Главные вкладки

    Материал для выступлений
    учебно-методический материал

    Шатанова Ирина Николаевна

    Выступление учителя начальных классов на заседании городского методического объединения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Активные формы обучения в образовательном процессе.

    Как показали исследования немецких ученых человек запоминает:

    только 10% того, что он читает,

     20% того, что слышит,

    30% того, что видит,

    50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

    80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

    При изучении мотивации обучения педагоги убедились, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль самого главного предмета в обучении.

    В  настоящее время школам даны широкие возможности выбора форм и методов работы . «Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и  по словам А.С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика».

     «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей
    Д. Пойя
    »

    Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
    Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

    Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
    1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
    Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи.

     В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов.
    2. Технология проектного обучения  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
    Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
    .3.Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта.
    Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.

    4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

    Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский. Игра  – это частица  детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся.

    Хотелось бы перечислить наиболее эффективные активные методы обучения учащихся:

    1        Нетрадиционное начало традиционного урока

    2         Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций;

    3        Организация релаксации и подведения итогов урока;

    4        Презентации учебного материала;

    5        Использование форм, так называемого интерактивного обучения;

    6        Элементы — «изюминки»;

    7        Нетрадиционные виды уроков;

    8         Игры, игровые моменты.

     В качестве основных неоспоримых достоинств активных методов обучения выступает то,что

     * АМО формируют положительную учебную мотивацию;

    *повышают познавательную активность обучающихся;

    *активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;

    *стимулируют самостоятельную деятельность;

    *помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;

    *развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;

    *раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития.

    Но следует отметить и недостатки активных методов обучения. Это-

    * Дети не могут совладать со своими эмоциями, следовательно  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

    *Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

    *Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.  

    *Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

    Таким образом, использование активных форм и методов обучения помогает повышать образованность учащихся, решать задачи, стоящие перед ними и их родителями, помочь им реализовать свои возможности.

    Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.


                    Благодарю за внимание!



    Предварительный просмотр:

    ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК В КЛАССЕ. КАК РАБОТАТЬ УЧИТЕЛЮ?

    ГЛАВНАЯКОНСУЛЬТАЦИИ > ПСИХОЛОГ > ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК В КЛАССЕ. КАК РАБОТАТЬ УЧИТЕЛЮ?

    В июне 2012 года Указом Президента России была утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Стратегия поставила ряд задач в отношении детей-инвалидов и детей, находящиеся в социально опасном положении, в том числе задачи:

    — законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

    — внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

    Нашли свое отражение эти задачи и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом в том же 2012 году. Закон, в частности, указывает, что обучающимся в образовательных учреждениях предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34); обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

    Таким образом, сегодня родители ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в том числе ребенка-инвалида, могут привести его в любую ближайшую образовательную организацию (школу, дошкольное образовательное учреждение), и администрация образовательной организации будет не вправе отказать в приеме.

    Но как учителю, в чьем классе оказался такой ребенок, работать с ним, особенно если у учителя нет специального дефектологического образования?

    Частичный ответ на этот вопрос дают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Так ФГОС общего образования позволяет заложить в основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении, все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др. Но все же, эти меры не разъясняют, как быть конкретному учителю в его конкретной ситуации.

    В официальных документах решение проблем, возникающих с приходом в массовые образовательные организации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), видится в развитии интегрированного (иногда пишут «интегративного») или инклюзивного обучения. Эти два понятия часто путают, хотя между ними есть существенные различия. Интегрированным называется обучение, когда ребенка с ОВЗ помещают в обычный общеобразовательный класс и стараются помочь ему освоить массовую образовательную программу (организуют дополнительные занятия, индивидуальную психолого-педагогическую помощь и др.). Инклюзивным называется такое обучение, когда изменяют саму систему образования в учреждении таким образом, чтобы она позволяла обучаться с равным успехом и обычным, и «особенным» детям. Достигается это за счет изменений в образовательной среде (специальное оборудование классов, выделение в них разных зон — для индивидуальной работы, групповой работы, отдыха, использование цветового оформления помещений, специальных дидактических материалов), изменений в образовательной программе (наряду с общеобразовательной используются адаптированные программы, реализуются индивидуальные программы реабилитации «особых» детей, а также программы, направленные на развитие толерантности у основной группы детей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, и др.). Инклюзивное обучение, в отличие от интегрированного, не подразумевает обязательного освоения детьми с ОВЗ массовой образовательной программы (о чем не догадываются многие родители и даже некоторые учителя). Законом предусмотрено наличие у ребенка помощника (тьютора), который назначается, как правило, если в классе ребенок фактически учится по программе, отличающейся от массовой, или если ребенку в процессе учебы обязательно требуется какая-то помощь (необходимость для ребенка тьютора, как и, вообще, необходимость особых образовательных условий определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)).

