Образовательная программа "Русичи"
рабочая программа (2 класс) на тему

Донцов Владимир Иванович

Образовательная программа «Русичи» является  интегрированной, поскольку включает в себя разноплановые разделы по обучению детей казачьей песне с возможностью получения ими дополнительных знаний в области истории и культуры казачества, сценического движения и актёрского мастерства, что органически отражает уклад жизни  казаков и является отличительной особенностью настоящей программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка_________________________________________________________________

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.         

Внеурочная деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Традиционная культура в нашем сознании постепенно приобретает особый ярко выраженный смысл. Целью образования становится воспитание человека — творца, богатого духовными интересами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

        Настоящая программа дополнительного образования «Русичи» создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

В наше время всё очевидней становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это  актуально  как для народных обычаев, традиций и верований, так и для воспитания чисто человеческих качеств, таких как любовь к Родине, служение Отечеству, патриотизм и мужество.
      Образовательная программа «Русичи» является  интегрированной, поскольку включает в себя разноплановые разделы по обучению детей казачьей песне с возможностью получения ими дополнительных знаний в области истории и культуры казачества, сценического движения и актёрского мастерства, что органически отражает уклад жизни  казаков и является отличительной особенностью настоящей программы.

 Помимо изучения культуры казачества, постановки обрядовых праздников, накапливается песенный  репертуар, состоящий из казачьих, русских народных, современных авторских песен.

Основная идея программы «Русичи» - создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, его самореализации.

Образовательная программа «Русичи» имеет художественно – эстетическую направленность, общеразвивающая, способствует формированию гармоничной, творческой личности будущего человека.

Социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс обучающихся, родителей, учителей.

Способы усвоения содержания программы:

—          занимательный способ (формирование интереса к деятельности);

—        репродуктивный способ (овладение знаниями, умениями, навыками);

—          креативный способ (поисково-исследовательский).

        На  занятиях педагог старается раскрыть у обучающихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.
        Цель программы — создание    условий   для    творческого   саморазвития

личности,  её  социального,  культурного,  профессионального  самоопределения, формирования   основ   целостного  эстетического  мировоззрения      средствами казачьего фольклора. 
Задачи:

     Обучающие:

  • Расширить представления о многообразии видов народного творчества.
  • Научить  устанавливать с помощью изучения народного творчества логической взаимосвязи в представлении обучающихся о ходе развития истории общества, его культуры и искусства, о преемственности времен и поколений, их связи с современной действительностью.
  • Обучить детей родному музыкальному языку, пению народных песен, казачьим играм и забавам, традициям казачества.
  • Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои
    творческие замыслы.
     

Развивающие:

  • Развивать  музыкальные способности  детей.
  • Развивать познавательные интересы, образное и логическое мышление, мотивацию к самовыражению и творческую активность.
  • Развивать эстетический и художественный вкус, расширять общекультурный кругозор.
  • Формировать целостность психического и  физического, умственного и духовного развития личности ребенка. 

Воспитывающие:

  • Воспитывать высокие духовные качества,  нравственную этику, уважение к традициям национальной культуры,   казачьему народному творчеству.
  • Воспитывать  способности творчески мыслить и проявлять творческую инициативу.
  • Приобщать к народному миропониманию, народной образности, художественным ценностям, созданным многовековым опытом предшествующих поколений.
  • Приобщать к нормам социальной жизнедеятельности, к общечеловеческим ценностям через создание ситуации успеха.
  • Осуществлять раннюю профилактику асоциального поведения детей.

Реализация данной программы основывается на следующих принципах:

  • приоритет интересов каждого обучающегося и учёт его интеллектуальных, музыкальных  и психофизиологических особенностей;
  • непрерывность образования (обучение, развитие, воспитание);
  • учёт региональных особенностей культуры, экологии и быта;
  • обеспечение комфортной эмоциональной среды и развивающего общения;
  • содействие выбору индивидуального образовательного маршрута.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на обучение  детей от 6 до 10 лет.

Период  обучения  детей -  3 года.

Количество обучающихся в группах: 8-12  человек

Периодичность занятий:  1 раз в неделю по 2 часа.


