Рабочая программа по ВД 1 класс "Интеллектика"
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа курса «Интеллектика» составлена в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;
  • с рекомендациями авторской программы развития мыслительных способностей учащихся младших классов А. Зака «Интеллектика». – Москва: Интеллект-центр,2012 г.,допущенной Министерством образования и науки РФ

с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektika.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ИНТЕЛЛЕКТИКА»

Пояснительная записка

Программа курса «Интеллектика» составлена в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;
  • с рекомендациями авторской программы развития мыслительных способностей учащихся младших классов А. Зака «Интеллектика». – Москва: Интеллект-центр,2012 г.,допущенной Министерством образования и науки РФ
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов».

1. Цели и задачи

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы обеспечить более высокую интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы. Это подразумевает более широкие возможности произвольного и смыслового восприятия, воображения, запоминания и воспроизведения, а также абстрактно-логического и творческого мышления.

Принципиальной задачей курса выступает развитие мыслительных способностей.

Предлагаемый курс развивающих занятий призван способствовать гуманизации процесс образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счёт сочетания учебной деятельности, (связанной с усвоением знаний, умений, навыков), с поисковой, творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы учащихся, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных особенностей. Курс развивающих занятий «Интеллектика» направлен на развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения, мышления) и совершенствования волевой регуляции вообще и отмеченных познавательных процессов в частности.

Основные цели курса занятий:

– обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению;

– создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей;

– расширение границ творческого восприятия мира;

– реализация творческих способностей в реальной жизни.

Задачи:

– обеспечить высокий уровень интеллектуальной подготовки у первоклассников;

– развитие творческого воображения и фантазии;

– стимулирование творческого самовыражения;

- развитие символических представлений, креативности;

- развитие вариативности и оригинальности мышления;

- развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие эмоционально – волевой сферы;

- гармонизация эмоционального состояния;

- стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

2. Место программы в структуре ООП

Программа курса«Интеллектика» рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. Всего 135 часов. В первом классе - 33 часа в год, 1 час в неделю, во 2-4 классах – по 34 часа в год, 1 час в неделю.

На курс «Интеллектика» для учащихся первого класса по учебному плану в 2014 – 2015 учебном году отведен 1час в неделю, 33 часа в год.

Программа используется без изменений.

3. Содержание программы «Интеллектика»

        Центральной идеей в разработке содержания курса является положение о том, что значение младшего школьного возраста в умственном развитии детей состоит в приобретении детьми возможностей действовать в мысленном плане, «в уме».

        Курс занятий на материале поисковых задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления. Культура мышления предполагает хорошее развитие основных мыслительных способностей: совершать точный анализ содержания задач, выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения; проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.

Курс включает четыре темы: «Развитие способности комбинировать», «Развитие способности анализировать», Развитие способности планировать», «Развитие способности рассуждать». Эти темы объединяют все занятия в четыре цикла.

        Выбор указанных способностей связан с их принципиально важной ролью в мыслительной деятельности человека при решении самых разных задач. Способность анализировать обеспечивает возможность точного разбора условий задач. На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры «Одинаковое, разное у двух» и три вида игры «Одинаковое, разное у трех». При выполнении этих игр совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение. Способность комбинировать выступает условием использования разнообразных сочетаний поисковых действий при разработке способа решения. На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры «Передвижения», три вида игры «Обмены». При выполнении этих игр совершенствуется наглядно-образное мышление, кратковременная память и воображение. Способность рассуждать необходима для обоснования верности найденного способа решения при соответствии его с условиями и требованиями задачи. На материале этого рода разработаны 12 видов интеллектуальных игр: «Что подходит?», «Раньше, позже», «У кого что», «Соседний. Через один», «Так же, как…», «Сходство, отличие», «Совпадения», «Родственники», «Больше, чем», «Старше, моложе», «Ближе, левее», «То ли одно, то ли другое». При выполнении заданий этих игр совершенствуется логическое мышление. Способность планировать лежит в основе построения программы деятельности по достижению требуемого результата. На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры «Шаги», три вида игры «Прыжки», три вида игры «Шаги, прыжки». При выполнении заданий этих игр совершенствуются действия в мысленном плане, в представлении, а также произвольность внимания, зрительное восприятие и кратковременная память.

