Статья "Проектная деятельность младших школьников. ФГОС"
статья на тему

Топина Евгения Александровна

В данной статье описывается проектная деятельность в условиях ФГОС для начальной школы. Такая деятельность развивает познавательные интересы учащихся, учит их размышлять и ориентироваться в информационном пространстве. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня методу проектирования уделяется пристальное внимание. На самом деле, грамотно организовать такой сложный вид работы, как создание проектов с учащимися, довольно сложно. Эта работа требует много сил и времени и от учителя, и от ученика, и от родителей. Очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно младшему школьнику. Учитывая психолого-педагогические особенности возраста, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности.

   Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.     Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка.

Образовательный (учебный) проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Он может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок или на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Таким образом, метод проекта предполагает:

- связь обучения с жизнью;

- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

- развития умения адаптироваться к действительности;

- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Поэтому каждый учитель уделяет огромное внимание выявлению и созданию условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей.    Очень большое значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. Это позволяет максимально использовать все возможности для развития  творческого потенциала  ребенка, выращивать ростки детских талантов, наших «звёздочек» как мы  обычно говорим, при этом учитывая интересы каждого ученика.

    Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка, его творческих способностей. Главная цель педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую     индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации.

В проектной деятельности можно выделить 4 этапа работы:

 1. Организационно-подготовительный.

  2. Функционирующий .

  3. Аналитический .

  4.Оформительский. 

Подготовительный этап

  • знакомство с проектной деятельностью;
  • мотивация учащихся;
  • определение целей и темы проекта;
  • распределение обязанностей
  • планирование:
  • определение объекта и темы исследования;
  • формулировка темы и проблемы, ее обоснование и актуальность;
  • выдвижение гипотезы;
  • изучение научной литературы и уточнение темы, составление «банка данных» по теме;
  • формулирование целей и задач исследования;
  • определение методов исследования и составление рабочего плана.

Этапы   исследований:

  • теоретическая часть – формирование понятийного аппарата и основ исследовательской деятельности;
  • обоснование практической части;
  • исследовательская часть - опросы, наблюдения, эксперименты, анализ, описание.

Оформительский этап:

  • Анализ собранной информации.
  • Оформление и рецензирование результатов исследования.

Этап представление и оценка результатов.

 Формы представления  результатов:

  •  письменный проект,
  • фото и видеодокументы,
  • статистическая и графическая информация,
  • результаты социологических исследований,
  •  мультимедийные презентации.

После заключительного этапа идет планирование дальнейшей реализации  проекта.

        Итак,  в результате проектной деятельности  у учащихся  происходит:

-повышение уровня информационной и коммуникативной культуры участников проекта;

  • приобретение опыта проектной деятельности для представления самостоятельных путей решения данной или иной интересующей проблемы.
  • развитие творческих способностей учащихся.

Таким образом, проектная деятельность способствует развитию творческих способностей, формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

 Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся –  применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. Способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение  работать в команде, воспитывает чувство толерантность,  ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию.

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Использование проектной деятельности на уроках технологии. / Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.

2. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., И.А. Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ под ред. И.А. Сасовой М.: Вентана-ГРафф, 2003, стр.296 
3.  Метод проектов в технологическом образовании школьников, Пособие для учителя / Под ред. 

4. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Уже второй год я работаю по апробации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения. Наша школа входит в число пилотных школ Кемеровской области, которые ...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

"Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, как средство реализации ФГОС НОО."

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Вашему вниманию предлагаю познакомиться,  как в начальных кл...