                    Программа включает следующие дисциплины:

Предмет

Форма
занятий

Состав

Срок обучения

Сценический фольклор

Групповая

Весь состав

1-3

История, традиции и культура казачества

Групповая

Весь состав

1-3

Вокал

Групповая

Весь состав

1-3


Особенности  режима  занятий

Основная форма групповых занятий - игра с постоянной сменой деятельности,  продолжительность одного занятия  составляет 40 минут. Групповые занятия обязательны для каждого обучающегося.

Формы работы:

  1. Репетиционная работа: 
  • Групповая
  • Индивидуальная
  1. Теоретическое изучение 
  • Лекционные занятия. 
  1. Фольклорный праздник.
  • Обрядовая деятельность. 
  • Календарные праздники
  1. Концертная деятельность

  1. Творческие встречи.
  • Экскурсии; посещения музеев, выставок, этнографических концертов; походы выходного дня.
  • Встречи с другими творческим и коллективами.

По форме и содержанию занятия коллектива могут быть:

  • тематическими;
  • интегрированными;
  • комбинированными;
  • монтированными;
  • репетиционными;
  • посвящёнными эстетике внешнего вида;


     Несмотря на различие задач, поставленных на том или ином занятии, каждое из них имеет обязательные составные части: распевание - основная форма освоения певческой  лексики;  работа  над  произведениями.   Структура  занятий – это творческое решение проблем, стоящих перед коллективом. Певческий строй, исполнительская культура, казачья стать возникают в итоге систематической репетиционной и концертной работы. Эти навыки — результат длительного индивидуального и коллективного труда.

                  Ожидаемые результаты занятий для 1 года обучения.


По окончании первого года обучения обучающиеся знают:

  • особенности народно-певческой манеры исполнения;
  • имеют общее представление о казачестве как об этнокультурном явлении.


По окончании первого года обучения обучающиеся умеют: 

  • чисто интонировать в доступном для них диапазоне; 
  • точно исполнять несложную мелодию;
  • точно воспроизвести постановочное задание;
  • аккомпанировать на шумовых инструментах.

По окончании первого года обучения обучающиеся владеют:

  • певческим дыханием;
  • основными навыками сценического общения;


              Ожидаемые результаты занятий для  2 года обучения.


В данном периоде обучения обучающиеся знают:

  • приёмы достижения пения на опоре;
  • основы традиций  казаков;
  • основы постановки сценического действия.


В данном периоде обучения обучающиеся умеют:

  • петь в народной (казачьей) манере в унисон и двухголосно;
  • воплотить сценический образ, импровизировать в сценическом движении;


В данном периоде обучения обучающиеся владеют:

  • навыками игры на шумовых инструментах;
  • навыками сценического общения, приемами работы с шашкой, движениями казачьей пляски.


                 Ожидаемые результаты занятий для 3 года обучения.

Обучающиеся  3 года обучения знают:

  • прием цепного дыхания;
  • историю Российского казачества, его вклад в историю государства;


Обучающиеся 3 года обучения умеют:

  • запеть песню;
  • импровизировать при воплощении сценического образа;
  • реализовывать свои умения в различных условиях (концертный зал, открытая площадка);


Обучающиеся 3 года обучения  владеют:

  • поставленным в народной манере голосом;
  • импровизацией при воплощении сценического образа;
  • ансамблевой игрой на освоенных шумовых инструментах;
  • приёмами ролевой игры и воплощением сценической роли.


                       Формы подведения итогов реализации программы

Уровень  успешности  обучения  проверяется на концертах, где дети показывают знания , умения  и  навыки  в области  вокально-сценической  техники  и техники игры  на  шумовом  инструменте. Детям необходимо показывать свои творческие достижения,  поэтому  в течение  учебного года ансамбль участвует в концертах, фестивалях, выступает на различных площадках (дети 1 года обучения начинают концертную деятельность  во 2-ом полугодии). В конце каждого года проводятся творческие отчеты.