        Каждое занятие курса построено по принципу: одно правило – одно занятие.

В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем – более сложные задания.

В играх «Одинаковое, разное у двух – 1», «Одинаковое, разное у двух – 2», «Одинаковое, разное у двух – 3», первоклассники решают задачи первой степени сложности, варьируются 2 признака. Учащиеся решают несколько вариантов основных задач. Для детей, которые в состоянии легко и быстро справиться с разными вариантами основных задач, в тетради помещены более сложные задачи.

Игра «Одинаковое, разное у трёх – 1», «Одинаковое, разное у трёх – 2»,  «Одинаковое, разное у трёх – 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности, варьируются 2 признака. Учащиеся решают несколько вариантов основных задач. Для детей, которые в состоянии легко и быстро справиться с разными вариантами основных задач, в тетради помещены более сложные задачи.

Развитие способности комбинировать:

В играх «Перестановки – 1», «Перестановки – 2», «Перестановки – 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности с одной перестановкой. Первый вариант основных задач немного легче, чем второй (меньше фигурок в четырёх клетках). Более сложные задачи помещены в конце занятия. Для детей, которые в состоянии легко и быстро справиться с разными вариантами основных задач, в тетради помещены более сложные задачи.

В играх «Передвижения – 1», «Передвижения – 2», «Передвижения –3» первоклассники решают задачи первой степени сложности, т.е. сопоставляются типы лишь одного перемещения. Первый вариант основных задач немного легче, чем второй.

В играх «Обмены - 1», «Обмены - 2», «Обмены - 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности с одним обменом. Первый вариант основных задач немного легче, чем второй. Более сложные задачи помещены в конце занятия. Для детей, которые в состоянии легко и быстро справиться с разными вариантами основных задач, в тетради помещены более сложные задачи.

Развитие способности планировать:

В играх «Шаги – 1», «Шаги – 1», «Шаги – 1» первоклассники решают задачи первой степени сложности, когда утка делает 2 – 3 шага.

В играх «Прыжки – 1», «Прыжки –2», «Прыжки – 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности, когда заяц делает 1 - 2 прыжка.

В играх «Шаги, прыжки – 1»,  «Шаги, прыжки – 2»,  «Шаги, прыжки – 3» первоклассники решают задачи первой степени сложности, когда кошка делает 2 разных перемещения.

Развитие способности рассуждать:

Игра «Что подходит?». Используются знания об основных классах явлений природы и предметах культуры.

«У кого что?». В основе рассуждений задач этого типа лежит логическое вычитание.

«Раньше, позже». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о скорости действий представленных в условиях персонажей с суждениями о времени начала или окончания их деятельности или с суждениями о количестве полученного в результате этих действий продукта.

«Соседний через один». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о характере взаимного расположения предметов, упоминаемых в условии.

Задачи сюжетно – логического типа четырёх уровней сложности. В первом классе представлены задачи первого уровня сложности.

«Ближе, левее». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о пространственном расположении предметов.

«Родственники». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений родства, упоминаемых в условии.

«Ближе, чем…». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о степени выраженности свойств персонажей.

«Сходство, отличие». В основе рассуждений задач этого типа лежит соотнесение суждений о сходстве и различии свойств персонажей.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 1-2 классах являются формирование следующих умений:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов – выполнение текстовых заданий.

