РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа на тему

Кудашкина Лариса Никoлаевна

курс дополнительных платных образовательных услуг «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_podgotovka_doshkolnikov_k_shkole.doc378 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ            СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №377                                                    КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

пр. Стачек, д.107, к.4, Санкт-Петербург, 198303 тел.: (812)-753-71-50 факс: (812)-757-37-77

http://www.kirov.spb.ru/sc/377/; email: sc377@kirov.spb.ru

РЕКОМЕНДОВАНА

к использованию

Педагогическим советом

ГБОУ СОШ №377 Кировского района

Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ СОШ №377

Кировского района Санкт-Петербурга

_______________

/И.Д.Захарченко/

Протокол № 1 от 25.08. 2015 г.

Приказ №72/1 от  25.08.2014 г.              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса дополнительных платных образовательных услуг

«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Срок освоения 1 год (6 часов в неделю, всего 162 часа)

Составитель:

Л.Н. Кудашкина

                                                                                                           

                                Санкт-Петербург, 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Подготовка дошкольников к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», и авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», рекомендованных Министерством образования и науки РФ (Москва, 2009 г.). Рабочая программа  по разделу «Изобразительная деятельность» составлена на основе обязательного минимума содержания  федерального компонента государственного стандарта  - развитие детей старшего возраста «Временных требований» к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» Программа « Окружающий мир и аппликация» разработана на основе: программы «Цветные ладошки». Автор:  Лыкова И.А. Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. 

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. 

Курс разработан с позиций комплексного развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

       Многолетний опыт педагогов и исследования психологов показывает, что максимальные трудности в школе испытывают те дети, которые не готовы к новой социальной роли – ученика – с определенным набором качеств. И это не умения считать и писать, а умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому  основными целями и задачами развития дошкольников в данном курсе являются:

       - формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

       - увеличение объема внимания и памяти;

       - формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);

       - развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

       - развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

       - выработка умения целеноправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

       - формирование умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результаты своих действий.

         развитие творческого воображения, фантазии, цветовосприятия, образного мышления, получает навыки полноценного общения.

        Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Курс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.                                              

        Продолжительность образовательного процесса составляет 7 месяцев, (27 недель). Курс рассчитан на 162 часа. Продолжительность одного занятия не более 30 минут. Для того, чтобы переключить активность детей, не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки (согласно п. 12.11. СанПиН).

        К концу обучения по программе «Подготовка дошкольников к школе» предполагается продвижение детей  в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательного интереса, коммуникативных умений и творческих способностей, приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству

Используемый УМК:

  1. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект / СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  2. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: рабочая тетрадь №1 / СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  3. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: рабочая тетрадь №2 / СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  4. Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

Содержание программы

  1. Чтение и развитие речи

            Для речевого развития дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и они начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Задача педагога: создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Задачи работы по развитию речи с детьми 6 – 7 лет:

1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;

2) развитие грамматического строя речи;

3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

5) обучение звуко-слоговому анализу слов;

6) развитие мелкой моторики руки;

Содержание работы

1. Лексическая и грамматическая работа:

– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи:

– ответы на вопросы, участие в диалоге;

– подробный пересказ текста по зрительной опоре;

– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; ударные и безударные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу:

– звуковой анализ состава слогов и слов;

– дифференциация понятий «звук» и «буква»;

– соотнесение букв и звуков.

         

         

В результате работы дети получат возможность научиться:

• конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

• отвечать на вопросы педагога;

• задавать свои вопросы;

• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

• выделять звук в начале слова;

• различать звуки и буквы;

• узнавать и называть буквы русского алфавита;

• соединять звуки в слоги;

  1. Письмо и развитие мелкой моторики

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причины:

  • недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);
  • однообразие, монотонность организации обучения;
  • маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.

Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.

Цель работы – подготовить ребенка физически и психологически к освоению письма в школе.

Для достижения данной цели в процессе обучения надо обратить внимание на следующие направления:

 - ориентированию в листе;

 - штриховке и раскрашиванию;

 - рисованию по точкам;

 - обводке по контуру;

 - письму отдельных элементов букв.

         

          В результате работы дети  получат возможность научиться:

• обводить по контуру фигуры, простейшие сюжетные композиции;

• штриховать различными способами фигуры, сюжетные картинки;

• воспроизводить основные элементы русского прописного письма.

  1. Формирование математических представлений

Основные цели:

  • Развитие у детей интереса к математическим знаниям;
  • Развитие самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления;
  • Развитие умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.

    Общие понятия

     Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

     Совокупности предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

     Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

     Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар.

     Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

     Начальные представления о величинах. Измерение величин с помощью условных мер.

     Натуральное число как результат счёта и измерения. Числовой отрезок.

     Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

     Работа с таблицами. Знакомство с символами.

    Числа и операции над ними

     Прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и ритмический счёт.

     Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

     Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел на наглядной основе.

     Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10. Взаимосвязь сложением и вычитанием чисел.

     Число 0 и его свойства.

     Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

     Пространственно-временные представления

     Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади…Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

     Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

      Геометрические фигуры и величины

   Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами.

     Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

     Сравнение предметов по длине, массе, объёму. Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

           В результате работы дети получат возможность научиться:

• называть числа от 1 до 10;

• продолжить заданную закономерность;

• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;

• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);

• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

• объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;

• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;

• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

  1. Изодеятельность

Цель программы:  развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

 Задачи программы:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

   Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

 Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю.