При составлении данной программы был учтён опыт следующих авторов:

  1. Мильке Е.Ю., О.В. Попова, Салтымакова М.А. Комплексная программа по курсу «Народная культура» ДЮЦ «Орион» г. Новокузнецк
  2. Жданова Р.А., Тарасова А.А, Пирусова С.С.. Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей вокальной студии «Соловушка» Дворца и Центра художественного образования г. Москва
  3. Титова И.Д., Павлова Е.В. «Обучение музыкальному фольклорному искусству» ГОУ школы искусств «Тутти»

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения

№ 

Название раздела

Всего часов

Теория 

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Сценический фольклор 

39

39

3

История, традиции и культура казачества

10

10

4

Вокал 

20

20

6

Итоговое занятие

2

2

Всего

72

11

61


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения

№ 

Название раздела

Всего часов

Теория 

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Сценический фольклор 

39

39

3

История, традиции и культура казачества

10

10

4

Вокал 

20

20

6

Итоговое занятие

2

2

Всего

72

11

61


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения

№ 

Название раздела

Всего часов

Теория 

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Сценический фольклор 

39

39

3

История, традиции и культура казачества

10

10

4

Вокал 

20

20

6

Итоговое занятие

2

2

Всего

72

11

61

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Вводное занятие. На этом занятии ребята узнают основные цели, задачи, которые ставятся на текущий учебный год, высказывают предложения о будущих планах коллектива, о проблемах, которые необходимо решить. Знакомятся с особенностями словесного фольклора: его поэтикой, динамикой, ритмикой слов, образностью выражений. Глубже знакомятся с народными пословицами и поговорками, совмещающими в себе краткость слов и широту мысли.

Сценический фольклор. Введение в мир фольклора. Работа над сценическим образом, движением. Создание художественного образа. Постановка мизансцен, хореографических разводок. Виды, типы сценического движения. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Выработка правильной, красивой осанки, умения легко, бесшумно двигаться, «держать спину». Элементы казачьего танца. Игры и забавы. Детские потешки:

«Чехарда»,

«Схоронички»,

«Обкидывание клубками»,

«Горки»,

«Возня – борьба»,

«Нагайка и кнут»,

«Куколка»,

«Рубка  лозы». 

Вокал.                    Техника  безопасности.   Начальные   знания  и   простейшие исполнительские  навыки:    музыкальная   азбука  фольклора, соединение слова с  движением.     Навыки  правильной  артикуляции , звукоизвлечения,  дикции, идущей  от  естественной   манеры   произнесения   слов, певческая  установка.   Певческое  воспитание,   организация   исполнения.      Знакомство с ритмом:  четверти  и  восьмушки,  паузы.    Освоение  метра  в  музыке:  шаг, бег. Народно-певческая  манера   пения.  Развитие  музыкального слуха и певческого голоса.   Пение в  грудном   регистре,  «на опоре».  Упражнения  на  дыхание. Упражнения на дикцию скороговорки. Работа над сольными песнями. Понятие

 о  сольном  и  ансамблевом пении.      Комплекс   вокальных  упражнений  для развития  певческого  голоса.   Индивидуальная  работа  с  народной  песней.


 История, традиции и культура казачества.            Откуда пошли казаки.

 Кто такие казаки. Терские казаки. Донские казаки.  Донские казачьи сказки.

Итоговое занятие. Музыкально-игровые композиции. Проведение фольклорных праздников  (Капустник, Спиридон-солнцеворот, Грачевник, Масленица, Рождество и др.).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

   

 
Вводное занятие.      На  этом  занятии  ребята  узнают  основные  цели, задачи, которые    ставятся   на   текущий   учебный   год,   высказывают    предложения  о  будущих   планах   коллектива,   о   проблемах,  которые  необходимо  решить.
Расширение   круга   представлений   обучающихся  о   казачьем   фольклоре (народное  творчество).

Сценический  фольклор.  Обыгрывание  сюжетов  песен с элементами игры.  Коллективное   творчество. Работа  над ритмическим рисунком. Освоение метроритма в игре на простейших ударных  инструментах (ложках,  трещотках, коробочке). Исполнение песенного материала  с  элементами  игры.  Работа  над сценическим образом, движением. Постановка мизансцен, хореографических разводок. Движения казачьего танца: основной шаг, ход конем, подскоки, дроби. Пластика рук, хлопки. Поклоны, выходка, проходка. Игры и забавы. Детские потешки: «Чехарда»,

                «Схоронички»,

                «Обкидывание  клубками»,

                «Гороки»,

                «Возня – борьба»,

                «Нагайка и кнут»,

                «Куколка»,

                «Рубка лозы».

