ООП НОО Программа коррекционной работы
учебно-методический материал на тему

Захарова Ирина Владимировна

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепций УМК «Школа России»,  УМК «Гармония», УМК «Школа 2100», а также с учетом опыта работы лицея  по данной проблематике.

Цель программы:

Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

Создание специальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, позволяющих учитывать особые образовательные потребности одарённых и способных детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа коррекционной работы116.5 КБ

Предварительный просмотр:

2.5 Программа коррекционной работы

на ступени начального общего образования

МБОУ «Брянский городской лицей №2

имени М.В.Ломоносова»

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепций УМК «Школа России»,  УМК «Гармония», УМК «Школа 2100», а также с учетом опыта работы лицея  по данной проблематике.

Цель программы:

Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

Создание специальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, позволяющих учитывать особые образовательные потребности одарённых и способных детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Задачи программы:

  1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

  1. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

  1. Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности.
  2. Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
  3. Овладение навыками адаптации учащихся к социуму.
  4. Психолого – медико - педагогическое сопровождение лицеистов, имеющих проблемы в обучении.
  5. Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников.
  6. Развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей, различных групп.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в лицее физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой педагогов образовательного учреждения;

 - обеспечение возможности обучения и воспитания на основе получения дополнительного образования в структурном подразделении лицея - Центре детского творчества.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Гармония», УМК «Школа России», УМК «Школа 2100». Для развития у учащихся мотивов учебной деятельности и принятия социальной роли, обучающихся на субъектном и личностном уровнях во всех учебниках вышеуказанных  УМК используется методологически обоснованный механизм «знаю, умею», «хочу», «могу».

 На основе применения технологии деятельностного метода обучения у учащихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). Одновременно для формирования у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны, обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).

 Технологически это обеспечивается реализацией в учебном процессе по всем учебным предметам деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов (принципов психологической комфортности, минимакса, вариативности, деятельности, непрерывности).

В курсе «Математика» созданию психологически комфортной образовательной среды способствует содержание заданий, которое подобрано так, чтобы поддерживать у учащихся позитивное отношение к занятиям математикой и желание включаться в учебный процесс по математике в зоне своего ближайшего развития. С этой целью используются следующие педагогические приемы:

  • включение в учебное содержание заданий, выполнение которых дает детям положительный эмоциональный заряд (разгадывание ребусов, решение занимательных задач, игровые ситуации и соревнования, расшифровка слов, построение изображений после вычислений и т.д.);
  • включение заданий, содержание которых вызывает у учащихся интерес;
  • разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на уроке;
  • учет гендерных особенностей психологического развития детей;
  • оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций.

По мере освоения учащимися нормы учебной деятельности, понимания и принятия ими на личностно значимом уровне социальной роли «ученика» внешние мотивы сменяются внутренними, и у учащихся формируется устойчивая учебно-познавательная мотивация и готовность к саморазвитию.

В курсе «Русский язык» осознанию учащимися своей новой социальной роли – «ученик» – способствуют «сквозные персонажи» учебников – дети Катя, Вова, Лена, старший брат  Миша. Эти дети помогают учащимся разобраться в материале и вместе со школьниками выполняют разнообразные задания (не всегда корректно, поэтому им требуется помощь), побуждая ученика к деятельности.

В курсе  «Изобразительное искусство», «Технология» обсуждаются вопросы так или иначе связанные с личным жизненным опытом. Есть интересные задания для работы над темой в форме проектов.

В курсе «Окружающий мир» темы «Наш класс», «Мы – дружный класс», «наша родина - Россия, «Делу время», «Потехе – час», «Книга – друг и наставник» и др. подвигают ребенка размышлять о роли школы в его жизни, осваивать правила поведения в школе, общаться и сотрудничать с учителем и одноклассниками.                Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их различные учебные возможности, в учебниках предметных линий комплекса представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, что является залогом успеха в преодолении затруднений учащихся в учебной деятельности, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности  к учебной.

На уроках с использованием  вышеперечисленных УМК  педагоги имеют возможность развивать мнение ребенка воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления, а не как повод для тревоги и огорчения. Знание алгоритмов эффективного разрешения проблем и пережитый опыт многократного успешного их применения в ходе уроков создает условия для формирования у учащихся способности осуществлять верный выбор стратегии поведения и преодоления возникших трудностей. Систематическое обсуждение различных вариантов решения поставленных задач способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

В курсе «Математика» организуется системное освоение учащимися всего комплекса организационно-рефлексивных общеучебных действий, входящих в структуру учебной деятельности. И, таким образом, данный курс становится площадкой, на которой у учащихся в процессе изучения математики формируются адаптационные механизмы продуктивного поведения и действия в любых проблемных ситуациях, требующих изменения себя и окружающей действительности.

