Проектная деятельность как способ развития творческих способностей детей
статья на тему

Суслова Светлана Викторовна

Наше время - это время перемен. Современное общество предъявляет человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь организовать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной; привносить новое своей деятельностью,  предъявлять свои результаты.  Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.        Об этом совершенно ясно сказано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «важнейшими условиями становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами…».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suslova_sv_statya.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как способ развития творческих способностей детей

С.В. Суслова,

учитель начальных классов

МОУ«Каслинская СОШ №27»

Наше время - это время перемен. Современное общество предъявляет человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь организовать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной; привносить новое своей деятельностью,  предъявлять свои результаты.  Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.         Об этом совершенно ясно сказано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «важнейшими условиями становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами…».

 Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Введение курса «Проектно-исследовательская деятельность», как вариативной части образовательного процесса учебного плана позволяет рассматривать его как одно из условий развития творческих способностей детей. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. А учителю позволяет наряду с развитием творческих способностей выявить степень одаренности обучающихся.

Как же осуществляется мною работа по данному направлению?  Я считаю, для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований. Программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию:

  • творческого мышления,
  • творческого воображения,
  • применения методов организации творческой деятельности.

Какие же виды заданий и упражнений я использую в своей работе?

Так в первом полугодии, первоклассникам я предлагаю задания и упражнения, которые способствуют:

  •  развитию умения видеть проблемы: продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге); опишите один день вашей воображаемой жизни, используя данную концовку (…нам так и не удалось выехать на дачу; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли); определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела); назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
  • умения задавать вопросы: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы; придумай вопросы, которые помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе;
  •  умения классифицировать: задание «четвёртый лишний» (предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д); задачи на классификацию с явными ошибками.
  •  умения наблюдать: рассматривание предмета, затем предлагаю детям закрыть глаза и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы и включить сюда работу над проектами. Конечно, речь не идет о полноценных проектах, а лишь об элементах проектно-исследовательской деятельности, в ее классическом понимании. В ходе работы учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Так  в рамках образовательной программы «Школа России»  были выполнены на уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира, следующие коллективные проекты: « Азбука в загадках», «Математика вокруг нас», «Счастливые числа», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», которые были представлены в виде альбомов, книжек-малышек, газет, форме простой презентации. Для учеников 1 класса это была большая работа.

Начиная со второго класса, в своей практике я эффективно реализую следующие типы проектов:

  1. творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т.д.), которые позволяют ребёнку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
  2. ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нём;
  3. ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
  4. практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  5. исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Хочется рассказать, как проходила работа над некоторыми из них. Начну с самой основного, вызвавшего огромный отклик в сердцах моих учеников. Это исследовательский проект «Лук от семи болезней недуг». Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов.

 В середине сентября мы принесли луковицы в класс. Обрезали у них верхушки. Лук выращивали в стаканчиках и баночках с водой и в земле. Изучали условия для роста лука. Для этого провели опыты: рост лука на свету и в темноте,  при обильном поливе и при отсутствии полива, с применением удобрений и без них. На основании этого сделали вывод: луку, как и любому растению, нужны свет, тепло, воздух, вода. Затем искали интересный материал о луке в различных справочниках, энциклопедиях. Узнали, что существует около 400 видов лука. Его выращивают пять тысячелетий. Возделывание этой культуры началось в древнем Китае, затем перешло в Индию и Египет. У лука есть особые летучие вещества – фитонциды, убивающие многие виды болезнетворных микробов. Особый интерес вызвало поиск  литературе пословиц, загадок о луке. В дальнейшем из выращенного лука дома сделали салат, а в класс принесли книжки-малышки с рецептами с применением лука. Результативность данного проекта состояла с следующем,
творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли садоводов, литераторов, историков, художников, озеленителей, ученых.

Хочется представить проведённую работу над информационным проектом «Снежинки». Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются газеты, публикации, выступления, сувениры, модели. В ходе работы над проектом «Снежинки»  учащиеся приступили к изучению литературы по данной теме; были  использованы прямые и косвенные наблюдения; проведены опыты: можно ли получить снег в домашних условиях,  является ли иней и изморось снегом. Анализ полученных результатов  сравнивался с информацией, полученной в литературе  и из интернет ресурсов. Дети узнали, что Снежинка – это ледяной кристалл с шестигранной симметрией. Потому что ядром снежинки является идеально симметричная, шестигранная молекула воды. Иней – это пар, который замёрз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. А то, что осаждается на проводах, на ветках кустов и деревьев, на траве – называется изморозь. Значит, снежинки – это пар, который замёрз в облаках, а иней – это пар, который замёрз на стекле, ветках и других предметах. В дальнейшем учащиеся пробовали себя в роли поэтов и сказочников. Результатом стал сборник сказок о снежинках.

Кроме этого мною был использован  практико-ориентированный проект «История новогодней игрушки». Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.  Конечно, большая работа  проводится учителем.     Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что правильно организованная учителем проектная деятельность позволяет  в рамках одного проекта  интегрировать и углубить знания по нескольким предметам (окружающий мир, технология, литературное чтение). Данная интеграция обладает большим воспитательным  и образовательным потенциалом, обогащая внутренний мир учащихся начальных классов. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. Проектно-исследовательская деятельность  даёт возможность развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости, активности, что немаловажно для существования в нашем обществе.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей учащихся

В своей работе обращаю большое внимание на проектную деятельность учащихся. Рекомендации по её организации даны в примерных программах начального образовательного стандарта второго поколения. Та...

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить...

Проектные задания как способ развития творческих способностей детей на уроках ОРКСЭ

Тема моей работы, которую я хочу представить «Проектные задания  как способ развития творческих способностей детей на уроках ОРКСЭ»(слайд 1) «В соответствии с общественными потребностями, ко...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

В данной статье рассказывается об организации проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников

Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей детей»

Консультация для родителейна тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей детей»...