Самоанализ педагогической деятельности.
статья на тему

Чернышева Ирина Витальевна

Самоанализ педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti_chernysheva_i.v.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

педагогической деятельности учителя начальных классов МОУ Иванковской СШ Чернышевой Ирины Витальевны.

Я, Чернышева Ирина Витальевна, в 1986 году окончила  факультет педагогики и методики начального обучения ШГПИ им. Д.А Фурманова  по специальности учитель начальных классов. Стаж моей педагогической деятельности 30 лет.

          Повышение своего профессионального уровня осуществляю на курсах в Ивановском ИРО и в процессе самообразования.

Слежу за новинками методической литературы, использую в работе различные словари, справочники, энциклопедии, журналы и другие пособия. Использую опыт коллег по работе, посещая открытые уроки,  участвую в работе МО учителей начальных классов, семинарах, мастер – классах.

      За свою педагогическую деятельность награждена грамотами и длагодарностями.

      Все эти годы прошли в постоянном поиске новых форм и методов обучения, изучаю и внедряю в учебный процесс опыт учителей-новаторов, учёных страны. В современной школе, в век новых технологий учителю в процессе обучения и воспитания приходится осваивать современные образовательные и информационно-коммуникативные технологии. Педагогические технологии применяю в своей работе. Информационно-коммуникационные технологии на данный момент теоретически и практически  освоены.

        В своей работе   применяю развивающее обучение.  Особенно близки мне технология деятельностного метода и технология проблемно-диалогического обучения. Часто использую технологию игровых методов, метод проектов. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Много внимания уделяю здоровье сберегающей технологии. Свой рабочий день начинаем с небольшой физзарядки. На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения для глаз, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук – пальчиковые игры, для развития моторики, памяти, внимания. А в 1 классе целый урок отводила динамической паузе – разучивали игры, проводили эстафеты, соревнования как в помещении, так и на свежем воздухе. Использую и другие виды деятельности, которые приносили бы детям радость, а мне  результат.

       Для повышения своего педагогического мастерства участвую различных семинарах и мастер – классах.    

      Обновление содержания образования вплотную коснулось самых маленьких школьников. Много интересного происходит в начальной школе, предлагают различные УМК. Теоретически знакома со всеми учебно-методическими комплектами,  в настоящее время работаю по обновлённой программе «Школа России».

        Учитель начальных классов является главным проводником в храм науки. В эти годы дети необычайно любознательны, непосредственны, быстро впитывают в себя новое, интересное. Вся работа моя строится с учётом личности ребёнка, его потенциала и возможностей. Педагогическая диагностика позволяет мне выбирать оптимальные формы и методы работы, варьировать их применительно к каждому ребёнку. Главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием, чтобы каждый ребёнок смог ответить несколько раз, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом, прикосновением. Главное в своём педагогическом почерке, я считаю, умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке. И мои питомцы охотно учатся, умеют самостоятельно работать, радостны, так как процесс обучения для них проходит на высоком уровне.

   На уроках чтения работаю над формированием и развитием у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с развитием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа:

         - над умением постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

        - над развитием у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

        - над расширением кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

        - над обогащением нравственно-эстетического опыта ребёнка.

         Основная задача уроков русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков; работаем над обогащением словарного запаса; толкованием слов; обращаемся к истокам слова; подбираем однокоренные слова, синонимы, антонимы; разбираем фразеологизмы. Детям очень нравится выполнять творческие работы. Многие любят писать сочинения, изложения с элементами сочинения – быть в роли автора. Вместе с ними анализируем работы, отмечаем удачные моменты, исправляем недостатки. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты проводим на уроках. При прохождении программы по русскому языку постоянно нахожусь в условиях дефицита времени. Это обуславливается тем, что психологические возможности детей разные, объём материала достаточно велик, да и задачи довольно сложные. Поэтому возникла острая необходимость искать другой подход к преодолению проблем. Такой выход был мной найден. Он заключается в изменении подхода к обучению на разных этапах урока. Это использование ИКТ, тестовых заданий, внедрение в работу Интернет-уроков.

