Планируемые результаты. 2 класс.
статья (2 класс) на тему

Недоспасова Лариса Михайловна

Предварительный просмотр:

2 класс.

Планируемые результаты

Русский язык

Планируемые результаты освоения программы по

русскому языку

   Планируемые результаты освоения программы по русскому

языку во 2-ом классе.

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

 парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки,

парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

изменяемые и неизменяемые слова;

формы слова и однокоренные слова;

 однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с

омонимичными корнями;

Отбирая языковой материал для оценки достижения данного предметного результата, нужно

учитывать объем знаний выпускников 1-го класса, а также возможность различного деления слов для

переноса (например, се-стра, сес-тра и сест-ра).

 Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально

возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для

проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень

подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.

 предложения по цели высказывания;

предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

 в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,

суффикс, приставку;

 лексическое значение слова в толковом словаре;

 основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

делить слова на слоги;

использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

подбирать однокоренные слова;

определять (уточнять) написание слова по орфографическому

словарю учебника;

 безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;

 проверять собственный и предложенный тексты, находить и

исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать

собственный текст;

 исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком

следования частей);

применять правила правописания:

перенос слов;

проверяемые безударные гласные в корнях слов;

парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

 непроизносимые согласные;

 непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные

слова, определенные программой);

разделительные твердый и мягкий знаки;

правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных

местоимений);

 При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные

(например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи

деления слов на слоги.

 Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально

возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для

проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень

подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.

Ученик получит возможность научиться:

 устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с

однозначно выделяемыми морфемами);

 определять способы образования слов (суффиксальный,

приставочный, приставочно-суффиксальный);

различать однозначные и многозначные слова;

наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении

и омонимов;

 подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их

сравнении;

 наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и

фразеологизмов;

 применять правило правописания суффиксов имен

существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

 применять правило правописания суффиксов имен прилагательных:

-ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

 подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

 при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и

определять способы действий, помогающих предотвратить ее в

последующих письменных работах;

 определять по предложенным заголовкам содержание текста;

составлять план текста;

 определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;

 соблюдать нормы современного русского литературного языка в

собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи

собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

МАТЕМАТИКА

Планируемые результаты обучения

К концу обучения во втором классе ученик научится:

называть:

— натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке,

следующее (предыдущее) при счете число;

— число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;

— единицы длины, площади;

— одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;

— компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма,

уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое,

делитель, частное);

— геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат,

окружность);

сравнивать:

— числа в пределах 100;

— числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или

меньше другого);

— длины отрезков;

различать:

— отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;

— компоненты арифметических действий;

— числовое выражение и его значение;

— российские монеты, купюры разных достоинств;

— прямые и непрямые углы;

— периметр и площадь прямоугольника;

— окружность и круг;

читать:

— числа в пределах 100, записанные цифрами;

— записи вида 5 · 2 = 10, 12 : 4 = 3;

воспроизводить:

— результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и

соответствующих случаев деления;

— соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;

приводить примеры:

— однозначных и двузначных чисел;

— числовых выражений;

моделировать:

— десятичный состав двузначного числа;

— алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;

— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде

схемы, рисунка;

распознавать:

— геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник,

угол);

упорядочивать:

— числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;

характеризовать:

— числовое выражение (название, как составлено);

— многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);

анализировать:

— текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;

— готовые решения задач с целью выбора верного решения,

рационального способа решения;

классифицировать:

— углы (прямые, непрямые);

— числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);

конструировать:

— тексты несложных арифметических задач;

— алгоритм решения составной арифметической задачи;

контролировать:

— свою деятельность (находить и исправлять ошибки);

оценивать:

— готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи:

— записывать цифрами двузначные числа;

— решать составные арифметические задачи в два действия в различных

комбинациях;

— вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные

устные и письменные приемы вычислений;

— вычислять значения простых и составных числовых выражений;

— вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

— строить окружность с помощью циркуля;

— выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной

задачи;

— заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.

