Семинар. "Развитие критического мышления"
учебно-методический материал на тему

Явкина Валентина Алексеевна

Семинар – тренинг

«Развитие критического мышления»

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги, я приглашаю вас принять участие в семинаре – тренинге «Развитие критического мышления»

Сегодня перед нами стоят следующие задачи:

Слайд 2

  1. Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
  3. Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности

Слайд 3

Технология РЧКМП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному пространству. Более краткая формулировка на слайде

Критическое мышление — это:

-          способность ставить новые, полные смысла вопросы;

-          вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

-          принимать независимые продуманные решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31

имени А.  П. Жданова»

Семинар – тренинг

«Развитие критического мышления»

Авторы:                                                              учителя начальных классов

                                                                             МОУ «СОШ №31 имени

                                                                            А.П. Жданова»

                                                                            Явкина Валентина  Алексеевна        

                                                                            Аникина Татьяна Витальевна

                                                                            Гамаюнова Ирина Владимировна

г. Братск

2009г

Семинар – тренинг

«Развитие критического мышления»

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги, я приглашаю вас принять участие в семинаре – тренинге «Развитие критического мышления»

Сегодня перед нами стоят следующие задачи:

Слайд 2

  1. Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
  3. Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности

Слайд 3

Технология РЧКМП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному пространству. Более краткая формулировка на слайде

Критическое мышление — это:

  •  способность ставить новые, полные смысла вопросы;
  •  вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
  •  принимать независимые продуманные решения.
  •  …

Слайд 4

Давайте, сравним обыденное мышление и критическое.

Умелое мышление

Обычное мышление

Оценивающее суждение

 

Гадательное предположение

 

Взвешенное суждение

Предпочтение

Классификация

Группирование

Допущение

Верование

Логическое формулирование выводов

Формулирование выводов

Понимание принципов

Объединение понятий по ассоциации

Построение гипотезы

Предположение (без достаточных оснований)  

Предложение мнений с аргументами

Предложение мнений без аргументов

Формулирование суждений на основе критериев

Формулирование суждений без опоры на критерии

Каких бы мы хотели видеть своих учеников? Я думаю, что тут будет мнение единогласным, конечно же, с набором характеристик первой группы.

Как их выделить из общей массы детей?

Выступление Аникиной Татьяны Витальевны.

Информация к размышлению (Приложение 1)

Работа в группах

- Каждая группа выделит  3 – 4 наиболее важные, по их мнению, характеристики, которыми должен обладать критический мыслитель.

- Как же педагогу развить такие качества в своих воспитанниках?

(Приложение 2)

Каждому учителю следует помнить, что в данной технологии, текст является  отправным пунктом критического мышления.

Работа в группах.

Просмотрите традиционные виды работ с текстом, и те навыки и умения, которые они формируют. Это традиционная система преподавания. Сейчас ознакомьтесь с видами работ с текстом в технологии развития критического мышления. Выделите наиболее интересные для вас. Поделитесь своими мыслями. И теперь, самое главное, обратите внимание на то, что формируют они не навыки и умения, а ключевые компетенции, что требуют новые стандарты образования.

Реализация, какой из компетенций для вас представляется наиболее трудной и почему?

Слайд 5

Мы и наши ученики стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить, уметь строить не простой диалог, а сократовкий. Вот его особенности.

Сократовский диалог – это умение задавать вопросы, доходить до сути явления.

Сократовский диалог – это способ становиться разумно мыслящим существом. 

Сейчас мы познакомимся с технологическими этапами ТРКМ.

(Приложение 3)

Основа ТРКМ – трёхфазная структура урока (на одном или нескольких уроках)

1 стадия (фаза) – стадия вызова. Обратите внимание на деятельность учителя и деятельность ученика. И особое внимание на приёмы и методы стадии вызова.

Слайд 6

 1. Приём «Кластер» - выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Важно в тексте, с которым работаешь:

  1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
  2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
  3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Слайд 7

Вот его графическая схема.

Слайд 8

Сейчас пример. А если связать с практикой. Изучаем тему: «Части речи» - самостоятельные и служебные – к первой группе относятся: имена сущ-е, прил-е, глаголы, местоимения и т.д – к служебным относятся: предлоги, союзы, частицы, - самостоятельные части речи изменяются по падежам и по временам (уточняем) – по числам – по родам (имена прил-е) и всё? На уроке откроем новые знания – глаголы в прошедшем времени.

2. Приём «Верные – неверные утверждения»

Тема «Глагол»

  1. Инфинитив – это неопределённая форма глагола.
  2. Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
  3. Глаголы имеют три спряжения.
  4. Все глаголы изменяются по лицам.
  5. Глаголы изменяются по временам.
  6. глаголы обозначают признак предмета.

Тема: «Пословицы и поговорки»

Верны ли данные утверждения?

