Велик тот учитель, который стремится к тому, чтобы воспитать более достойных учеников, чем он сам. И велик тот учитель, который гордится такими воспитанниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

План работы по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

План работы  по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году  комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур  и светской этики» ...

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального  государственно...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

« Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

Выступление на МО Тема: « Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики»....