К концу обучения во втором классе ученик может научиться:

формулировать:

— свойства умножения и деления;

— определения прямоугольника и квадрата;

— свойства прямоугольника (квадрата);

называть:

— вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;

— элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);

— центр и радиус окружности;

— координаты точек, отмеченных на числовом луче;

читать:

— обозначения луча, угла, многоугольника;

различать:

— луч и отрезок;

характеризовать:

— расположение чисел на числовом луче;

— взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);

решать учебные и практические задачи:

— выбирать единицу длины при выполнении измерений;

— обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;

— указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);

— изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;

— составлять несложные числовые выражения;

— выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Планируемые результаты обучения

2 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

 отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о

произведении, героях и их поступках;

 определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и

книги, используя условно-символическое моделирование;

 понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения

героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;

 находить в текстах произведений пословицы, сравнения и

обращения;

 читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем

возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее

55–60 слов в минуту);

 читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем

учителя;

 читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки

препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому

произведению;

 пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и

овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

 группировать книги по жанрам, темам или авторской

принадлежности.

Ученик может научиться:

 понимать нравственные ценности и этику отношений в

произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;

 пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и

книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

 пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;

 постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к

изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

 различать стихотворный и прозаический тексты;

 определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

 различать пословицы и загадки по темам;

 использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ,

стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой

произведения).

Ученик может научиться:

 осознавать нравственные и этические ценности произведения;

 выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их

поступках;

 уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг

по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

 понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и

читать по ролям;

 инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или

отдельные эпизоды;

 моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам

произведений;

 рассказывать сказки с присказками;

 создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

 делать иллюстрации к изученным произведениям;

 иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

 выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные

сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

 инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в

конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

 находить информацию о героях произведений;

 работать с таблицами и схемами, использовать информацию из

таблиц для характеристики произведения, книги, героев;

 дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

 самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

 находить информацию о книге в ее аппарате;

 сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять,

уточнять.

Окружающий мир.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе,

взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права

ребенка;

оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в

художественном произведении с точки зрения этики и правил

нравственности;

различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век

(столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры

различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать

сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных

сообществ;

сравнивать представителей растительного и животного мира по

условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-

описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество,

деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и

ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с

программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

ТЕХНОЛОГИЯ

Результаты изучения технологии во 2 классе

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

 объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов,

иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

 уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда

мастеров;

 понимать исторические традиции ремесел, положительно

относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

 определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности

на уроке,

 учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с

учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

 учиться планировать практическую деятельность на уроке;

 под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия

(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

 учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-

технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов

изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

 работать по совместно с учителем составленному плану, используя

необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты,

инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности

выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы,

чертежных инструментов);

 определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего

задания.

Познавательные УУД:

 наблюдать конструкции и образы объектов природы и

окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

 сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов

быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями,

понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть

используемые для рукотворной деятельности материалы;

 учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых

практических упражнений для открытия нового знания и умения;

 находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных

учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов,

дополнительный познавательный материал);

 с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и

декоративно-художественные особенности объектов (графических и

реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа

освоенных;

 самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

 уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

 уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока,

коллективно анализировать изделия;

 вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

 учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры

труда, самообслуживание

Знать (на уровне представлений):

 об элементарных общих правилах создания рукотворного мира

(прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия,

асимметрия, равновесие, динамика);

 о гармонии предметов и окружающей среды;

 профессиях мастеров родного края,

 характерных особенностях изученных видов декоративно-

прикладного искусства.

Уметь:

 самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

 готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности,

поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

 выделять, называть и применять изученные общие правила создания

рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

 самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные

задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила

поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое

или высказанное другими;

 уметь применять освоенные знания и практические умения

(технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной

интеллектуальной и практической деятельности.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической

грамоты

Знать:

 обобщенные названия технологических операций: разметка,

получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

 названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в

своей работе;

 происхождение натуральных тканей и их виды;

 способы соединения деталей, изученные соединительные

материалы;

 основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их

различие;

 линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и

размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности

с помощью контрольно-измерительных инструментов;

 названия, устройство и назначение чертежных инструментов

(линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

 читать простейшие чертежи (эскизы);

 выполнять экономную разметку с помощью чертежных

инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

 оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее

вариантами;

 решать несложные конструкторско-технологические задачи;

 справляться с доступными практическими (технологическими)

заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

 неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

 отличия макета от модели.

Уметь:

 конструировать и моделировать изделия из различных материалов

по модели, простейшему чертежу или эскизу;

 определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и

неподвижное соединения известными способами.