Всего 27 занятий.

            Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу . Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.

«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

        тычок жесткой кистью;

        оттиск печатками из ластика;

        оттиск  поролоном;

        отпечатки листьев;

        рисунки из ладошек;

        волшебные веревочки;

         печать по трафарету.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети  неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается  умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Материал:

         акварельные краски, гуашь;

         ватные палочки;

         поролоновые печатки;

         палочки или старые стержни для процарапывания;

         матерчатые салфетки;

         стаканы для воды;

         подставки под кисти; кисти.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

  1. Художественно-творческое развитие детей

В подготовке дошкольников к школе занятия аппликацией при направленном руководстве дают большой обучающий и развивающий эффект.

Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и учителем.

Цель программы:

Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.

Основные задачи:

развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных   замыслов;

привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

учить создавать коллективные работы.

На данных занятиях дошкольник  активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю.

Всего 27 занятий.

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного  возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи -  аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

Учебно–тематический план

(Чтение и развитие речи)

54 часа в год, из расчета 2 часа в неделю

Название раздела программы

Кол-во часов

1.

Речь, предложение.

12

2.

Слово, звуковой состав слов.

9

3.

Слоги, ударение.

10

4.

Буквы, звуки.

23

Итого:

54

Учебно-тематический план

(Формирование математических представлений)

54 часа в год, из расчета 2 часа в неделю

Название раздела программы

Кол-во часов

1.

Общие понятия.

10

2.

Числа и операции над ними.

27

3.

Пространственно-временные представления.

7

4.

Геометрические фигуры и величины.

10

Итого:

54

Учебно–тематический план

(изодеятельность)

27 часов в год, из расчета 1 час в неделю

№ п/п

Тема

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Сказка про краску.

Воздушные шары для феи.

Гостинцы осени.

Осенние деревья.

Теплая картина.

Волшебные  листья.

Путешествие по радуге.

Ежик.

Первый снег.

Снежинки.

Елочка – нарядная.

Узоры на окне.

Снегири.

Зимняя сказка.

Снеговик.

Сказочная Жар – птица.

Золотая рыбка.

Волшебница – зима.

Пингвины на льдине.

Открытка для мамы.

Ранняя весна.

Песенка солнышка.

Ветка с первыми листьями.

Космический коллаж.

Грачи прилетели.

Цветы.

Итоговая выставка рисунков. Как прекрасен этот мир.

Учебно–тематический план

(для художественно–творческого развития детей)

27 часов в год, из расчета 1 час в неделю

Тема

1

Ножницы разговаривают. Тень-тень, потень, - вот какие у нас картинки!

2

Вот какие у нас листочки.

3

Пушистая тучка.

4

Билетики. Флажок

5

Дорожка для куклы

6

Платье в горошек

7

Лоскутное одеяло.

8

Снеговик-великан.

9

Колобок покатился по лесной дорожке.

10

Разноцветные камешки

11

Веселый снеговик

12

Праздничная ёлочка

13

Вот какие у нас кораблики!

14

Пирамидка

15

Вот какие у нас цыплятки.

16

Вот какой у нас букет!

17

Утята

18

Воздушные шарики

19

Облака на небе

20

Крошки для птичек -коллективная работа

21

Полосатый коврик

22

Самолет

23

Божьи коровки

24

Цветочная поляна – коллективная работа

25

Мячики

26

Красивая бутылка

27

Салют

Календарно – тематическое планирование разделов курса.

  1.  «По дороге к Азбуке»

Тема

Лексический и грамматический строй

Фонетическая разминка

(дидактические игры)

Развитие общей и мелкой моторики

1.

Наша речь

Давайте познакомимся.

«Веселые человечки» - правильное называние частей лица человека, знание их предназначения.

«Эхо»

Ориентирование на листе бумаги.

2.

Речь устная и письменная.

«Разноцветные колпачки» - правильное употребление словосочетаний: слева направо, в центре, в левом верхнем…

«Волшебный мешочек»

Ориентирование на листе бумаги.

3.

Речь состоит из предложений.

«Разноцветные кружки» - описывание расположенных картинок. Учим правильно подбирать относительные прил., согласовывать их с сущ.

«Собери цветочек»

Ориентирование на листе бумаги.

4.

Предложение.

Осень.

Составление простых предложений.

Совершенствовать умения детей образовывать и использовать в речи сущ. в ед. и мн. числе.

Игра «Будь внимателен»

«Что звучало»

Росчерки.

5.

Предложение состоит из слов.

Осенние заготовки.

Учим правильно образовывать от  сущ. относительные прил., согласовывать прил. с сущ.

«Чудеса в мешке»

Рисование круга непрерывной линией.

6.

Слово и предложение.

Прогулка по осеннему лесу.

«Листопад» - образование прилагательных от существительных.

«Кто как говорит»

Штриховка.

7.

Предложение.

Текст.

Грибы.

Игры: «За грибами», «Мы по лесу шли».

Составление простых предложений.

Отработка падежных окончаний имен сущ. в Р.п. и В. п.

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Разложи по вагончикам»

Обводка по контуру.

8.

Слова – предметы.

Овощи.

Развитие словарного запаса.

Игра «Повар и овощи». Загадки.

Развитие умения правильно употреблять предлоги в речи.

«Повторюшки»

Рисование по точкам.

9.

Слова – признаки предметов.

Фрукты.

