Отчет по самообразованию.
материал (2 класс) на тему

Швецова Фаина Александровна

Отчет по теме самообразования: "Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2016_g.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

за 2015-2016 учебный год.

Тема: 

«Социальная интеграция

детей с ограниченными возможностями»

Выполнила: Швецова Ф.А.

Воспитатель 2 «А» класса

 Сущностные характеристики социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями.

 Современное понятие интеграции

Проблема социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями является на сегодняшний день одним из наиболее актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере, поскольку сегодня примерно каждый 10 житель Земли относится к данной категории, при этом, как отмечается в специальных исследованиях, трое из них — дети. В России, по официальной статистике, число лиц с инвалидностью составляет около 5 миллионов человек, из них 1,7 млн. детей, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями и нуждаются в социальной реабилитации. Прогноз на ближайшее десятилетие весьма неутешительный — только 10% детей будут считаться относительно здоровыми. Причины ухудшения состояния здоровья детей имеют многоаспектный характер: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп.

Для более полного понимания проблемы социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями необходимо рассмотреть сущность понятия "инвалидность" во всем спектре его составляющих.

В русском языке слово "инвалид" укоренилось в XVIII веке. Первоначально инвалидами называли бывших военнослужащих, которые по состоянию здоровья не могли себя обслуживать. Позднее в XIX веке к инвалидам стали относить лиц, полностью утративших возможность заработка в связи с состоянием здоровья. Долгое время при характеристике инвалида акцент делается именно на профессионально-трудовой стороне жизнедеятельности. Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной профессиональной деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечивать свое существование, преимущественно внимание до середины XX века уделялось медицинским аспектам утраты трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам.

Инвалидность трактуется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. В настоящее время понятием инвалид  определяют лиц, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травмы или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.

Однако нарушение физического или психологического развития, как и любое функциональное изменение организма, — старение или болезнь — не ограничено рамками лишь медицинского явления. Его воздействие на семью, окружение или на самого инвалида в большей мере определится тем смыслом, которым его наделяют данное общество и культура. Аномалии развития оцениваются, как правило, не только по медицинским показаниям, но и в соответствии с существующими представлениями о нормальном и ненормальном. В истории отношение общества к людям с дефектами развития было неодинаковым.

Благодаря опыту, накопленному человечеством, углублению знаний об инвалидности и расширению понимания проблем, связанных с ней, она стала рассматриваться с точки зрения индивидуальных возможностей человека, с одной стороны, и уровня развития общества с другой.

В настоящее время инвалидность все более широко соотносится с нуждами и потребностями человека и способностью общества удовлетворять эти нужды и потребности. Традиционное понимание инвалидности как медицинского термина лишало человека, имеющего инвалидность, социальной значимости как члена общества, отводя ему роль пассивного пациента, находящегося в полной зависимости от заботы и помощи других людей, а следовательно, не имеющего никакой возможности самоопределения и свободы выбора.

В контексте современной социокультурной ситуации остро стоит вопрос об оптимальной интеграции инвалидов, основанной на укреплении в них способности и потребности активно участвовать в общественной жизни через осуществление многообразных видов деятельности. Люди, имеющие инвалидность, стали объединяться для изменения своего социального статуса, т.е. признания их прав и способностей для успешной деятельности созидательного существования, полноправного функционирования в обществе.

В настоящее время интеграция в общество лиц с ограниченными возможностями означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Интеграция основывается на концепции "нормализации", в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Термин "нормализация" используется в международной терминологии и отражает политику государства по отношению к инвалидам в области обслуживания, образования, трудовой деятельности, образа жизни. Данный термин содержит реабилитационный радикал, так как установка в рамках целого общества позволяет реализовать компенсаторные возможности инвалидов, а переориентация общественного мнения создает предпосылку для более успешной их реализации.

Применительно к детям это означает следующее:

— ребенок с особыми потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых — потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке;

— лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей — способствовать тому, чтобы дети с ограниченными возможностями воспитывались в своих семьях;

— ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной;

— учиться могут все дети, следовательно, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.

Принципы "нормализации" закреплены рядом международных правовых актов: Декларации прав ребенка, о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, о правах инвалидов.

В истории человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями выражалось в форме, манере обращения с ними и в характере определенных социальных моделей, которые нередко свойственны взглядам и представлениям современных людей. Наиболее распространенными являются следующие модели:

1. "Больной человек".

