Дидактическая игра на уроках русского языка как условие успешной адаптации первоклассников.
презентация к уроку (1 класс) на тему

Для того, чтобы процесс адаптации у первоклассников к школе прошел безболезненно и дети менее переутомлялись, на уроках следует применять дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_adaptatsiya.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Слайд № 1

Тема: Дидактическая игра на уроках русского языка как условие успешной адаптации первоклассников

                                          Слайд № 2

       Поступление в школу – сложный и ответственный этап в жизни первоклассника, переломный период  для ребенка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Потребность же в движении у ребенка остается большой.

       Для ребенка –первоклассника очень трудна нагрузка, она часто вызывает стресс у ребенка, который негативно сказывается на его здоровье.

Поэтому, чтобы снизить стресогенность процесса адаптации, необходимо создать условия ее успешного протекания.

      Адаптация – естественное состояние человека, приспособление (привыкание) к новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

     Ученик на уроке может писать, читать, отвечать на вопросы, но эта работа не вызывает интереса. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети будут запоминать слабо, если учеба не захватывает их.          

                                        Слайд № 3

                                   Дидактические игры

       Мы постоянно задаем себе вопросы: «Как организовать работу так, чтобы привыкание ребенка к школе прошло безболезненно, мягко, как сделать так, чтобы дети на уроке слушали нас внимательно, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний. Как учить светло, радостно, без принуждения и надрыва?

     Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, активность - вот  что хочется увидеть на своих уроках.

     Первоклассники – вчерашние дошкольники, для которых ведущей деятельностью была игра. В связи с этим при поступлении детей в школу, необходимо организовать школьный режим  так, чтобы дети менее переутомлялись.

     Для этого в процессе адаптации первоклассников к школе, на уроках следует применять  дидактические игры. В условиях игры ребенок усваивает программу значительно успешнее. Поэтапная отработка умственных действий в дидактической игре происходит произвольно и ненавязчиво.

    Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. От того, как  будет   себя чувствовать ребенок в это время, зависит вся его дальнейшая жизнь.                        

                                      Слайд № 4

             Цель дидактических игр разнообразна:

  • Развитие умений сравнивать, определять главное;
  •  развитие воображения, наблюдательности;
  • Развитие фонематического слуха, закрепление правильной артикуляции;
  •  развитие умения соотносить элементы разных множеств, устанавливать соответствия;
  •  формирование умений определять признаки явлений и предметов, дифференцировать их на существенные и несущественные, устанавливать причинно-следственные связи;
  •  развитие коммуникативных навыков.

      Используя   игровые  психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. Перед организацией игры необходимо обдумать и спланировать деятельность конкретных учащихся с учетом их психологических особенностей, роли лидеров и малоактивных детей. Ведь игра является хорошим средством развития волевой сферы ребенка.

                                         Слайд № 5

С первых дней обучения письму, мы используем игровые моменты. Изучая букву, мы перед тем, как её прописать, зачитываем стихотворения о  ней, которые помогают выявить какие-то отличительные особенности, что способствует более прочному запоминанию. Эту букву мы узнаем по каким –либо признакам.

                                       Слайд № 6        

    Помочь детям в адаптации к школе могут сказки.  Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам.   На каждом уроке изучения новой буквы зачитываем сказку о ней.  Ведь просто писать весь урок так скучно!  

Перед чтением сказки даётся задание: запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке.            

                                     Почему А первая?

       В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и ко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

   - Долой самозванку А! — кричали гласные буквы. — Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).

    - Что же это делается, а? — шипели шипящие. — Букву, с которой зачинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шу-точки...

   - Все правильно, — молча думали согласные буквы, — ведь недаром самые вкусные вещи — арбуз, апельсин, абрикос, ананас — начинаются  на А.

       Но громче всех кричала буква Я.

    - Я не понимаю, почему все же первая А, а не я?!

    - А потому, — сказала молчавшая до сих пор А, — что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

    - Это какое же такое слово? — не унималась Я.

     - Агу, — сказала А. — И, кроме того, я похожа на адмирала,  стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

     - Так! — сказал твердый знак.                        (Г.Юдин)    

           Азбука, самая, первая, буква, алфавит, самозванка,   Абракадабра, ангина, акула,  арбуз, апельсин, абрикос, ананас, малыш, адмирал, агу.              

                                      Слайд №  7                                              

                        Сказка  «Почему  Ё  всегда ударная»

          Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки — ой, нет! — две точки.

         Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

Превращение слов. Ерши — ёрш, ежи — ёж, ели — ёлка.

      После того, как мы зачитали сказки о букве, мы совместно с детьми сочиняем свои сказки о ней. В ответах детей должно звучать слово, которое содержит эту букву.

                                      Сочиним сказку

 На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а] .  