Забавы  парные:

               «Забавы с камнями»,

               «Снять шапку»,

              «Вытолкнуть из круга»,

              «Опуститься плавно»,

              «Столкнуть с места»

Вокал.   Народно-певческая   манера  пения.   Развитие   музыкального  слуха и певческого  голоса.  Пение  в  грудном  регистре,  «на опоре».   Упражнения   на дыхание.  Упражнения  на дикцию, скороговорки. Работа над сольными песнями. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Закрепление навыков  певческой  установки.  Певческая  установка  в  различных  ситуациях сценического   действия.      Пение  с   сопровождением   и  без  сопровождения музыкального  инструмента. Развитие артикуляционного аппарата. Укрепление дыхательных   функций  в  пении.   Расширение  объема  памяти  и  внимания на примере   тренировочного   материала   (ритмические  припевки,  скороговорки, упражнения).    Работа   над  содержанием  и  исполнением  песни.  Разговорный принцип   обучения  и  техника   речи.   Навык  точного    воспроизведения ритмического   движения  по  слуху.   Интонационный  посыл  звука,  освоение интонации  поступенного   движения.   Работа  над  правильной  артикуляцией, звукоизвлечением,  дикцией,  идущей  от  естественной  манеры  произнесения слов,  певческая  установка.  Певческое  воспитание,  организация исполнения.   Овладение народной лексикой. Элементы многоголосного пения.

История, традиции и культура казачества.     Кто такие казаки.   Казаки – землепроходцы. Казачья доля. Заповеди казачества, Символы казачества: Герб, Знак, Символы атаманской власти, головные уборы, цвета погон, цвета формы, чины и звания. Сказки казаков – некрасовцев.

Итоговое занятие. Музыкально-игровые композиции. Проведение фольклорных праздников   (Капустник,  Спиридон - солнцеворот,   Грачевник,   Масленица, Рождество и др.).


                                         СОДЕРЖАНИЕ       ПРОГРАММЫ

                                             3 год обучения


Вводное занятие.      На этом занятии ребята узнают основные цели, задачи, которые  ставятся  на  текущий  учебный  год,  высказывают  предложения о будущих  планах  коллектива,  о  проблемах,  которые  необходимо  решить.
Расширение    круга   представлений   обучающихся  о  русском   фольклоре (народное творчество).

 Сценический фольклор.    Работа  над  сценическим  образом,  движением. Постановка  мизансцен. Движения казачьего пляса: основной шаг, ход конём, подскоки,  дроби.    Пластика  рук,  хлопки.     Поклоны,  выходка,  проходка. Обыгрывание  сюжетов  песен  с  элементами игры.  Вопросы импровизации. Коллективное  творчество.  Работа  над  ритмическим  рисунком.    Освоение метроритма в игре на простейших ударных инструментах (ложках, трещотках, коробочке).  Исполнение песенного материала с элементами игры. Работа над сценическим образом, движением.  Постановка мизансцен, хореографических разводок.  Движения  казачьего  танца:  основной  шаг,  ход  конем,  подскоки, дроби.  Пластика рук, хлопки.   Поклоны, выходка, проходка.   Игры и забавы:

«Обкидывание клубками»,

 «Городки»,

 «Возня – борьба»,

 «Нагайка и кнут»,

 «Куколка».
Забавы парные:

«Забавы с камнями»,

«Снять шапку»,

«Вытолкнуть из круга»,

 «Опуститься плавно»,

 «Столкнуть с места». 
Забавы групповые:

 «Колесо поймать»,

 «Снять папаху».


Вокал.  Расширение  объема  памяти  и  внимания  на  примере тренировочного материала  (ритмические   припевки,  скороговорки,  упражнения).   Работа  над содержанием  и  исполнением  песни. Разговорный принцип обучения и техника речи.  Навык  точного  воспроизведения  ритмического  движения  по  слуху. Интонационный   посыл  звука,  освоение  интонации   поступенного  движения.
Работа  над  правильной  артикуляцией,  звукоизвлечением, дикцией, идущей от естественной   манеры  произнесения  слов,  певческая  установка.   Певческое воспитание,  организация исполнения.  Элементы многоголосного пения. Народно-певческая  манера  пения.  Развитие  музыкального  слуха  и певческого голоса.  Пение  в  грудном  регистре,  «на опоре».  Упражнения на дыхание. Упражнения на дикцию, скороговорки. Работа над сольными песнями. Комплекс вокальных  упражнений  для  развития  певческого  голоса. Закрепление навыков певческой   установки.  Певческая   установка   в  различных  ситуациях  сценического действия.  Пение  с  сопровождением  и  без  сопровождения музыкального  инструмента.  Развитие  артикуляционного  аппарата. Укрепление дыхательных функций в пении.

