Электронные ресурсы в образовательном процессе
статья на тему

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) сегодня являются неотъемлемой частью образовательного процесса и могут использоваться для достижения самых разных целей обучения. В настоящее время школы обеспечиваются современными компьютерами, интерактивным оборудованием, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) сегодня являются неотъемлемой частью образовательного процесса и могут использоваться для достижения самых разных целей обучения. Для изучения нового учебного материала и получения новых знаний; для отработки умений и навыков; для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам; для проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля; для реализации дистанционного обучения и пр. Важное значение ЭОР в современном образовательном процессе школы неоднократно подчеркивается как требованиями ФГОС НОО, так и ПООП НОО. Тем самым, применение ЭОР в учебном процессе начальной школы является сегодня не просто возможностью, но требованием для участников образовательного процесса. 

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В настоящее время школы обеспечиваются современными компьютерами, интерактивным оборудованием, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому,  средством осуществления которых является компьютер. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

- усиление интенсивности урока;

-повышение мотивации учащихся;

- мониторинг их достижений.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

2. Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

3. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

4.  Снижению дидактических затруднений у учащихся;

5.  Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;

6.  Созданию ситуации успеха.

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используются все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практическая деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

          Мультимедийные технологии могут быть использованы на различных этапах урока. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличаются высокой активностью на уроках, начинают  активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Мультимедиа-презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. 

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся.

Хотелось бы более подробно остановиться на работе с использованием интерактивной доски.

Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Вы увидите, как легко управлять компьютером прямо с доски. Все, что вы можете использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске.

Для максимального  использования возможностей интерактивной доски необходимо специальное оборудование: интерактивная доска и программное обеспечение к ней, компьютер и документ-камера.

Вы также должны позаботиться о дополнительном программном обеспечении и других мультимедийных ресурсах.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

Использование интерактивной доски.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета, что особенно важно в классе слабовидящих детей.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

 • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

 • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

 • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

 • Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

 • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

 

 Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.

  Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.

Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, у 75% учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.

  Нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. 

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

 Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски,  для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы пространственной ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр.

  Проецируя на доску через документ-камеру страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописи» у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать.

Интересны для выполнения геометрические задания. Любую фигуру можно начертить при помощи нескольких движений и она получится ровной и аккуратной, будь то круг или треугольник. Обозначить радиус или диаметр круга не составит никакого труда, используя линейку.

 Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.

  При проведении математических диктантов использую таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.

  На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы.

  Она помогает мне донести информацию до каждого ученика в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

 Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски  явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения и эффективность моего учительского труда.

  Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

  Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.

  Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.

  Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся и буду использовать ее постоянно, потому что с её помощью смогла вовлечь учащихся в образовательный процесс.

Таким образом, уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим, познавательным и обучающим. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-образовательных ресурсов в образовательном процессе

Понятие «информационный образовательный ресурс» довольно широкое. Оно охватывает все стороны образовательного процесса. Мне хотелось бы остановиться на тех информационных ресурсах, которые могут испол...

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе...

Электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе

Электронные образовательные ресурсы в образовательном процессеЭОР являются средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Это чрезвычайно актуально, так как наблюдается:-снижение динамик...

"Возможности использования электронных ресурсов в образовательном процессе "

Статья на тму "Возможности использования электронных ресурсов в образовательном процессе "Составители : Говейлер Н.Ш., Таланова-Шелейко Ю.Г.В современном мире использование компьютерных техн...