    Удачной можно считать ситуацию, когда в образовательной организации создана целостная система работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, или особые образовательные потребности. Например, в многопрофильном образовательном комплексе «Марьино» (Школа № 2110 г. Москвы) разработана интересная модель управления образовательным процессом на основе мониторинга данных психофизиологических возможностей учащихся. Суть ее в том, что ежегодно проводится мониторинг психофизиологических возможностей учащихся (по наиболее общим «параметрам» — успеваемость, тревожность, внимание, саморегуляция и др.), по результатам которого выделяются: 1) «группы риска» детей по индивидуальным психофизиологическим возможностям (с ними индивидуально и в небольших группах будут работать психологи и дефектологи школы); 2) специфика учебных классов (если эта «специфика» оказывается проблемной, то с этими классами в проектном режиме работают учителя-предметники, организуется комплекс дополнительного образования, организуется целенаправленная методическая работа по преодолению конкретных выявленных проблем) и 3) возрастные проблемы в учебных параллелях (в этом случае корректируются программа развития и ресурсная политика всего учреждения, вносятся корректировки в основную образовательную программу — в разделы «Программа развития универсальных учебных действий», «Программа воспитания и социализации учащихся, «Программа коррекционной работы»).

    Как видим, общая идея состоит в организации работы на трех уровнях — общешкольном, групповом (на уровне класса) и индивидуальном. При таком «раскладе» работа более-менее равномерно делится на весь педагогический коллектив, и не создает много сложностей каждому отдельному учителю.

    Специалисты сходятся в том, что при наличии в классе ребенка или детей с особыми образовательными потребностями (я имею в виду и детей с нарушениями в развитии, и детей с нарушенным здоровьем, и обычных детей, испытывающих временные трудности в освоении образовательной программы), потребуется дифференцированное обучение, то есть предполагающее разный подход к разным детям. Это, безусловно, добавит хлопот и учителю, и администрации учреждения, но позволит относительно успешно решать возникающие задачи. Обычно отмечают, что дифференцировать обучение можно по содержанию (чему учить?), по методам (как учить?) и по результатам (как дети могут продемонстрировать то, чему научились?). В этом случае учителя могут ставить цели, соответствующие уровню развития их учеников, предоставлять ученикам доступ к учебным материалам в разных модальностях (слуховой, зрительной, осязательной) и позволить ученикам демонстрировать, чему они научились, разными способами (устно, письменно, в виде тестов, с использованием систем альтернативной коммуникации — жестового языка, карточек PECS — и др.).

    Дети с сохранным интеллектом (но слабовидящие, слабослышащие, имеющие ограничения двигательной активности) доставляют учителям не слишком много дополнительных хлопот, поскольку значительную часть их проблем, возникающих в ходе учебы, можно решить применением специального оборудования и технических средств.

    Сложнее, если в массовом классе оказываются дети с нарушениями интеллекта (задержкой психического развития, умственной отсталостью) и дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этом случае, потребуется разработка адаптированных образовательных программ и еще целый ряд дополнительных мер.

    Позволю себе дать несколько рекомендаций учителям, в классе которых есть дети с нарушениями в интеллектуальной сфере или с расстройствами аутистического спектра, поскольку именно такие ситуации представляются мне наиболее сложными.

    Если у вас в классе есть дети с такими нарушениями, будет очень хорошо, если их будет сопровождать тьютор. Учителя часто опасаются присутствия на уроках постороннего человека, однако сохранение сил и здоровья, благодаря помощи тьютора, должны перевешивать всякие опасения. С тьютором есть смысл заранее обговорить, что и как вы и он будете делать на уроке, чтобы урок прошел без проблем и принес пользу всем детям. Конечно, нужно стараться, чтобы действия тьютора не отвлекали от урока самого ребенка и остальной класс. Если у ребенка расстройство аутистического спектра, он может, вследствие сенсорной перегрузки на уроке, начать демонстрировать нежелательное поведение: крик, плач, истерику, сбрасывание учебников с парты и т. п. Нужно заранее договориться с тьютором, чтобы он в таких случаях спокойно забирал ребенка и уводил в какую-то отдельную комнату, где ребенок мог бы успокоиться и, возможно, «довыполнять» материал урока индивидуально с тьютором. О наличии такой «комнаты отдыха» тоже стоит позаботиться заранее.

    Помните, что нежелательное поведение ребенка происходит не потому, что он дурно воспитан или хочет сделать что-то вам назло. Это особенность его нарушения, и он сам ничего не может с этим поделать!

    Важное значение имеет режим обучения и, вообще, распорядок дня. Непредсказуемость событий, изменения в повседневной рутине могут вызывать сильный стресс у «особенных» детей и серьезные поведенческие проблемы, поэтому таких изменений лучше избегать. Согласитесь, и нам, взрослым, неприятно, когда случаются неожиданности, и нам приходится менять свои планы. Составляйте визуальное расписание, которое будет представлять собой ряд картинок, выставленных на доску, и последовательно демонстрирующих расписание уроков, а может быть даже последовательность дел на каждом уроке (можно использовать картинки из Интернета или просто сфотографировать класс на разных уроках на телефон и распечатать эти фотографии). Придерживайтесь этого расписания. Если необходимо внести в расписание изменения, и при этом у вас в классе есть ребенок с РАС, то он должен узнать о предстоящих изменениях задолго до их начала и прежде, чем о них будет объявлено всему классу.