В курсе «Русский язык» формируется и развивается умение эффективно общаться. Общение рассматривается как предмет обучения, как организационная форма обучения (парная и групповая работа), как система межличностных отношений (освоение позитивного стиля общения).

 Коммуникативный принцип построения учебников позволяет формировать представление о ситуации общения, целях и результатах общения собеседников; закреплять полученные умения при работе со словом, предложением и текстом в разнообразных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни.

В курсе «Литературное чтение» при формировании норм и правил произношения, использования слов в речи также обращается внимание на развитие этих норм во времени.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младших школьников понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, способы нравственного поведения в различных жизненных ситуациях, что помогает школьникам в отношениях со сверстниками и взрослыми выбирать позицию, основанную на нормах нравственности.

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.  Использование на уроках УМК «Гармония», «Школа России» «Школа 2100»  позволяет организовать системное освоение учащимися общего способа решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Приобретение детьми опыта построения общего способа действий и освоение метода рефлексивной самоорганизации создает условия для формирования способности к решению проблем творческого и поискового характера. В  этих УМК предлагается система заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся творческих способностей и интеллектуальных мыслительных операций, формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Математика» в ходе всех уроков учащиеся вначале приобретают опыт построения общего способа математических действий, а затем на основе этого опыта осваивают и системно применяют в своей практике метод рефлексивной самоорганизации, вооружающий их общим способом решения проблем творческого и поискового характера. В ходе решения таких заданий учащиеся приобретают опыт использования таких общенаучных методов решения исследовательских проблем, как метод перебора, метод проб и ошибок и др.

В курсе «Обучение грамоте»  (учебник «Азбука») введены задания на поиск способов, средств, выражения, обозначения, оформления и передачи информации в устной речи.

В курсе «Русский язык» введены задания, в которых рассматриваются проблемные ситуации и используются поисковые методы. Как правило, созданию детьми собственных речевых произведений предшествует анализ подобных языковых и речевых явлений, встречающихся у мастеров слова. В учебниках используются разнообразные виды заданий: сочинение о волшебнице-орфографии, составление диктантов, восстановление стихотворного текста, объяснение «детских неологизмов», сочинение на выбранную тему, объяснение «необычных» слов с опорой на их звучание, составление слова по «математическим формулам», сочинение считалок и веселых стишков, составление и разгадывание ребусов, составление описаний и рассказов по рисункам и по заданной теме, написание сказки о знаках препинания, написание стихотворения с необычными именами.

В курсе «Изобразительное искусство» предполагается освоение следующих способов решения проблем творческого и поискового характера: вариативность и импровизация в организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся: выбор темы, проведение дискуссий, диалогов; вариативность задания по композиции: в натюрморте, пейзаже, сюжетной композиции; широкий выбор тематики и технологии выполнения эскиза изделия по мотивам орнаментального искусства с учётом национально-регионального компонента.

В курсе «Окружающий мир», в процессе работы над темами учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника. В приложении, в дополнительных и вспомогательных источниках (медиаресурсы известных музеев, заповедников, «Атлас-определитель», словарях, путеводителях и т.п.) необходимую информацию, производят сопоставления, обращаясь к соответствующему материалу своего края, делают умозаключения, сравнивают их с выводом в конце текста. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, предлагаемыми в рабочих тетрадях и в рубрике «Для любознательных».

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования в лицее создана на основе программы «Доступная среда» и включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание.

Диагностическая работа.

 Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Педагоги лицея:

  • устанавливают усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков;
  • выявляют трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены;
  • отмечают особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

2. Изучение истории развития ребёнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок. Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).

3. Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

 4. Непосредственное обследование ребёнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.

6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д. Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно- оздоровительных мероприятий.

Консультативная и информационно-просветительская работа.

 Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям, педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

 проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально- типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того в лицее в рамках реализации программы  «Доступная среда» созданы специальные технические условия для обучения детей с ограниченными возможностями:

сенсорная комната, которая оснащена различными аппаратами и тренажёрами, необходимыми для адаптации учащихся с ограниченными возможностями;

специально оборудованные туалетные комнаты;

пандус при входе в лицей.