4. Использование информационных технологий (практика работы на

компьютере)

 знать назначение персонального компьютера, его возможности в

учебном процессе.



Предварительный просмотр:

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

                 С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Основным объектом, содержательной и критериальной базы итоговой оценки выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности (критерии оценки).

Нулевой уровень - не достигнут даже необходимый уровень.

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Необязательный максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения.

Система оценки достижения планируемых результатов:

  • обеспечивает комплексный подход к оценке результатов образования: личностных, метапредметных и предметных;
  • ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и формирование УУД;
  • позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся;
  • обеспечивает эффективную обратную связь, позволяющую осуществлять управление образовательным процессом;
  • предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения: за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

Я остановлюсь на оценке предметных результатов, т.е. результатов, планируемых по отдельным предметам.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания,дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с предметным содержанием на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, отражающих опорную систему знаний данного учебного курса.

В системе оценивания используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, на итоговую отметку детей не влияет.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:

  • стартовая диагностика,
  • текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения,
  • итоговое оценивание.

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторингаобщей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки ихпредметной готовности к изучению данного курса. В ходе мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе отслеживаются уровень развития осведомленности, кратковременной памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики руки, сформированность школьной мотивации. Показатели «предметной»готовности первоклассников к изучению данного курса основываются напоказателях ожидаемой подготовки первоклассников. Предметная стартовая диагностика проводится с целью:

  • выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;
  • выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.

Показатели ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курсов заношу в таблицы требований.

Примерный перечень умений и навыков по отдельным предметам.


Математика

1

Счет объектов до 10

2

Положение объекта в последовательности в пределах 5

3

Счет в прямом и в обратном порядке от 1 до 10

4

Знание цифр и соотнесение их с количеством предметов

5

Сравнение реальных объектов по признакам: цвет, размер, форма, количество

6

Знание геометрических фигур

7

Ориентация в пространстве: выше, ниже, сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п.

8

Чтение пиктограммы и сравнение данных (в пределах 5)

Русский язык и чтение

1

Причинно-следственные связи и составление рассказа

2

Правильное произношение звуков

3

Построение предложений: простые, сложные; распространенные, нераспространенные

4

Отличать звуки в начале и в конце слов

5

Различать гласные и согласные звуки

6

Знание букв

7

Умение читать: по слогам, целыми словами, беглое чтение

Окружающий мир

1

Уровень осведомленности об окружающем мире

В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. Это

  • устный опрос,
  • письменная самостоятельная работа,
  • диктанты,
  • контрольное списывание,
  • тестовые задания,
  • графическая работа,
  • сообщение,
  • изложение,
  • творческая работа,
  • контроль техники чтения.

Тематический контроль по четырём основным предметам авторы учебного комплекта предлагают проводить в специальных тетрадях на печатной основе, в которых даны рекомендации по оцениванию. Для оценки результатов применяю принцип критериального оценивания, предполагающий предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) пяти критериев оценки, отражающих цели учебного задания. Достижение каждой цели оценивается 1 баллом, и ученик, выполняя работу, набирает от 1 до 5 баллов, что позволяет давать содержательный анализ учебных результатов всем участникам образовательного процесса. Оценку «5» получит ученик, выполнивший все эти требования. ВАЖНО: оценки «2» или «1» не являются отрицательным результатом работы, они лишь говорят о том, что учителю, ученику и родителям предстоит решение выявленных проблем. Результаты отмечаю в таблицах требований (Приложение 2).

Кроме этого практикую ведение листов индивидуальных достижений по математике, русскому языку, литературному чтению, (Приложение 3), которые заполняются после выполнения проверочных и контрольных работ и имеют следующую структуру:

Лист индивидуальных достижений

ФИ ___________________ Предмет________________________

Класс________________________ Учитель________________________

Формируемые навыки и умения

Лента времени

+ сформированы

+ формируются

- не сформированы

Особое внимание уделяю отслеживанию навыков, связанных с читательской деятельностью. «Чтение» - это тот предмет, посредством которого ученик будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам. Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения способов чтения и понимания прочитанного, то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением. После окончания начальной школы ученик должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Для оценки результатов читательской деятельности предъявляю пять критериев оценки:

  • темп чтения,
  • безошибочность чтения,
  • выразительность чтения,
  • определение темы, главной мысли текста,
  • понимание смысла прочитанного: в 1 – 2 классах – ответы на вопросы, в 3 – 4 классах – умение задавать вопросы по тексту.

