Организация внеурочной деятельности
материал (2 класс) на тему

Матявина Елена Петровна

В данной статье описывается внеурочная деятельность нашей школы (2012-2013 уч.г)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности как одно из направлений реализации профессиональных возможностей педагога.

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Существует несколько видов внеурочной деятельности:

  • Познавательная
  • Игровая
  • Трудовая (производственная) деятельность
  • Досугово-развлекательная деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
  • Проблемно-ценностное общение

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов—приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов—получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Задачи внеурочной деятельности:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

Ориентиры в организации внеурочной деятельности нашей школы:

  • запросы родителей;
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности школьников;
  • рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

В рамках внеурочной деятельности Жаркова Н. А. ведет курс «Умники и умницы» с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 4 года обучения. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Ребенок на этих занятиях оценивает сам свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание учиться.

В 1 «в» классе Королева А. В.  Ведет курс под названием «Школа докторов природы». Цель занятий – обучение детей бережному отношению к собственному здоровью, приемам сохранения здоровья. На занятиях используются различные приемы-занимательные беседы, игры, соревнования, кроссворды и многое другое. Так в 2012 году уже были проведены и рассмотрены следующие темы: «Почему болят зубы», «Глаза-главные помощники человека», «Чтобы уши слушали», «Как сохранить улыбку красивой», «Рабочие инструменты человека » и др.

Медведева В. С. (2 «а» класс) и Малкина Л. Б. (1 «б» класс ) работают  по программе « Мой мир». Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующий стандарт, нормы и законы общества. Валентина Сергеевна особое внимание уделяет проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведений. Лариса Борисовна с первоклашками изучили такие темы как «Давайте познакомимся друг другу улыбнувшись», «Дом, в котором я живу», «Вежливая азбука», «Как хорошо быть вместе», «Ссоры и споры» и т.д.

Мною ведется курс «Юный эколог» Александровой, Ласкуткиной. Целью данной программы является формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. По стандартам второго поколения очень распространен  метод проектов. На занятиях по экогологии это можно легко реализовать. Дети заинтересовываются, увлекаются, каждый старается внести свой вклад в работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая. Групповая форма позволяет ребёнку более свободнее себя чувствовать, в тоже время складывается дружный коллектив, вырабатывается чувство ответственности за порученное дело. Пусть он не силен в математике или русском языке, но он реализовывает себя, чувствует себя нужным.. Также данная программа позволяет узнать много нового дополнительного материала, не включенный в рамки программы. Например, на уроке окр.мира по теме Экосистемы дети познакомились с такими понятиями как кормильцы, едоки и мусорщики. Если с первыми двумя группами дети хорошо знакомы, то с мусорщиками мы подробнее познакомились на занятии по экологии. Мы с ребятами проделали опыт и узнали Что такое плесень? (также мои любимые питомцы, проектирование солнечной системы, красная книги Мордовии, что в имени тебе моем и мн. Др.)

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, праздники, знакомство с определителями, составление памяток.

ИГРА «ОПИШИ ЦВЕТОК»

Методика. Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребёнок из первой группы пишет на доске качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.

Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идёт речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.

Другой вариант игры, когда всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у трёх-четырёх детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.

Каждый составляет описание своего растения. Затем спросите детей по очереди зачитать сделанные ими описания, а все остальные пытаются отгадать описываемое растение. Очень интересно сравнить различные ощущения детей, особенно, если вы подберёте изображения одного и того же растения или дерева в разные времена года.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края и с нетерпением ждут занятия по экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся

Рассказывается как организовать  проектную деятельность учащихся...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личн...

Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному)  направл...