2. "Недочеловек". Человек с отклонениями в развитии согласно этой модели рассматривается, как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному. Следствием этого стало создание негуманных условий жизни и применение негуманного обращения к лицам с ограниченными возможностями.

3. "Угроза обществу". Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу обществу (умственно отсталые, глухие, лица с психическими отклонениями). Невежество порождало мнение, что эти люди могут быть источником заболеваний, но и "наслать порчу", "накликать несчастье", нанести материальный и моральный ущерб. Вследствие этого общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от потенциальной "угрозы", создавая интернаты, закрытые учреждения презрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было не достаточным.

4. "Объект жалости". Эта модель оказывает разрушительное влияние на развитие личности человека, на его стремление к самореализации. В рамках этой модели к человеку с ограниченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда (особенно эта точка зрения распространяется на лиц с нарушением интеллекта). Главной задачей в такой модели видится только защита человека с ограниченными возможностями от "плохого" окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечении помощи в образовании и развитии.

5. "Объект обременительной благотворительности". Сложные экономические условия в ряде стран мира не позволяют придерживаться неизменно благоприятной экономической политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Траты на их содержание рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.

6. "Развитие". Эта модель предполагает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию. Согласно этой модели, общество ответственно за более полное развитие ребенка с ограниченными возможностями; обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития таких детей. Человек с ограниченными возможностями, согласно этой модели, имеет те же права и привилегии, что и остальные члены общества: право жить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Реализация данной модели возможна в соответствии с принципом "нормализации".

 Понятие о детях с ограниченными возможностями

Дети составляют существенную часть в контингенте лиц с ограниченными возможностями всех категорий. Инвалидность у детей определяется значительным ограничением жизнедеятельности, приводящей к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности возникает в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности.

В этом смысле детская инвалидность представляет серьезную проблему, поскольку накладывает ограничения не только на проявления личности, но и на ее формирование.

Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Отрицательные эмоциональные переживания, хроническая неудовлетворенность и т.п. могут приводить к патологическим изменениям характера, искажениям в формировании личности.

Говоря о детях с ограниченными возможностями, необходимо обращать внимание на этический аспект проблемы. Эксперты ВОЗ рекомендуют оценивать имеющиеся нарушения в результате болезни или других расстройств и возникшие вследствие этого те или иные ограничения жизнедеятельности, а не наклеивать сразу ребенку ярлык инвалида.

В настоящее время в специальной литературе и официальных документах дети, имеющие те или иные отклонения в развитии, определяются как "дети с ограниченными возможностями", "дети с особенностями в развитии", "дети со специальными образовательными потребностями" и т.д. В ряде исследований употребляются термины "дети со специальными проблемами", "дети с особыми потребностями или нуждами", "дети, нуждающиеся в социальных гарантиях", "дети, находящиеся в особо трудных условиях". Эти термины, по мнению О.Н.Ертановой, отражают скорее всего состояние государства, общества и среды, вследствие чего и возникают эти проблемы или потребности.

Данными понятиями пытаются заменить слово "инвалид" как оскорбительное для лиц с нарушениями в развитии. С одной стороны, это имеет положительное значение, так как свидетельствует о неполном безразличии общества к проблемам инвалидов. Однако, с другой стороны, эти понятия не всегда отражают состояние детей и проблемы, вытекающие из этого состояния.

Наиболее распространенными в современной психолого-педагогической и медико-социальной литературе являются понятия "дети с особенностями развития" и "дети с ограниченными возможностями". Их преимущественное употребление вызвано тем, что эти понятия отражают состояние детей как исходное положение, определяющее круг проблем независимо от состояния общества и среды, которое может только расширить этот круг.

Использование термина "дети с особенностями развития" основано на абстрагировании от человека — от конкретного индивида с некоторыми особенностями, присущими только ему, от особенного человека (тогда как говоря об отклонениях отталкиваются от нормы, а понятие нормы в ряде случаев условно и относительно). Данные понятия, кроме того, определяют личностно-ориентированное направление реабилитации, при которой особенности могут перерасти в своеобразие и неповторимость конкретного человека. Дети с особенностями развития — это дети, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Понятие "дети с ограниченными возможностями" охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.