Развитие словарного запаса.

Описание предметов.

Образование прилагательных от существительных.

Игра «Компот». Загадки.

«Собери цветочек»

Росчерки.

10.

Слова – действия предметов.

Перелетные птицы.

Развитие словарного запаса.

Совершенствовать умение употреблять относительные и притяжательные прилагательные в речи, образовывать приставочные глаголы.

Игра : «Чего не хватает?».

«У кого звучит игрушка?»

Дорисовать картинку по точкам и раскрасить.

11.

Звуки.

Радуга.

Выделение первого звука в слове.

«Угадай, что звучало?»

Ориентирование на листе бумаги.

12.

Звук и буква.

Труд взрослых на полях и огородах.

Игры «В огород пойдем» (экскурсия),

«Овощи».

Уточнить значение предлогов места и движения, составлять предложения с предлогами.

«Что делает Петрушка?»

Штриховка.

13.

Гласные звуки.

Ягоды.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Игра «Ягоды в лесу».

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Обвести карандашом непрерывную линию.

14.

Согласные звуки.

Сезонная одежда.

Образование множественного числа сущ.

«Озорные звуки»

Обводка по контуру.

15.

Гласные и согласные звуки.

Дикие звери наших лесов.

Игры: «Дорожка для зверей», «Смелые ребята».

Отработка падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.

«Какой звук лишний?»

Дорисовать изображение по точкам.

16.

Гласные и согласные звуки.

Домашние животные  и их детеныши.

Использование сущ. с суффиксами         -онок, -енок, -ат, -их и предлога (у).

Игры: «Найди маму», «Скажи ласково».

«Расставь по местам», «Кто как говорит»

Рисование по точкам.

17.

Твердые согласные звуки.

Насекомые.

Игра «Комарик». Загадки.

Продолжать работу над образованием приставочных глаголов.

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Штриховка.

19.

Мягкие согласные звуки.

Времена года.

Отработка умения образовывать прилагательные от существительных.

Игры: «Назови месяц», «Четвертый лишний».

«Ловушка»

Рисование короткой наклонной линии.

20.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Зимующие птицы.

Игра «Кормушка»- правильное употребление предлогов: над, под, в, за, перед, у (около).

Уточнение значения простых и сложных предлогов.

«Мое слово», «Собери цветочек»

Рисование длинной наклонной линии.

21.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Зимние забавы.

Расширение словарного запаса.

Образование кратких форм прилагательных, причастий, наречий, практическое употребление в речи.

Загадки. Игра «Прятки с игрушками».

«Чем отличаются слова?», «Что звучало», «Поющие мячики»

Рисование короткой и длинной наклонной линий.

22.

Слог и слово.

Комнатные растения.

Деление слов на слоги.

«Мяч поймай – слово составляй»

Рисование линии с закруглением внизу.

23.

Слог и слово.

Новый год.

Изменение окончаний сущ. при согласовании их с числительными.

Игры: «Хоровод», «Укрась елку».

«Придумай слово»

Рисование линии с закруглением вверху.

24.

Деление слов на слоги.

Животные Севера.

Образование и употребление прил.

«Раздели правильно»

Дорисовать картинку по точкам и раскрасить.

25.

Деление слов на слоги.

Домашние птицы.

Игра «На птичьем дворе» - образование множественного числа сущ.

Правильное согласование существительных с числительными.

«Встречу слово на дороге – разобью его на слоги», «Чей голос»

Обводка по контуру.

26.

Деление слов на слоги.

Мой дом.

Обучение подбору родственных слов.

Игры: «Заборчик», «Дом».

«Запомни и повтори»

Росчерки.

27.

Деление слов на слоги.

Мебель.

Определение количества слогов в слове.

Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных (дерево - деревянный).

Игры: «Чего не стало», «Стул».

«Мяч поймаем – раз! И два – мы распутаем слова!», «Раздели слово на части»

Рисование по точкам.

28.

Слоговой анализ слова.

Каждой вещи – свое место.

Игры «Вешалка», «Где лежат вещи».

«Посели в домик»

Малый овал.

29.

Ударение.

Посуда.

«Один, одна, одно» - правильное соотнесение числит. с сущ.

Практическое употребление предлогов.

Игры: «Что без чего?», «Посуда».

«Тихо – громко», «Подбери слова»

Большой овал.

30.

Ударные и безударные слоги.

Наша армия.

Учить образованию новых слов путем сложения основ (самолет, вертолет).

Игры «Доскажи словечко», «Кто это?».

«Какой отличается?»

Штриховка.

31.

Ударные и безударные слоги.

День защитника Отечества.

Закреплять умение образовывать новые слова.

Игры: «Праздник пап», «Четвертый лишний».

«Слово это изменяй, изменяя – удлиняй».

Раскрашивание и штриховка.

32.

Звуковой состав слова.

Игрушки.

Игра «Кузовок» - образование уменьшительно-ласкательного наименования.

«Незнайка запутался»

Раскрашивание и штриховка.

33.

Звуковой состав слова.

Транспорт.

Закреплять согласование притяжательных местоимений (мой, моя…).

Игры: «Пассажир», «Колеса».

«Лишнее слово», «Поющие мячики»

Дорисовать картинку по точкам и раскрасить.

34.

Звуковой состав слова. Модели слов.

Речные и аквариумные рыбки.

Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.

Игра «Наведи порядок». Загадки.

«Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков называй»

Обводка по контуру.