        В области математики уделяю значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений. Много времени отвожу обучению решению текстовых задач, стараюсь, чтобы каждый урок математики, проведённый мною, остался у них в памяти, понравился, был познавательным и, конечно, занимателен. Занимательности на уроке отвожу одно из главных мест и считаю, что без этого урок скучен, неинтересен ребятам. Этот предмет трудный, но дети его с нетерпением ждут. «Изюминка» моих уроков математики – устный счёт. Меня выручают компьютерные презентации.(многие создаю сама и пользуюсь опытом коллег)  Во время устного счёта дети настраиваются на ход урока. На урок «приходят» различные герои сказок со своими заданиями. Дети с большим интересом включаются в урок и он проходит быстро, интересно и даёт хороший результат. На этом уроке на практике осуществляю вопрос дифференцированного обучения младших школьников. Учитывая возможности каждого ученика, составила по математике разноуровневые задания по определённым темам во всех классах. Помогает мне в этом использование компьютера при подготовке к каждому уроку математики. Хочу сказать, что все учащиеся любят работать самостоятельно, ведь предложенные задания соответствуют их возможностям. Каждый стремиться решить не только задание, предложенное ему, но и попробовать свои силы при выполнении более сложного задания. Проводя такую работу, чувствую, что ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, классифицируют, группируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения.        

      Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но интересный. Приоритетной задачей этого курса «является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого». Этот предмет рассматривает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний нашей планеты, о странах и народах мира. Дети любят этот предмет, так как на уроках ученики ведут наблюдения за явлениями природы, выполняют практические работы и простейшие опыты. На уроках окружающего мира проводим беседы, дидактические игры, экскурсии, учебные прогулки, встречи с людьми разных профессий. Занятия проводим и на улице, и в помещении, и в музеях. Вся эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, лепкой, а дети  всё это делают с большим удовольствием. Работа, начатая на уроке, продолжается в той или иной форме и дома. Стараюсь, чтобы родители в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы. Это составление кроссвордов, сообщений, получение информации от взрослых, путём прочтения «умных» книг.

        На всех уроках использую большой дидактический материал, который сама разрабатываю при помощи компьютера в виде карточек, презентаций, тестов, игр для активизации мыслительной деятельности. На уроках использую дифференцированные методы, вариативные задания, самоконтроль, взаимоконтроль. Также пробую индивидуальную, подгрупповую, коллективную деятельность на уроке. Учу своих детей от простого к сложному, учу тому, без чего в жизни человеку не обойтись, умело вовлекаю детей в активный учебный процесс. Применяемые разнообразные методы обучения подчинены главной задаче – формированию самостоятельности, желанию учиться, добывать новые знания, поддерживанию высокой работоспособности. Главная же цель моей работы – научить мыслить ребёнка, научить учиться самостоятельно. Поэтому работу на уроках стараюсь организовать так, чтобы она давала как можно больше пищи мыслям, чувствам и волевым проявлениям личности учащегося, систематически работаю над развитием познавательного интереса.

    Каждый учитель начальных классов, как известно, является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Я воспитываю детей и на уроках и во время проведения различных внеклассных мероприятий. За годы работы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы, КВН и многое другое. Все дети принимают в них активное участие и с большим удовольствием. Выпускники моих классов охотно посещают школу искусств. Выступают на городских и районных концертах, соревнованиях. Являются победителями и призёрами многих конкурсов.

    Мной разработана и претворяется в жижнь воспитательная система класса «Ступени познания»

    Название воспитательной системы класса

   Цель программы

Задачи воспитания

Предполагаемые результаты

«Ступени познания»

Цель данной программы   -состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с  учётом возрастных изменений.

– оказать помощь учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм  деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.

           Задачи воспитания:

  1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру  в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
  2. Пробудить  все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
  1. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
  1. Не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца.
  1. Сформировать культуру общения.
  1. Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
  1. Приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является    формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

      Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

         

          Много внимания уделяю работе с родителями. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу разные анкеты, тесты, обсуждаем ситуации. Также посещаю трудные семьи, провожу индивидуальные беседы, вовлекаю родителей во все внеклассные мероприятия. Моими помощниками являются члены родительского комитета. Они организуют досуг детей в классе, ремонт, участвуют в других организационных вопросах. Одним словом, родители интересуются школьной жизнью своих детей, помогают мне и словом и делом, и сами довольны жизнедеятельностью в классе.

        Дальнейшая задача воспитания – сплочение коллектива и развитие самоуправления в классе. В процессе обучения буду больше уделять дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Добиваться этого буду повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду продолжать работу над своей  темой по самообразованию.

   Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личных компонентов учителя: от его навыков, от эрудиции (чем больше знает и умеет учитель, тем больше знают и умеют его ученики), от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков.

                                                      МОУ Иванковская СШ

                                                      Учитель начальных классов: Чернышева И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Материал к предстоящей аттестации...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности...

самоанализ педагогической деятельности

подведение итогов своей работы за несколько лет...

самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности за время работы в МОУ "Побединская СОШ"...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...