  1. Пословицы и поговорки создавались писателями и поэтами.
  2. Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.
  3. Поговорка отличается от пословицы тем, что не имеет поучительного смысла.
  4. Пословицы и поговорки имеют только прямой смысл.
  5. «От горшка – два вершка» - это пословица.

3. Приём «Верите ли вы…»

1. что предки Лермонтова по линии отца – выходцы из Шотландии?

2. что фамилия поэта могла записываться через а во 2 слоге?

3. что Лермонтов знал несколько иностранных языков?

4. что в Московском университете во времена Лермонтова учились 5 лет, столько же, сколько в настоящее время?

5. что поэт был «уволен» из Московского университета за участие в бунте против плохих преподавателей?

6. что Лермонтов был настолько физически силён, что мог гнуть железные шомпола и вязать из них узлы?

7. что Лермонтова убил на дуэли одноклассник, с которым поэт был в дружеских отношениях?

Подведём итог:

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

2 стадия (фаза) – стадия осмысления содержания. Вновь обратите внимание на деятельность учителя и деятельность ученика. И особое внимание на возможные приёмы и методы. (Приложение 3) Делаем пометки на полях.

Слайд 9

1.Стратегия «Инсерт» («Условные значки»)  - системная разметка для эффективного чтения и размышления (методика активного чтения)

 

Слайд 10

Значки

Ключевые слова

         

 

         +

 

         –

 

           ?

 

Слайд 11

2. Ведение различных записей: «Бортовой журнал»

3. Банк данных и т.д. (Этого я достигла) (Приложение 4)

4. Стратегия «Шесть шляп мышления»

Познакомит Вас с интересным приёмом Гамаюнова Ирина Владимировна

(Приложение 5)

Подведём итог:

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.

3 стадия (фаза) – рефлексия.

Обращаю Ваше внимание на деятельность учителя и деятельность ученика. И особое внимание на возможные приёмы и методы. (Приложение 3) Делаем пометки на полях.

  1. Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие» вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ

«Толстые» вопросы, на которые предполагается развёрнутый «долгий», обстоятельный ответ

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Как звали…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли …?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему..?

Почему вы думали …?

В чём различие …?

Предположите, что будет, если …?

Что, если …?

  1. Заполнение «кластеров», таблиц, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
  2. Организация устных и письменных круглых столов.
  3. Письмо «по кругу»
  4. Написание творческих работ, ведение дневника достижений.

Слайд 12

  1. Приём «Красивое многоточие»

Пишем синквейн (от англ. «путь мысли»)  Правила написания синквейна:

  1. Одно слово.

 Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

  1. Два слова.

 Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

  1. Три слова.

Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

  1. Фраза из четырех слов.

Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

  1. Одно слово.

 Характеризует суть предмета или объекта.

Слайд 13  

Вот синквейн к нашему семинару

1. Тренинг

2. Испытывающий, вдохновляющий

3. Организует, направляет, развивает

4. Расширяет горизонты профессиональной деятельности

5. Полет мысли!

Пробуем свои силы (Приложение 6)

Работа в группах

Технология

Новая, интересная, перспективная

Познакомились, изучили, узнали

Соответствует стандартам нового поколения

Интересно

Подведём итог:

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Подведём итог нашего семинара.

Прошу Вас назвать структуру урока ТРКМ

Слайд 14  

Полезную информацию для себя Вы сможете найти на следующих сайтах

Слайд 15

А также из литературы

Слайд 16  

Спасибо за внимание, творческих успехов

Слайд 17  

Приложение 1

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Критические мыслители:

•        решают проблемы;

•        проявляют известную настойчивость в решении проблем;

•        контролируют себя, свою импульсивность;

•        открыты для других идей;

•        решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;

•        слушают собеседника;

•        эмпатичны;

•        терпимы к неопределенности;

•        рассматривают проблемы с разных точек зрения;

•        устанавливают множественные связи между явлениями;

•        терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных;

•        рассматривают несколько возможностей решения какой-то проблемы;

•        часто задают вопрос: «Что, если...?»;

•        умеют строить логические выводы;

•        размышляют о своих чувствах, мыслях — оценивают их;

•        строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;

•        применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;

•        любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;

•        активно воспринимают информацию.

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызова:

  • Актуализация имеющихся знаний;
  • Пробуждение интереса к получению новой информации;
  • Постановка учеником собственных целей обучения;

Осмысления содержания:

  • Получение новой информации;
  • Корректировка учеником поставленных целей обучения;

Рефлексии:

  • размышление, рождение нового знания;
  • постановка учеником целей обучения;

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Стадии (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

  1. Вызов

(evocation)

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Составление списка «известной» информации:

Рассказ-предположение по ключевым словам;

Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

Верные и неверные утверждения;

Перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

  1. Осмысление содержания

(realization of meaning)

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

Маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?»( по мере чтения их ставят на полях справа);

Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.

3. Рефлексия (reflection)

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям;

Внести изменения. Дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания

Заполнение «кластеров», таблиц.