35.

Звуковой состав слова. Модели слов.

Животные жарких стран.

Выделение одинаковых согласных звуков из ряда слов.

«Кружок»

Штриховка.

36.

Звонкие согласные звуки.

Весна.

Учить образовывать притяжательные прилагательные.

Экскурсия. Игра «Подскажи словечко». Загадки.

«Звонкие звуки»

Рисование линии с петлей внизу.

37.

Звонкие согласные звуки.

8 Марта.

Согласование местоимений эта, это, эти с сущ.

Игра «Наведи порядок».

«Звонкие звуки»

Рисование линии с петлей внизу.

38.

Глухие согласные звуки.

Цветы.

Игра «Четвертый лишний».

«Лишнее слово»

Раскрашивание и штриховка.

39.

Глухие согласные звуки.

Профессии.

Подбор слов – названий профессий, заканчивающих на –ёр.

Учить образованию новых слов путем сложения основ (трубочист, вагоновожатый).

Игры: «Что за профессия?», «Четвертый лишний».

«Озорные звуки»

Раскрашивание и штриховка.

40.

Звуковой состав слова. Модели слов.

Космос.

Работа над согласованием существительных с числительными.

Игра «Звездный мир».

«Хлоп – хлоп», «Выдели звук»

Рисование по точкам.

41.

Звуковой состав слова. Модели слов.

Времена года.

Игры: «На лужайке», «Снежок». Загадки.

«Играем со словом»

Обводка по контуру.

42.

Звук – буква – слог – слово.

Дни недели.

Загадки.

«Телефон»

Штриховка.

43.

Звуко-буквенный состав слова.

Животный и растительный мир полей.

Отработка падежных окончаний имен существительных.

Игры: «Мышка в поле», «Злаки».

«Длиннее – короче»

Дорисовать картинку по точкам и раскрасить.

44.

Звуко-буквенный состав слова.

Мы на кухне.

Игра «Помоги повару» - угадать слово по его первой и последней букве.

«Будь внимателен»

Раскрашивание и штриховка.

45.

Упражнение в определении звука в слове.

Зоопарк.

«Один и много» - изменение слов по числам.

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Росчерки.

46.

Упражнение в определении звука в сове.

Я и моя семья.

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игры: «Семья», «Мы очень любим»

«Поющие мячики»

Рисование по точкам.

47.

Свистящие согласные.

Животный мир морей и океанов.

Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.

Игры: «Дельфин и кит», «Лишнее слово».

«Звучащие игрушки»

Рисование по точкам.

48.

Шипящие согласные.

Школа.

Экскурсия по школе.

Игра «Собери портфель».

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук».

Ориентирование на листе бумаги.

49.

Повторение о согласных звуках.

Сутки.

Закрепление умения использовать предлоги в речи.

Игры: «Утречко», «День – ночь».

«Мое слово»

Ориентирование на листе бумаги.

50.

Предложение. Текст.

Одежда.

«Добавь слова» - распространение предложений.

«Запомни и повтори»

Раскрашивание картинки.

51.

Составление предложений по разным моделям.

Книги.

Экскурсия в библиотеку.

Загадки.

«Поэт»

Рисование по точкам.

52.

Развитие речи.

Класс. Школьные принадлежности.

Пословицы и поговорки. Загадки.

«Сто вопросов – сто ответов»

Дорисовать картинку по точкам и раскрасить.

53.

Закрепление изученного материала.

Мои друзья.

Знакомить детей с разными способами словообразования (голубоглазый, светловолосый).

Игры: «Я очень хороший», «Смешной портрет».

«Тихо – громко», « Найди нужный звук»

Раскрашивание и штриховка.

54.

Итоговое занятие.

Время года – лето.

Отработка падежных окончаний имен существительных.

Игра «Время года».

«Разные звуки»

Рисование наклонных линий, линий с закруглением внизу и вверху.

 

  1. «Математические ступеньки»

Тема

Числа и операции над ними

Пространственно -  временные представления

Геометрические фигуры и величины

Развитие общей и мелкой моторики

1.

Свойства предметов

(цвет, форма, размер, материал).

Прямой и обратный счет в пределах 5.

Ориентировка на листе бумаги.

Игра «На что похоже?» Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

«Дорисуй узор»

2.

Свойства предметов

(форма, размер, цвет, материал).

Игра «Соберем урожай»

Прямой и обратный счет в пределах 5.

Ориентировка на листе бумаги.

Игра – путешествие в Царство геометрических фигур.

«Мозаика»

3.

Объединение предметов в группы по общему свойству.

Решение математических загадок.

Ориентировка на листе бумаги.

Выделение в окружающей обстановке предметов одинаковой формы. Игра «Волшебный мешочек»

«Дополни узор»

4.

Сравнение групп предметов.

Составление пар.

Игра «Построй игрушки парами».

Увеличение, уменьшение.

Игра «Веселая почта». Карточки-письма с фигурами.

«Дорожка»

5.

Один – много.

Игры с предметами.

Загадки.

Ориентировка на листе бумаги.

Игра с геометрическими фигурами «Третий лишний».

«Веселый клоун»

6.

Число 1 и цифра 1.

Первый осенний месяц – сентябрь.

Порядковый и ритмический счет.

Логическая задача на установление закономерности.

Игры «Сосчитай и нарисуй», «Смелый солдатик».

Ориентирование во времени.

Геометрическое лото.