Особое внимание в лицее в целом и в начальной школе в частности отводится работе с одарёнными и способными детьми.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном отделении  на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с ОД:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • творческие конкурсы разного уровня;
  • участие в олимпиадах и международных интеллектуальных конкурсах;
  • проектная  деятельность.

Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Основные направления деятельности

  1. Выявление и педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей.

       Выявление приоритетного вида деятельности, направленности личности учащегося в лицее является одной из главных задач.

а)  Организации самостоятельной деятельности, собеседование, тестирование в «Субботней школе дошколенка», С  первого дня работы этой школы ведутся дифференцированные занятия психолога, занятия по развитию речи, памяти, логического мышления и т.д.;

б)  занятий в кружках и клубах эстетического, технического, художественного направлений Центра внешкольной работы, как подразделения дополнительного образования;

в) традиционных конкурсов проектов, стихов, рассказов и т.п. При подведении итогов выделяется группа учащихся, интересующихся конкретным направлением, или конкретным предметом. Победители  награждаются (Грамоты, призы, Благодарственные письма родителям) на ежегодном празднике «Честь и гордость лицея»;

г) традиционные танцевальные, вокальные, художественные конкурсы,  также конкурсы на лучшую газету к «Дню лицеев», «Дню учителя», конкурсы на лучшее сочинение, рассказ, статью, спортивные соревнования и т.д.;

    Ежегодно в конце сентября – начале  октября формируется группа учащихся, заинтересованных,  проявляющих особые способности в углубленном изучении предмета.  Для каждого учащегося 3-4 класса в лицее  определяется учитель-наставник, который разрабатывает и контролирует эффективность реализации  индивидуальной программы развития.

  1. Преемственность между дошкольным, непосредственно лицейским и дополнительным образованием.

      Адаптация при переходе с одной ступени образовательного процесса на другую – одна из важнейших педагогических и психологических проблем, т.к. адаптационный период зачастую влечет за собой заметное снижение качественных характеристик развития.  В целях минимизации проблем адаптационного периода, создания комфортных условий для обучения и воспитания ребенка к лицею № 2 в 2012 году была открыта «Субботняя школа дошколенка».  

  1. Организация проектной деятельности учащихся.   

     В целях формирования коммуникативной, информационной компетентностей, развития навыков исследовательского труда в лицее активизирована проектная деятельность, которая на сегодняшний день объединяет всех учащихся с 1-ого по 4 класс. Основные задачи: формирование и совершенствование проектно- исследовательской, информационной и коммуникативной компетентности; формирование и совершенствование навыков научного, исследовательского труда, умения планировать и реализовывать собственные проекты, совершенствование навыков систематизации и презентации результатов деятельности;  формирование одного из направлений системы поиска и педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей; создание условий для успешного профессионального определения и социализации выпускников и т.д.

   Формы работы: выполнение проектно-исследовательских работ под руководством педагогов-наставников, защита работ на заседании МО учителей начальных классов, участие в городском конкурсе проектов.

   Работа в начальной школе лицея  осуществляется ежегодно по следующим этапам и направлениям

Этап

Направление деятельности

Ответственные

Период

I.

подготовительный

Выбор направления исследования, тем проектов

Учителя

март-апрель

Выбор тем проектов, исследования

Учителя и  родители

май

Формировании групп для проведения проектно-исследовательской и научной деятельности, определение кураторов

Учителя

май

Разработка плана осуществления проектной и исследовательской деятельности

Учителя, учащиеся  родители

Май

II.

Подбор необходимого теоретического материала, анализ информации из различных источников

Учащиеся  родители

Июнь-сентябрь

III.

Непосредственное осуществление проектной исследовательской деятельности, реализация проекта.

Учащиеся  родители учителя

в течение учебного года

IV.

Заключительный

Защита проекта,  исследовательской работы

Учащиеся + родители  учителя

в течение учебного года

V.

Награждение

Май

     Защита проектов, исследовательских работ осуществляется в несколько этапов:

- защита перед своим классом в присутствии родителей;

- защита лучших работ на конференции лицея (декабрь, январь, февраль, март).

Кроме того, лучшие работы учащихся представляются на различные конкурсы и фестивали, региональные конкурсы, Всероссийский конкурс детских исследовательских работ «Первое сентября» и т.д.

     

  1. Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через систему индивидуальных образовательных траекторий.