В ряде исследований предлагается выделять 6 основных категорий для оценки характера ограничения жизнедеятельности:

— снижение способности адекватно вести себя;

— снижение способности общаться с окружающими;

— снижение способности передвигаться;

— снижение способности действовать руками;

— снижение способности владеть телом при решении некоторых бытовых задач;

— снижение способности ухаживать за собой.

Таким образом, в качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение (возможностей), в англоамериканской профессиональной речевой среде — handicap (ограничение, препятствие). Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с этим, понятие "дети с ограниченными возможностями" позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.

В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:

•        причины нарушений;

•        виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

•        последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

Так, в классификации, основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

•        глухие;

•        слабослышащие;

•        позднооглохшие;

•        незрячие;

•        слабовидящие;

•        лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

•        лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

•        лица с нарушением интеллекта;

•        дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);

•        лица с тяжелыми нарушениями речи;

•        лица со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

•        телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);

•        сенсорные нарушения (слух, зрение);

•        нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:

•        врожденное нарушение развития;

•        несчастный случай, стихийное бедствие;

•        производственная травма;

•        профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

•        дорожно-транспортное происшествие;

•        участие в боевых действиях;

•        экологические преступления;

•        болезнь;

•        прочие причины.

Значимой для социальной сферы является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека — на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.

Английские специалисты (М.Варнок, 1979) предложили перекрестную классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии.

Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и, соответственно, направления социальной реабилитации: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости.

 Адаптация и реабилитация  как основа социальной интеграции.

Эффективность интеграции лиц с отклонениями в развитии во многом определяется успешностью процессов их социальной адаптации и социальной реабилитации.

Понятие "адаптация" используется в настоящее время во многих областях познания — биологии, философии, социальной психологии, педагогике. Сам термин в переводе с латинского означает приспособление.

Рассматривая процесс социальной адаптации в контексте изучаемой проблемы, необходимо отметить, что данный процесс у детей с особенностями развития затруднен изначально в силу ограничений, накладываемых дефектом. На начальных этапах развития ребенка с отклонением главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. В соответствии с положением Л.С.Выготского, психический или физический дефект нарушает связи и отношения человека с природной и социальной средой, в наибольшей мере деформирует способы и приемы взаимодействия субъекта с объектами окружающей действительности.

При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройство эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения и ощущениями неуспеха.

В соответствии с другим общепринятым положением Л.С.Выготского, основные закономерности нормального и аномального развития едины, хотя каждый вид отклонения придает продвижению ребенка специфический характер, замедляя и существенно изменяя его.

Дети с отклонениями в развитии по всем параметрам отличаются от детей с нормальным развитием. Каждый вид отклонения в развитии характеризуется системным проявлением, причем, резко отличаясь друг от друга в самых различных отношениях, дети с особенностями развития имеют ряд общих черт, которые собственно и позволяют объединять их в особую категорию детей. Эти черты с различной отчетливостью обнаруживаются у тех или иных групп детей, однако, являются общей закономерностью для всех детей с отклонениями.

Это, во-первых, ряд достаточно выраженных специфических для каждой группы особенностей, не свойственных нормально развивающимся детям, то есть нарушения системы психической деятельности. Во-вторых, своеобразие и трудности в овладении родной речью, нарушения речевого общения. В-третьих, отклонения в приеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды. Являясь закономерностью психического развития детей с особенностями, они существенно затрудняют процесс их социальной адаптации, взаимоотношения и взаимодействие с социальной средой, нарушает формирование механизмов социальной адаптации.

Признавая тесную связь и взаимозависимость адаптации личности от биологических, физиологических, психических свойств индивидуума, необходимо отметить, что в отношении детей с особенностями развития это приобретает особую значимость. В данном аспекте факторы, определяющие эффективность процесса социальной адаптации детей с отклонениями, можно разделить на три группы: биологические, социальные, собственно психическая активность ребенка.

К биологическим факторам можно отнести характер дефекта, его выраженность, время приобретения дефекта, состояние здоровья ребенка.

Общепризнанным на сегодняшний день является положение о том, что ограничение в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ограниченными возможностями непосредственно связаны, по характеристике Л.С.Выготского, с "социальным вывихом" в развитии: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган" .

Другим важнейшим процессом интеграции является реабилитация, основная цель которой — восстановление социального статуса инвалида и его социальная адаптация. Понятие "реабилитация" подразумевает полное восстановление правового положения личности в обществе, то есть имеет юридическое значение (Дыскин А.А., Танюхина Э.И. ''Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан''. — М., 1996). В медицинском социально-этическом понимании термин реабилитация употребляется с определенным значением, в целом как комплекс мероприятий по интеграции лиц с отклонениями в развитии в общество.