«Узор – дорожка»

7.

Представление о действии сложения.

Игра «В овощном магазине».

Знаки =, +.

Решение математических загадок.

Ориентирование во времени.

Геометрическое лото.

«Дорисуй узор»

8.

Понятия « на», «над», «под».

Решение математических загадок.

Уточнение представлений: на, над, под.

Игра «Вспомни и назови».

Геометрическое лото.

«Закрась правильно»

9.

Число и цифра 2. Пара.

Второй осенний месяц – октябрь.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Ориентировка в таблице.

Игра «День рождения кота Леопольда».

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

«Цветная дорожка»

10.

Понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади».

Логическая задача на установление несоответствия.

Ориентирование в комнате.

Игра «Кто внимательный?»

Квадрат. Выкладывание квадрата из счетных палочек.

Штриховка.

11.

Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Справа, слева.

«Страна Геометрия».

Точки, линии.

«Узор по точкам»

12.

Числа и цифры 1,2,3.

Третий осенний месяц – ноябрь.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Игры «Сосчитай и напиши», «Два хлопка».

Состав числа 3.

Слева, справа, впереди, сзади.

Игра «Муха»

Треугольник.

Выкладывание фигуры из палочек.

«Обведи контур».

13.

Замкнутые и незамкнутые линии.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Игра «Кто быстрее?»

Ориентирование по клеткам в тетради.

Игра «Путешествие точки».

«Дорожка»

14.

Ломаная линия, многоугольник.

Состав числа 3.

Свойства предметов.

Ориентирование по клеткам в тетради.

Сравнение линий.

Многоугольник.

Игра «На что это похоже?»

«Узор в клетках»

15.

Числа и цифры 1,2,3,4.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Игра «Один, два, три, четыре».

Состав числа 3.

Ориентирование в пространстве.

Круг.

«Коврик»

16.

Числа и цифры 1,2,3,4.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Состав числа 4.

Веселые задачи – стихи.

Ориентирование в пространстве.

Треугольник, четырехугольник.

«Нарисуй картинку»

17.

Угол.

Прямой и обратный счет.

Состав числа 4.

Задачи в стихах.

Ориентирование в пространстве.

Игра «Зеркало».

Виды углов.

Игра «Путешествие по железной дороге»

«Раскрась домик»

18.

Числовой отрезок.

Присчитывание и отсчитывание единиц с помощью числового отрезка.

Игра «Путешествие лягушонка».

Направо, налево.

Геометрическое лото.

«Фигуры в клетках»

19.

Раньше, позже.

Соотнесение цифр с количеством предметов.

Логическая задача на установление несоответствия.

Ориентирование во времени.

Игры: «Когда это бывает?», «Путаница».

Геометрическое лото.

«Узор в клетках»

20.

Числа и цифры 1,2,3,4,5.

«Веселый счет».

Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов.

Слева, справа.

Ориентирование по клеткам в  тетради.

Конструирование фигур из палочек.

Игра «Строим гнезда».

«Узор в клетках»

21.

Сложение числа 5 из двух меньших.

Установление несоответствия.

Игра «Что перепутал художник?»

Ориентирование во времени и в пространстве.

Квадрат, треугольник, пятиугольник.

«Узор по точкам»

22.

Число и цифра 6.

Порядковый счет.

Игры: «Отгадай загадку», «Считай и делай».

Понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий».

Игра с обручами.

Разбиение фигур на группы.

«Закрась правильно»

23.

Сложение числа 6 из двух меньших.

Порядковый счет.

Состав чисел 1 – 6.

Временные отношения «раньше – позже».

Загадки «Когда это бывает?»

Геометрическое лото.

Шестиугольник.

«Раскрась картинку»

24.

Столько же.

Присчитывание и отсчитывание с помощью числового отрезка.

Сравнение групп предметов по количеству.

Игры «В гостях», «Мы танцуем».

Вправо, влево.

Геометрическое лото.

«Узор в клетках»

25.

Больше. Меньше. Знаки < и >.

Сравнение групп предметов по количеству.

«Веселый счет».

Временные отношения «раньше», «позже».

Игра «Путаница».

Игра «Сосчитай треугольники».

«Напиши правильно»

26.

Число и  цифра 7.

Порядковый счет.

Решение логических задач.

Ориентирование во времени.

Многоугольник.

Геометрическое лото.

«Дорисуй узор»

27.

Сложение числа 7 из двух меньших.

Порядковый и количественный счет в пределах 7, состав числа 7.

Игра «Строители».

Дни недели.

Прямоугольник.

Выкладывание прямоугольника из счетных палочек.

«Обведи контур»

28.

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7.

Состав числа 7.

Решение логических задач.

Игра «День – ночь».

Ориентирование.

Игра «Волшебная страна».

Точка.

Игра «Путешествие точки».

«Варежки»

29.

Тяжелее, легче.

Состав числа 7.

Сравнение предметов по массе. Игры «Воздухоплаватели», «Поварята».

Раньше, позже.

Многоугольники.

«Дорисуй узор»

30.

Измерение массы.

Порядковый и количественный счет. Состав чисел 3–7. Игра «Седьмой лишний».

Ориентирование во времени.

Килограмм.

«Стрелочки»

31.

Измерение массы.

Составление задач по рисункам.

Отношения на – под.

Круг, квадрат, треугольник, овал.

«Зеркало»

32.

Число и цифра 8.

Месяц – декабрь.