5. Тематическое планирование

п/п

Разделы

Кол-во

часов

1

Комбинирование

9

2

Анализирование

6

3

Планирование

9

4

Рассуждение

8

5

Обобщение

1

Итого:

33

6. Календарно - тематическое планирование курса «Планета здоровья»

1 год обучения

1 час в неделю (33 часа в год)

п/п

Дата

Тема

Виды деятельности

по плану

по факту

1

08.09

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Перестановки и знаки - 1» 1 степени  сложности. Выявление уровня развития детей. Тест.

занятие-игра

2

15.09

Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух-1». 1 степени сложности.

занятие-игра

3

22.09

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Передвижения-1». 1 степени сложности.

практическое занятие

4

29.09

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги-1». 1 степени сложности.

практическое занятие

5

06.10

Развитие способности комбинировать. Выполнение  12 заданий игры «Перестановки-2». 1 степени сложности.

практическое занятие

6

13.10

Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у двух-2». 1 степени сложности.

практическое занятие

7

20.10

Развитие способности комбинировать.Выполнение 12  заданий игры «Передвижения - 2». 1 степени сложности.

комбинированное занятие

8

27.10

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Прыжки- 1». 1 степени сложности.

занятие-игра

9

10.11

Развитие способности комбинировать. Выполнение  12 заданий игры «Перестановки-3». 1 степени сложности.

 занятие-проект

10

17.11

Развитие способности анализировать. Выполнение 12  заданий игры «Одинаковое, разное у двух-3». 1 степени сложности

практическое занятие

11

24.11

Развитие способности комбинировать. Выполнение  12 заданий игры «Передвижения-3». 1 степени сложности.

практическое занятие

12

01.12

Развитие способности планировать. Выполнение 12 задания игры, «Шаги-2».  1 степени сложности.

практическое занятие

13

08.12

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены- 1». 1 степени сложности.

занятие-проект

14

15.12

Развитие способности анализировать. Выполнение 12  заданий игры «Одинаковое, разное у трёх -1». 1 степени сложности.

занятие-игра

15

22.12

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены - 2». 1 степени сложности.

практическое занятие

16

29.12

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки - 2 ». 1 степени сложности. Тест.

практическое занятие

17

19.01

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены-3» 1 степени сложности.

практическое занятие

18

26.01

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Что подходит?». 1 степени сложности.

занятие -проект

19

02.02

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры « Шаги-3». 1 степени сложности.

практическое занятие

20

16.02

Развитие способности рассуждать. Выполнение  12 заданий игры «У кого что…». 1 степени сложности.

занятие-проект

21

23.02

Развитие способности анализировать. Выполнение 12 заданий игры «Одинаковое, разное у трёх-3». 1 степени сложности.

занятие-проект

22

09.03

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Раньше, позже».1 степени сложности.

занятие-проект

23

16.03

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Прыжки-3». 1 степени сложности.

 занятие-игра

24

06.04

Развитие способности рассуждать. Выполнение  12 заданий игры «Ближе, левее». 1 степени сложности.

 занятие-игра

25

13.04

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги, прыжки-1». 1 степени сложности

практическое занятие

26

20.04

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Родственники». 1 степени сложности.

занятие-проект

27

27.04

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги, прыжки-2». 1 степени сложности.

практическое занятие

28

04.05

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Больше, чем…». 1 степени сложности.

практическое занятие

29

11.05

Развитие способности планировать. Выполнение 12 заданий игры «Шаги, прыжки-3». 1 степени сложности.

практическое занятие

30

11.05

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры «Сходство, отличие». 1 степени сложности.

практическое занятие

31

18.05

Развитие способности рассуждать. Выполнение 12 заданий игры « Соседний, через один…». 1 степени сложности.

практическое занятие

32

18.05

Развитие способности комбинировать. Выполнение 12 заданий игры «Обмены - 2». 1 степени сложности.

практическое занятие

33

Резервный час.

занятие-проект

7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы

Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 – 4 классов. Книга для учителя – Москва: Интеллект – Центр, 2011 г.

Зак А.З. Интеллектика. 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. – Москва: Интеллект – Центр, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...