Реабилитация — это процесс, цель которого является профилактика инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимально физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания. Реабилитация рассматривается как скоординированное применение медицинских, социальных, просветительских и профессиональных мероприятий, включающих обучение или переобучение инвалидов для достижения по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности.

Реабилитация имеет тесную связь с восстановительным лечением и адаптацией. При этом в процессе лечения устраняются болезненные патологические проявления, а в процессе реабилитации идет воздействие на остаточные, способные к восстановлению функции. Адаптация рассматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, а реабилитация как восстановление, активизация. Без надежного адаптационного аппарата (физиологического, психологического, биологического) невозможна полноценная реабилитация инвалида, в процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления дефекта, а в процессе адаптации — для приспособления к нему.

В современном понимании реабилитация инвалидов — это система медицинских, психологических, профессиональных и социальных мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановления здоровья, нарушенных функций, трудоспособности больных и инвалидов, создание условий для их включения или возвращения в жизнь общества. Реабилитацию рассматривают как процесс интеграции или реинтеграции лиц с ограниченными возможностями в общество. Она представляет собой активную функцию общества по отношению к личности, когда идет борьба не только против болезни, но и за человека, и его место в жизни.

Реабилитация детей с особенностями развития имеет свою специфику, так как она должна обеспечить с учетом того, что речь идет о растущем организме, развитие всех систем и функций, предупредить задержку в росте и развитии ребенка. Под реабилитацией детей с ограниченными возможностями принято понимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и других мероприятий, направленных на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма и на максимально полную и раннюю социальную адаптацию ребенка, формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, трудовой деятельности; это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

В Конвенции о правах ребенка указывается, что ''неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества''. Для этого ребенку с отклонениями в развитии должен быть обеспечен эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинской помощи, подготовки к трудовой деятельности и т.д. Указанное должно способствовать наиболее полному вовлечению ребенка в жизнь общества и достижению развития его личности, культурного и духовного развития.

Одним из важнейших принципов реабилитации является комплексный характер воздействия. В соответствии с этим, реабилитация включает не только медицинские, но и педагого-воспитательные, профессиональные, социальные меры, направленные на устранение или снижение последствий повреждения или на компенсацию снижения или утраты функций, а также меры по оказанию помощи в вопросах социального приспособления и интеграции в общество.

В зависимости от характера заболевания и возраста меры реабилитации в рамках данного аспекта будут, естественно, разные. В раннем дошкольном возрасте реабилитация будет в основном направлена на развитие, воспитание ребенка. Эти задачи реализуются с использованием в процессе коррекционно-развивающих занятий различных технических средств, применение которых позволяет развивать слух, зрение, возможность передвижения, общения и т.д. В школьном возрасте предусматривается, кроме воспитания и общего развития, обучение основным наукам, трудовое и допрофессиональное обучение. В этом периоде реабилитации большое значение приобретает профессиональная ориентация, выявляющая склонности, интересы, способности ребенка, работа по социальной адаптации, интеграции общества в целом.

Список литературы самостоятельной работы.

1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб.заведений / Под ред.В.А.Сластенина. — М.: Академия, 1999.

2. Ертановой О.Н. И вновь о терминологии // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Сост. О.Н. Ертанова, В.К. Зарецкий; Под ред. В.И. Слободчикова. — М., 1996. — С.424—430.

3. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования: социокультурный анализ современных тенденций // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Сост. О.Н. Ертанова, В.К. Зарецкий; Под ред. В.И. Слободчикова. — М., 1996. — С.97—104.

4. Малофеев Н.Н. Современнон состояние коррекционной педагогики // Дефектология. — 1996. — № 1. — С.3—10.

5. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. — 1997. — №4. — С.3—15.

6. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии общественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. — 1997. — №6. — С.3—10.

7. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагогика: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. — М., 1992.

8. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. — М.: Издательский центр "Академия", 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»

Технологии  РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам»....

отчет по самообразованию

отчет на м/о по теме самообразования  "Здоровьсберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе"...

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников как способ положительной мотивации учения"...

Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»

Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и нав...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год

        С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.  Перед собой я поста...

Отчет по самообразованию

Эта тема мне была интересна....