Для тренировки темпа чтения использую компьютерную программу Зубрина Сергея Викторовича, которая позволяет определить не скорость чтения за минуту, а среднюю скорость прочтения текста.

На уроках окружающего мира для проверки знаний и сформированности тех или иных умений часто использую устную презентацию с использованием ИКТ. Критерии оценки представлены в листе наблюдений:

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ

Оценка устной презентации

  • наглядно передает содержание и структуру сообщения

  • выбирает доступное содержание

  • выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения

  • привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона

  • использует специальные слова и выражения

  • использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь


Важно помнить, что оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки ученика. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции (Приложение 4). Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ученику сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

С этой целью, например, в тетрадях по русскому языку постепенно, начиная с 1 класса, ввожу условные знаки для обозначения орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

Условное обозначение

Вид ошибки

/

орфографическая ошибка

пунктуационная ошибка

w

логопедическая ошибка

Г

нарушение границы предложения (Ёж фыркнул.И убежал.)

Z

красная строка (нет отступа)

H

речевой недочет (неудачный выбор слова)

П

Повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы)

1,2,3 …

Нарушение порядка слов в предложении

Такая работа приучает ученика к самоанализу, отрабатывает алгоритм работы над ошибками (по памятке), что повышает её результативность.

Для отработки и оценивания умений, развития самооценки ученика использую тренажеры Т.Л.Мишакиной. Особенно нравится тренажер по формированию УУД, т.к. интегральный характер тестирования позволяет определить, по какому предмету можно выставить оценку за наиболее успешное выполнение отдельного задания. Таблица, данная в начале тетради, позволяет фиксировать уровень сформированности УУД, а совместное оценивание работы способствует становлению навыка самоконтроля и самооценки, организации последующей работы над ошибками.

Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника. Итоговая аттестация проводится в форме

  • диагностическая контрольная работа,
  • диктанты, изложение,
  • контроль техники чтения.

Также учитывается и внеурочная деятельность ученика:

  • участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,
  • активность в проектах и в исследовательской работе,
  • творческий отчёт.

Сведения по внеурочной деятельности ученика также заношу в таблицы.

В ходе итоговой аттестации использую новые формы и методы оценки - метапредметные диагностические работы (Приложение 5). Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе не сплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. Она состоит из двух частей – основной и дополнительной. В основной части работы задания направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.

В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований.

Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.

Отдельно хочу остановиться на оценке достижений учеников в первый год обученияпри безотметочном оценивании. В условиях безотметочного обучения важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи. Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важнонаучить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.

Результаты детей можно оценивать с помощью:

  • волшебных линеечек,
  • оценочной лесенки,
  • словесной оценки,
  • светофора.

Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже. Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

Оценочная лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

При безозотмечном оценивании необходимо помнить о правилах оценочной безопасности.

  1. Не скупимся на похвалу.
  2. Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
  3. «На ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
  4. Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
  5. «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
  6. Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
  7. Не высмеиваем, а шутим по-доброму.
  8. Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.

И в заключение, что дает мне как педагогу новая система оценки. Она позволяет вовлечь в оценочную деятельность как обучающихся, так и родителей. В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования.

Всё это позволяет снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; выявить какой предмет ребенку интереснее других.

В ходе анализа результатов можно определить:

  • Какой предмет ребёнку интереснее других;
  • Каково качество усвоения отдельных тем;
  • Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

Система контроля и оценивания учебной работы школьника реализует и важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Эта работа очень трудоемкая и кропотливая, но она даёт учителю всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения; позволяет осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причём, гораздо более информативную, чем традиционные отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС 1 класс Оценка достижений планируемых результатов в 1 классе.

Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие; парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие; парные/непарные звонкие и...

Планируемые результаты начального общего образования (ФГОС математика 1 класс УМК "Школа России"

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспе...

Планируемые результаты освоения учебной программы. Соотнесение требований к результатам согласно УМК и планируемых результатов. Структура рабочей программы по ФГОС. Воронина Н.И., учитель МБОУ СОШ №3 г. Шебекино Белгородской обл.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего об...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: три основные группы результатов

Презентация: методическая памятка( Методические рекомендации школьника по учебному проектированию, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)...

Планирование результатов обучения. Формирование личностных планируемых результатов при составлении поурочного плана.

Как организовать процесс достижения планируемых результатов? Какие педагогические технологии выступают наиболее эффективными средствами достижения планируемых результатов?...