 Отгадайте, кто это мог быть?   (Заяц).

    У него был огород,в котором он выращивал овощи,  в названии которых

  был звук  [а]. Как вы думаете, что это за овощи?

      (Капуста, репка, картофель, кабачки).

       Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый

  принес зайцу игрушку для его детей – зайчат. Как вы думаете, что

  это были за игрушки? ( Машина, кукла, пирамидка и т.д.)

        

                                           Слайд № 8

         Изучив особенности буквы, правильность её написания дети изображают её в виде сказочных героев. Именно в игре развивается  способность ребенка создавать обобщенные образы, мысленно преобразовывать их. Так ребенок запоминает больший объем материала, чем во время обычного урока. Развиваются воображение, мышление, память, коммуникативные навыки.

                                            Слайд № 9

        Следующая игра, которая вызывает у детей интерес, называется      «Любопытный».

Цель игры: развитие фонематического слуха, коммуникативных навыков, расширение  словарного запаса.

На любой вопрос учителя называйте только те слова, которые  начинаются со  звука [а], например:

- Как тебя зовут?   (Андрей).

 - Как твоя фамилия? (Азбукин).

 - Откуда ты приехал?  (Из Астрахани).

 - А что там растет? ( Арбузы).

 - А еще что? (Абрикосы).

 - Какие птицы там водятся?  (Аисты)

- А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе).

- Какой подарок привезешь маме и папе?  (Астры и альбом).

                                              Слайд № 10

      Важно помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

     Эффективными становятся парные и групповые формы работы, позволяющие ученику отождествить себя с успевающими учениками, каждый имеет возможность попробовать себя в ролях и «руководителя» и «подчиненного». Ценность групповой и парной работы проявляется и в том, что дети имеют возможность активно общаться, а это способствует формированию детского коллектива, создает ситуацию успеха.

  Для парной работы предлагаются небольшие буквенные диктанты, детям это очень нравится, так как они могут чувствовать себя взрослыми, учителями. Эти задания развивают зрительную память, мелкую моторику.

 Предлагается следующая работа в парах: гласные буквы разделить на 2 группы.

Цель: развитие умения классифицировать по определенным признакам.

                                          Слайд № 11

 Для групповой работы подбираются задания с карточками.

                                       Игра «Кто больше?

Цель игры:  способствовать развитию наблюдательности, умений сравнивать, дифференцировать, классифицировать по признакам.

Детям раздаю карточки с заданиями:

Разделить слова о зиме со звуком [а] : зима, горка, сосулька, варежки, санки.

Слова без звука [а]: Дед Мороз, снег, лед, лыжи, коньки.

Придумайте слова, в которых звук [а ] был бы в начале слова…

Август, астры, аист;

в середине: банка, собака, плавать;

в конце слова:  доска, сестра, голова. 

Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а ] был бы в начале слова:  Аня, Андрей, Антон, Алла, Анастасия, Алевтина; 

середине: Валя, Таня, Рая;

в конце слова (Мурка, Буренка, Кнопка).

Встаньте, чье имя начинается со звука [а ]. Как вы думаете, какое

имя самое распространенное сегодня в мире?

(Анна — его носят 95 миллионов человек.)

                                    Слайд № 12

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны,  предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Систематическая работа по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

                                          «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,      Пальцы рук сжаты в кулаки

                                                            большие пальцы опущены вниз и как

                                                            бы прыжками двигаются по столу.

А вторые догонять                 Ритмичные движения по столу

                                                            указательными пальцами.

Третьи пальчики бегом,       Движения средних пальцев в быстром

                                                            темпе.

А четвертые пешком,          Медленное движение безымянных

                                                             пальцев по столу.

Пятый пальчик поскакал,    Ритмичное  касание поверхности стола

                                                             обоими мизинцами.

И в конце пути упал.            Хлопок кулаками по поверхности стола.

                                    Слайд № 13

Конечно же  на своих уроках мы никак не обойдемся без  физминуток.

Они помогают предупредить  у детей утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки. Игра  «Запомни движение и повтори».

                            Буква А, буква А-

                            Алфавиту голова.

                            Знает Саша, знает Света

                            А похожа на ракету.

                   Антилопе каждый день

                   Поразмяться уж не лень.

                   Встанет рано поутру,  

                   Скачет быстро поутру,

                   Головой своей качает,

                   Повороты выполняет.

На своих уроках я использую дидактические игры, которые выводятся на экран. (с использованием экрана).

                                              Слайд № 14

Герои мультфильмов предлагают вам свои интересные задания.

В зависимости от того, какая тема урока, какую роль выполняет  игра мы выбираем то или иное задание.

Я считаю, что дидактические игры необходимо применять на уроках, чтобы ребенок легче и быстрее привык к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня.

                              Желаем всем успехов в работе!