    Постарайтесь добиться большей вовлеченности всех детей в деятельность на уроке. Для этого можно использовать следующие способы (подробнее можно узнать в книге Дебры Лич «Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС» — М.: Оперант, 2015).

    — Убедитесь, что поставленные вами учебные цели соответствуют уровню развития детей.

    — Ходите по классу и предоставляйте обратную связь/подкрепление тем детям, которые выполняют ваши указания.

    — Задавайте больше вопросов.

    — Поддерживайте энергичный темп объяснений.

    — Увязывайте материал с повседневной жизнью.

    — Иллюстрируйте материал короткими историями.

    — Иногда просите детей отвечать хором.

    — Организуйте деятельность, которая вызывает любопытство.

    — Вдохновляйте и увлекайте.

    — Чаще напоминайте, какого поведения вы ждете от учеников.

    — Иногда делите класс на пары: пусть ученики дают один ответ на двоих.

    — Используйте похвалу значительно чаще, чем критику. Причем, похвала должна быть конкретной (должно быть ясно, кого и за что именно вы хвалите), незамедлительной (сразу же после желательного поведения), частой (не менее одного раза за урок для каждого ученика) и др.

    При планировании учебной работы с детьми, важно опираться на их сильные стороны и увлечения, на то, что они в состоянии сделать (нам, обычно, проще выявить и зафиксировать то, что они не в состоянии делать, однако для успешного обучения эта информация имеет мало практического значения и только сбивает с толку, а то и вгоняет в депрессию). Оценить сильные стороны и увлечения нетрудно, если расспросить самого ученика, его родителей, других учителей, а также непосредственно наблюдая ученика в классе.

    Далее, у родителей можно спросить: «Исходя из того, что ваш ребенок в состоянии делать сейчас, чему бы вы хотели научить своего ребенка в первую очередь?» Аналогичный вопрос можно задать и себе: «Чему следует научить ребенка в первую очередь, если основываться на том, что он умеет сейчас, а также на том, какие навыки необходимы ему для успешного включения в работу всего класса?»

    Наиболее важными для оценки можно считать следующие сферы: общение и общественное взаимодействие, поведение, академические навыки, самостоятельность и самообслуживание. Соответственно, в этих сферах и ставятся педагогические цели. Они могут звучать примерно так:

    — цель из сферы развития академических навыков — «учащийся будет решать примеры на сложение натуральных чисел бегло и со стопроцентной точностью»;

    — цель из сферы развития поведенческих навыков — «учащийся будет участвовать в групповых учебных занятиях, выполняя необходимые записи и верно отвечая по меньшей мере на два вопроса за урок»;

    — цель из сферы общения — «ученик будет отвечать на простые вопросы о текущей деятельности с 80%-ной точностью»;

    — цель из сферы самостоятельности — «ученик будет ежедневно самостоятельно выполнять всю последовательность действий для получения обеда».

    Важно, чтобы цели были функциональными, то есть были значимы для ребенка и приемлемы для обучения в классе и школе; соответствовали уровню развития ребенка; их можно было бы наблюдать и измерять; они бы подразумевали какие-то критерии, позволяющие определить, достиг ли ученик цели; наконец, они должны быть сформулированы позитивно, то есть, что ученик должен научиться делать, а не что он должен не делать (научить можно только какому-то поведению, а не его отсутствию).

    Конечно, тема особенных детей в массовом классе слишком велика и сложна для одной статьи. Позднее мы, вероятно, будем возвращаться к ней еще не раз. Пока лишь хотелось обратить внимание на наиболее важные моменты, которые помогут учителю сориентироваться и сделать первые шаги в верном направлении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мини – сценарий фольклорного выступления на празднике «День матери».

    Показать, значимый для ребенка образ мамы; формировать нравственные эмоции детей; воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку – матери, через приобщение к фольклору...

    Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"

    Данный материл будет полезен  учителям начальной школы . Представленные формы  и методы работы с краеведческим материалом на уроках  и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...

    Материал для выступления на ШМО.

    Здесь представлен материал для выступления на ШМО на тему: "Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе". В документе отражены цель, задачи, план выступления, основная ...

    Презентационный материал к выступлению на ШМО по теме "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника"

    Данный презентационный материал поможет наглядно рассмотреть и осветить вопросы темы выступления на ШМО "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего п...

    Материал для выступления на школьном методическом объединении

    Активные формы воспитательной работы с учащимися...

    Презентационный материал для выступления на ШМО.

    В данной презентации обозначены цель и задачи выступления; основной материал выступления и заключение....