     Проектно-исследовательская деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса, подготовка к олимпиадам и конкурсам, требует индивидуального подхода к каждому ученику в соответствии с его психофизиологическими и возрастными особенностями. В связи с этим каждый учитель является наставником (тьютором) лицеистов, помогая в планировании и осуществлении соответствующей работы.

   Индивидуальные планы развития составляются учителями-наставниками совместно с психологом, родителями. Особое внимание педагогами уделяется индивидуальным программам развития учащихся, претендующих на победу в ежегодном конкурсе «Лучший ученик».

Анализ особых успехов и достижений ученика (создание личного Портфолио), публичное позиционирование достижений каждого.

     Компетентностный подход в обучении и воспитании, который лежит в основе Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральных Государственных образовательных стандартов НОО, требуют формирования не только знаниевого компонента, но и умения использовать накопленные знания в нестандартных условиях, для решения нетрадиционных задач и проблем, поиска выхода из сложившихся ситуаций. Научить ребенка концентрировать весь свой накопленный опыт при решении проблемы только на уроках очень трудно. Формированию и совершенствованию таких навыков способствуют различные олимпиады, конкурсы, турниры и т.д. Учащийся начальной школы принимают участие в подобных соревнованиях как очных, так и заочных.

На муниципальном уровне это городская  олимпиада среди учеников 3-4 классов инновационных образовательных учреждений по русскому языку и математике, Эстафета искусств, конкурс исследовательских и проектных работ школьников; конкурс чтецов среди учащихся  1-4 классов,  на федеральном уровне - Всероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры, Интеллектуальный марафон, Всероссийская игра-конкурс «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Кенгуру», «ЧиП» , всероссийский молодежный чемпионат «Старт», Всероссийские олимпиады школьников по различным предметам, проводимые в интернет-пространстве.

        Ежегодно в мае в лицее  проходит праздник «Честь и достоинство», на которых подводится итог сделанного, многие учащиеся за свои достижения получают Грамоты и сертификаты, призы  и награды за успехи не только в учебной деятельности, но и за успеха в спорте и творчестве, за личные достижения. Выбирается победитель в номинации «Ученик(ца) года. Кроме того, ежегодно в публичном докладе, размещаемом на официальном сайте лицея, освещаются все достижения с  указанием ф.и.о. не только самого ребенка, но и родителей, и учителя-предметника.

    Все Грамоты, сертификаты и т.д. учащиеся оформляют в портфолио, которое начинает формироваться с первого класса. В настоящее время, портфолио выпускника является одним из важных пунктов, которые рассматриваются и анализируются приемными комиссиями при зачислении в высшие учебные заведения.

  1. Система поддержки и поощрения одаренных и талантливых детей.

      Любой труд приносит удовлетворение только тогда, когда он замечен и по достоинству оценен.  Интеллектуальный труд тяжел вдвойне. Перспективы дальнейшей хорошего профессионального определения для ребенка бесспорно важны,  иногда очень далеки. Поэтому в лицее разработана собственная система поддержки и поощрения одаренных и талантливых детей.

    В лицее в такую систему входят:

  1. Традиционно на расширенных заседаниях педагогического совета и родительского комитета в декабре (по итогам I полугодия) и в мае (по итогам года) отличившиеся учащиеся награждаются почетными Грамотами и подарками, родители  учащихся – благодарственными письмами;
  2. Участие и победа в ежегодном конкурсе  «Лучший класс лицея», «Лучший ученик лицея».

  1. Контроль развития познавательной деятельности одаренных учащихся.

     В лицее функционирует на основании Положения о предварительной, промежуточной и итоговой аттестации система аттестационных периодов (зачетных недель), в ходе которых каждый класс сдает экзамены. Предметы и форма проведения экзамена по каждому предмету определяется решением педагогического совета в августе, доводится на родительских собраниях и родительском комитете до сведения родителей. Задания, предлагаемые лицеистам  на экзаменах, носят дифференцированный, разноуровневый характер.  Экзаменационные  работы проверяются и анализируются  учителем, не работающим в данной параллели. Затем на заседании кафедры разрабатываются, уточняются,  вносятся корректировки в индивидуальные траектории развития для каждого из учащихся.

 Возможные риски

  • неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
  • рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы

Коррекционная программа...

Программа коррекционной работы ФГОС

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...

Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...

Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...

Программа коррекционной работы в рамках основной образовательной программы основного общего образования

Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития в...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"

Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...