Прямой и обратный счет в пределах 8.

Решение логических задач на установление закономерностей.

Игры «Бусы», «Соедини правильно».

Ориентирование.

Деление квадрата на 2, 4 части.

«Узор в клетках»

33.

Сложение числа 8 из двух меньших.

Состав числа 8.

Счет в прямом и обратном порядке.

Игра «Подарки Деда Мороза».

Ориентирование в пространстве.

Геометрическое лото.

«Узор – дорожка»

34.

Представление о действии вычитания.

Знаки =, -.

Игра «В магазине игрушек».

Решение математических загадок.

Между, посередине.

Игра «Яблоки».

Геометрическое лото.

«Заборчик»

35.

Числа и цифры

1 – 8.

Порядковый счет.

Решение логических задач.

Игра «Смотри, считай, записывай».

Между, посередине.

Овал.

«Раскрась правильно»

36.

Объем (вместимость).

Прямой и обратный счет.

Состав чисел 6 – 8.

Игра «Найди пару».

Ориентирование по клеткам в тетради.

Сравнение по объему: «до краев», «равны по объему». Игра «Праздник в Простоквашино».

«Письмо в клетках»

37.

Измерение объема.

Счет в пределах 8.

Разностное сравнение чисел на предметной основе.

Игра «В школу».

Ориентирование по клеткам в тетради.

Измерение объема с помощью мерки.

Игра «Кубики».

«Разноцветные фонарики»

38.

Число и цифра 9.

Месяц – январь.

Логическая задача на установление закономерностей.

Сложение и вычитание на числовом отрезке.

Высокий – низкий.

Сходства и различия фигур.

Игра «Четвертый лишний».

Штриховка.

39.

Сложение числа 9 из двух меньших.

Состав числа 9.

Сравнение смежных чисел.

Порядковый счет.

Игра «Слушай и считай».

Циферблат часов.

Определение времени по часам.

Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.

«Придумай узор»

40.

Числа и цифры

1 – 9.

Сравнение чисел на предметной основе.

Игра «Что изменилось?»

Правая, левая.

Игра «Лыжник».

Сравнение фигур по площади.

«Тропинка»

41.

Число и цифра 0.

Игра «В лесной школе».

Порядковый счет.

Решение математических загадок.

Слева, справа, по часовой стрелке.

Игра «Дорисуй недостающие фигуры».

«Дорисуй узор»

42.

Числа и цифры

0 – 9.

Состав чисел.

Составление числовых равенств по рисунку.

Игра «Вспомним сказку».

Справа, слева, между.

Геометрическое лото.

«Допиши цифру»

43.

Число и цифра 10.

Месяц – февраль.

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Решение математических загадок.

Ориентирование по клеткам в тетради.

Распознавание треугольника и четырехугольника.

«Обведи контур»

44.

Числа от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших.

Порядковый счет.

Решение логических задач. Игры «Назови пропущенное число», «Примеров много, а ответ один».

Большой, поменьше, самый маленький.

Круг, овал.

«Цветная дорожка»

45.

Шар. Куб.

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Состав числа 10.

Игра «Найди свою пару».

Слева, справа.

Игры: «Фотографы», «Найди и расскажи».

«Дорисуй узор».

46.

Решение примеров на сложение и вычитание.

Числа 1 – 10.

Состав чисел.

Игра «Где пять?»

Слева, справа, посередине.

Игра «Фотоателье» - фотографии геометрических фигур.

«Дорисуй правильно»

47.

Решение задач на сложение и вычитание.

Месяц – март.

Решение логических задач.

Игра «Составь задачу».

Ориентирование.

Игра «Закрась лишнюю фигуру».

Штриховка.

48.

Решение задач на сложение и вычитание.

Порядковый счет. Решение математических задач.

Ориентировка во времени – части суток.

Треугольники. «Рисуем кошку из треугольников».

«Напиши правильно»

49.

Решение задачи.

Порядковый счет. Решение математических задач.

Игры: «Кого боится зайка?», «Реши задачу».

Дни недели. Времена года.

Выкладывание фигур из счетных палочек.

«Дорисуй цветы»

50.

Решение задач.

Месяц – апрель.

Прямой и обратный счет.

Следующее, предыдущее число.

Игра «Найди свое место».

«Большой, поменьше, самый маленький».

Игра «Танграм».

«Закрась картинку»

51.

Повторение.

Числа 1 – 10.

Счет предметов.

Сложение и вычитание на числовом отрезке.

Игра 2Кто за кем?

Ориентирование.

Игра «Танграм».

Штриховка

52.

Решение задач, примеров.

Месяц – май.

Соотнесение цифры с количеством предметов.

Игры: «Кто какой пример решил», «Составь задачу».

Ориентирование по плану.

Геометрическое лото.

«Заборчик»

53.

Решение примеров и задач.

Стихи о цифрах от 1 до 10.

Решение логических задач.

Порядковый счет.

Работа в тетради в клетку.

Конструирование.

«Узор в клетках»

54.

Повторение

Игра «Скоро в школу».

Сравнение чисел на наглядной основе.

Состав чисел в пределах 10.

«Веселые задачки».

Ориентирование в таблице.

Конструирование.

«Раскрась картинку»

Календарно – тематический  план  занятий «Акварелька»

Тема занятия

Программное содержание

ь

Методические приемы

Оборудование

1

Сказка про краску

Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом.

Рассказ педагога.