Установление причинно- следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

«Синквейн»

одно существительное

два прилагательных

три глагола

4 слова – личное отношение к предмету или объекту

Одно существительное, синоним первого

«Синквейн»

одно существительное

два прилагательных

три глагола

4 слова – личное отношение к предмету или объекту

Одно существительное, синоним первого

«Синквейн»

одно существительное

два прилагательных

три глагола

4 слова – личное отношение к предмету или объекту

Одно существительное, синоним первого

«Синквейн»

одно существительное

два прилагательных

три глагола

4 слова – личное отношение к предмету или объекту

Одно существительное, синоним первого

Приложение 6

Методическая разработка урока с использованием технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма».

Цель: вызывать научный интерес к истории родного края, к уникальному озеру Байкал. Использование стратегии «Шесть шляп мышления» ТРКМЧП

Задачи:

1. Развивать экологическое сознание, ответственность за сохранение природы родного края.

2. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю.

3. Показать с научной точки зрения  уникальность озера Байкал, раскрыть различные аспекты изучения  и сохранения  озера.

Круглый стол «Парадоксы Байкала».

Вступительное слово учителя.

Постановка цели и задач (цель прогнозируют сами учащиеся)

Ход мероприятия:

  1. Доклады по Байкалу.
  1. о местонахождении
  2. о животном и растительном мире Байкала
  3. об  уникальности озера
  4. о защите Байкала
  5. о красоте  просторов

  1. Просмотр фильма о Байкале

  1. Круглый стол. Все учащиеся делятся на шесть групп:
  1. «Белый стол» - выбирает из предложенной литературы и текстов о Байкале только факты, говорящие об уникальности озера и выписывают их на ватман крупными буквами.

  1. «Желтый стол» - выбирает информацию позитивную: заповедники, охрана животных, защита воды, уникальные свойства воды, отдых, красоты озера (иллюстративный материал) и т.п.

  1. «Черный стол»- негативные стороны освоения Байкала: экологические проблемы, наличие завода, засорение людьми прибрежных вод, уничтожение редких видов животных и растений и т.д.

  1. «Красный стол» -«эмоциональный стол», легенды о Байкале, стихи о озере, тайны связанные с Байкалом, впечатления великих людей

  1. «Зеленый стол»- современные технологии, изучающие Байкал, какие методы используют люди, чтобы как можно лучше узнать озеро.

  1. «Синий стол»- вывод о всей полученной информации: почему Байкал уникальное озеро, в чем его уникальность, почему весь мир говорит об этом,  что мы можем сделать для его сохранения

Заключительный этап:

Группы представляют  материал, собранный по предложенному заданию и выступают с презентацией своего сообщения. Учащиеся других групп могут дополнять информацию и участвовать в ее обсуждении.

Заключительное слово учителя.

- Мы с вами попытались собрать и дать оценку такой разнообразной, «разноцветной» информации о древней загадке природы, уникальном озере Байкал. Пусть каждая группа напишет три прилагательных, выражающих ваше отношение к прозвучавшей информации.

1 группа:

Уникальное древнее богатейшее

2 группа:

Удивительное разнообразное глубочайшее

3 группа:

 Богатое  прозрачное холодное

4 группа:

Известное   священное бурное

 


Подсказки на столах:

Белый стол:

Цифры, говорящие об уникальности  Байкал:

  • глубина
  • объем пресной воды
  • количество рек, впадающих в озеро
  • площадь озера
  • длина береговой линии
  • возраст озера

Желтый стол:

Позитивная информация о Байкале:

  • чем богат Байкал: уникальная флора и фауна озера
  • какие народы живут около Байкала
  • заповедники Байкала
  • охрана животных и растений
  • уникальные свойство воды Байкала
  • отдых на озере

Черный стол:

Проблемы Байкала

-вопросы экологии

  • нарушение правил пребывания туристов на озере
  • к чему приводит освоение Байкала
  • чем грозит нарушение экологии Байкала
  • какие виды животных и растений находятся на грани вымирания.

Красный стол:

Эмоциональное восприятие Байкала:

  • легенды о Байкале
  • стихи о Байкале
  • впечатления великих людей
  • если есть свой рассказ о Байкале.

Зеленый  стол- современные технологии.

  • какие приборы используют для изучения Байкала
  • что изучают с помощью этих приборов
  • для чего ведутся эти исследования

Синий стол- выводы

  • почему Байкал считается уникальным озером
  • почему для нас так важен вопрос сохранения Байкала
  • почему все человечество признало Байкал достоянием мира
  • что мы можем сделать для «жемчужины мира»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления

В локументе представлены способы развития критического мышления....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Практикум - семинар "Развитие логического мышления детей 5-7 лет"

Практикум-семинар по преемственности между дошкольным и школьным образованием...

Методический семинар Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках марийского языка средствами технологии критического мышления

Методический семинар показывает как можно развивать познавательные интересы младших школьников на уроках марийского языка средствами критического мышления...