Худ. Слово.

Беседа.

Практическая работа.

Итог.

Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши.

2

Воздушные шары для феи.

Развивать эстетические познавания о цветах, познакомить с дополнительными цветами

Вводная беседа.

Рассматривание.

Самостоятельная  работа детей.

Итог.

Различные виды бумаги, краски, 3 возд шара.

3

Гостинцы Осени

Закрепить понятия об основных и дополнительных цветах, создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразит загадок.

Вступительная беседа.

Худ. слово.

Самостоятельная работа детей.

Итог.

Различные овощи, бумага, краски.

4

Осенние деревья

Рисунки из ладошек

Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление.

Беседа по картине И.Левитана «Золотая осень

Показ рисования.

Самостоятельное рисование детей.

Итог.

бумага, краски, гуашь, кисти

5

Теплая картина

Учить смешивать основные цвета и получать новые. Изобразить по замыслу с учетом теплого цвета.

Различать холодные и теплые цвета.

Игра «Хоровод красок».

Худ. слово.

Самостоятельная деятельность детей

Итог.

бумага, краски, гуашь, кисти

6

Волшебные листья.

Печатание листьями

Учить создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.

Вступительная беседа.

Худ. слово.

Самостоятельная работа детей.

Итог.

Рисунки – образцы, листья, гуашь, кисти, бумага.

7

Путешествие по радуге

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Рассматривание картинки с эмоциями.

Рассматривание ладони.

Худ. слово.

Самостоятельная деятельность детей.

Итог.

Бумага, краски,

8

Ежик.

Тычок сухой кистью

Познакомить с новым методом – рисование тычком. Развивать внимание, воображение.

Загадывание загадки.

Чтение рассказа Е.Чарушина «Еж».

Самостоятельная деятельность детей.

Физкультминутка «Еж с ежатами»

Краски, кисти, бумага, карандаши.

9

Первый снег.

Рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию.

Вступительная беседа.

Худ. слово.

Самостоятельная работа детей.

Итог.

Бумага, краски, карандаши, иллюстрации

10

Снежинки

Воздушные фломастеры

Учить детей с помощью трафарета снежинок делать набрызг из фломастеров развивать чувство композиции.

Развивать длительный плавный выдох.

Беседа

Чтение стихотворения «Снежинка»

Рассматривание.

Самостоятельная деятельность детей.

Подвижная игра «Снежинки».

Итог.

Бумага, трафарет, воздуш фломастеры.

11

Елочка – нарядная.

Оттиск поролоном, рисование пальчиками

 Учить  рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

Чтение стихотворения.

Показ приемов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Итог.

гуашь, печатки, кисти, бумага.

12

Узоры на окне.

Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение.

Чтение стихотворения.

Показ приемов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Итог.

Ватман, краски, кисти.

13

Снегири

Учить детей рисовать птиц, мазками изображать перья; воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах; радовать полученному результату.

Загадывание загадки.

Рассматривание птицы.

Показ приемов рисования

Самостоятельная деятельность детей.

Пение песни «Мы кормушку мастерили».

Итог.

Ватман, краски, кисти.

14

Зимняя сказка

(рисование пальцами, печать по трафарету)

Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Загадывание загадки.

Показ приемов рисования

Самостоятельная деятельность детей.

Итог.

Трафарет, краски

15

Снеговик.

пластилинография

Учить передавать образ снеговика техникой пластилинографией. Развивать чувство композиции.

Чтение стихотворения

Беседа.

Загадывание загадки.

Физкультминутка.

Самостоятельная деятельность детей.

Итог.

бумага, пластилин

16

Сказочная  Жар – птица

Познакомить с народными традициями в изображении птиц, научить рисовать предметы сложной формы от общего к деталям.

Чтение стихотворения.

Показ игрушки павлина.

Объяснение

Самостоятельная деятельность детей.

Итог.

Карандаши, гуашь, кисти, иллюстрации с птицами

17

Золотая рыбка.

Рисунок из ладошки

Вызвать интерес к изображению. Учить обводить пальцы руки, простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Чтение стихотворения.

Беседа.

Самостоятельная деятельность детей.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Карандаши, акварель, кисти, бумага.

18

Волшебница - зима.

Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

Чтение отрывков из стихов.

Описание детьми леса.

Показ рисунка.

Самостоятельная деятельность детей.

Итог.

Бумага, гуашь, кисти, карандаши.

19

Пингвины на льдине.

Печать по трафарету

Познакомить с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить пользоваться поролоновыми тампонами, наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета.

Чтение стихотворения.

Обсуждение картины.

Самостоятельная деятельность детей.

Подвижная игра «Пингвины».

Итог.

Краски, кисти, поролоновые тампоны, трафареты,

20

Открытка для мамы.

Печать по трафарету + воздушные фломастеры

Учить рисовать различные цветы, использовать различные техники.Учить украшать цветами открытку. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

Чтение стихотворения Цветы для мамы.

Беседа.

Физкультминутка.

Самостоятельная деятельность детей.

Игра «Цветы»

Итог.

Бумага, гуашь, трафареты, воздушные фломастеры.

21

Ранняя весна.

Учить рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.

Загадывание загадок.

Рассматривание картин.

Беседа.

Самостоятельная деятельность детей.

Подвижная игра «Веснянка»

Итог.

Бумага, краски, кисти.

22

Песенка солнышка

Комментированное рисование

Развивать зрительно – двигательную координацию. Повторить гласные звуки и буквы. Формировать умение рисовать лицо ребенка.

Чтение стих Песенка Солнышка»

Экспериментирование.

 Кодирование  гласных.

Игра «Чудесный мешочек»

Комментир рис

Итог.

Свеча, бумага, краски

23

Ветка с первыми листьями

Оттиск печатками

Учить рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья.

Показ модели ветки.

Чтение стихотворения.

Физкультминутка.

Самостоятельная деятельность детей.

Итог.

Бумага, краски, кисти, карандаши, печатки, ветки в вазе.

24

Космический коллаж

(рисование + аппликация)

Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Беседа.

Рассматривание картин.

Физминутка.

Самостоятельная деятельность детей.

Итог.

Бумага, краски, цвет бумага.

25

Грачи прилетели.

Печатка из ластика, рисование поролоном

Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей печатками из ластика изображать стаю птиц.

Загадывание загадок.

Показ картинок.

Беседа.

Самостоятельная деятельность детей.

Подвижная игра «Грачи».

Итог.

Печатки, бумага, краски, кисти.

26

Цветы.

Техника тычка

Продолжать учить рисовать тычками, распределять по всему рисунку точки.

Чтение стихотворения

Показ картинку. рассматривание.

Самостоятельная деятельность детей

Игра

Итог.

Бумага, карандаши, краски, кисти.

27

Как прекрасен этот мир

Итоговая выставка рисунков.

(рисование + аппликация)

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу.

Беседа.

Худ. Слово.

Беседа.

Практическая работа.

Итог.

Бумага, краски, карандаши, иллюстрации

Рисунки детей за год

Календарно – тематический  план  занятий «Окружающий мир и аппликация»

Название

Программное содержание

 1

Ножницы разговаривают

Тень-тень, потень, - вот какие у нас картинки!

Учить детей правильно держать ножницы, осуществлять ими «холостые» движения, обучать технике безопасности при работе с ножницами

Знакомить с силуэтными картинками как видом изображения предметов. Учить рассматривать силуэтные изображения, узнавать, называть, обводить пальчиком, обыгрывать. Инициировать игры с тенью. Вызвать интерес к теневому театру. Развивать эстетическое восприятие, координацию в системе» глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность.

2

Вот какие у нас листочки.

Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

 3

Пушистая тучка.

Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом-отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазать)пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой).Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.

4

Билетики. Флажок

Учить держать правильно ножницы, разрезать ими бумагу. Учит клеить флажок   из 2 элементов разного цвета

5

Дорожка для куклы

Учить детей наклеивать чередуя круг и квадрат по линии, развивая о поощряя самостоятельность.

6

Платье в горошек

Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.

7

Лоскутное одеяло.

Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2 на 2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия» часть и целое

8

Снеговик-великан.

Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Формировать белые комочки из ваты, мягкой бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части).Учить наблюдать за оформительской работой педагога. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

9

Колобок покатился по лесной дорожке.

. Учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами.

10

Разноцветные камешки

Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами, учить мять бумагу, скатывая из неё комочки, приклеивать их к картону, формировать интерес и положительное отношение к работе.

11

Веселый снеговик

Учить приклеивать три круга друг над другом, ручки знакомить с зимними героями,

12

Праздничная ёлочка

Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки-хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности.

13

Вот какие у нас кораблики!

Вызвать интерес в созданию коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейкам» (на основе рисунков). Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность.

14

Пирамидка

Пирамидка – одна из любимых игрушек малышей. Подобным образом придумывайте различные игры с ней, подключайте ваши игрушки.

15

Вот какие у нас цыплятки.

Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят: по выбору педагога-рисовать или делать аппликации. Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова-круги разной величины, тонкие ножки, на голове-клюв и глаза). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности

16

Вот какой у нас букет!

Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики-из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме.

17

Утята

Формировать у детей пространственные представления – учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, формировать положительный интерес.

18

Воздушные шарики

Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их.

19

Облака на небе

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону.

20

Крошки для птичек -коллективная работа

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение.

21

Полосатый коврик

Продолжать учить  детей правильно пользоваться ножницами, соблюдая меры предосторожности, разрезать бумагу по нарисованным линиям, подбирать сочетания цветов, использовать в речи их названия, ориентироваться в пространстве-располагая детали в определённом порядке.

22

Самолет

Показать детям способ составления самолёта из трёх полосок разной длины, закрепив обыгрыванием и чтением стихов.

23

Божьи коровки

Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет

24

Цветочная поляна – коллективная работа

Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая.

25

Мячики

Учить детей наносить пальцем клей на изображение, прикладывать проклеенной стороной к бумаге, прижимать ладонью и разглаживать тряпочкой, закреплять знания о различных цветах.

26

Красивая бутылка

Научить наклеивать кусочки клейкой бумаги на объёмный предмет, формировать интерес к аппликации.

27

Салют

Закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги.

Учебно-методическое обеспечение:

Для реализации программного содержания используются:

1. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект / СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: рабочая тетрадь №1 / СПб.: Детство-Пресс, 2004.

3. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: рабочая тетрадь №2 / СПб.: Детство-Пресс, 2004.

4. Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.

5. Федосова Н.А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2009.

6. Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2009.

7. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2009.

8. Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2009

 9. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000.

10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.

11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.

12. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006

 13. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004.

 14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005.

 15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

 16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.

 17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...