История, традиции и культура казачества. Историческое значение казачества. Формирование  боевых  навыков  казаков. Казачьи  шутки,  присказки.  Заповеди казачества. Символы  казачества. Чины и звания. Войсковые праздники. Казачий круг. Казачий костюм. Сказки казаков.

Итоговое занятие. Музыкально-игровые композиции. Проведение фольклорных праздников  (Капустник,  Спиридон-солнцеворот,  Грачевник,  Масленица, Рождество и др.).
 


                         МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


         Отшлифованные веками народные обычаи и традиции – это кладезь мудрости, согласия, человеческих взаимоотношений. С забвением народных традиций были утрачены особенности воспитания подрастающего поколения. Изучая и восстанавливая обычаи и традиции казачества, есть основания полагать, что приобщение детей к корням и истокам казачества позволит бороться с бездуховностью и нравственной деградацией в современном обществе.

     Народная культура должна предстать перед детьми в своей целостности, многогранности, воедино связанной с жизнью человека. Поэтому естественно объединить общим тематическим и проблемным стержнем занятия «теоретические» и занятия, на которых обучающиеся играют в народные игры, воспроизводят обряды, исполняют хоровые, игровые, плясовые песни.
В процессе занятий обучающиеся приобщаются к устно-поэтическому и музыкально-песенному видам русского народного творчества.

   Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ребёнка, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.


1. «Закон об образовании в РФ»

2. Закон Ставропольского края о казачестве в Ставропольском крае.

Принят Государственной Думой СК 17 июля 2003 года (в ред. Законов СК от 14.07.2006 N 59-кз, от 26.02.2008 N 2-кз, от 04.05.2009 N 26-кз)

3.. КОНЦЕПЦИЯ развития Ставропольского городского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества на 2011-2015 гг.«СТАВРОПОЛЬ - КАЗАЧИЙ ГОРОД»
4. УКАЗ президента Российской Федерации о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 16.04.1996 N 563, от 30.12.1999 N 1740, от 21.03.2005 N 316, от 30.04.2009 N 485)
5. Методические рекомендации к проведению историко – эстетического цикла занятий «Моя малая Родина» (автор – составитель А.Л. Чуверов)
6. Сборник разработок для проведения занятий в разделе «История, традиции и культура казачества» (автор – составитель А.Л. Чуверов)
- Игры и забавы
- История казачества
- Культура казачества
- Служба казачья
- Сказки казаков
7. Исследовательская работа: реферат «Российское казачество от скифов до станицы Анжерская» (составители - учащиеся ДДШ, руководитель А.Л. Чуверов)
8. Сборник текстов казачьих песен (составитель А.Л. Чуверов)
9.  Разработка сценариев (автор – составитель А.Л. Чуверов )
- Фольклорный праздник «Егорьев день»
- Музыкально - просветительская композиция «Не плачь, казак, станешь атаманом»
- Фольклорный праздник «Ярмарка»
- Фольклорный праздник «Небывальщина»
- Мероприятие «Мы – славяне»
- Казачьи посиделки



                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Балашова С.С. Яксина. Н.А. Аутентичный детский фольклор как

компонент уроков музыки в школе. - М.: Прометей, 2004. - 120 с.

  1. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции.

- М.: Государственный республиканский центр русского фольклора,

1997.-248 с.

  1. Бойко И.Н. Плясовые припевки Кубани. - Краснодар: Фольклорно-

творческий центр «Отрада», 1993. - 288 с.

  1.  Воронин В.В. Кубанские народные сказки и легенды. - Краснодар:

КГНТУ Кубанский казачий хор, 2001. - 56 с.

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб.: Лань,

1997.- 192 с.

  1.  Занков Л.В. Избр. пед. труды. - М.: Педагогика, 1990. - С. 424.
  2. Лепешинский Игорь, прот. Праздники в воскресной школе. - М.:

Елеон, 2000.- 118 с.

  1. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Часть 1. - М.: НОУ «Луч»,

1996.-42 с.

  1.  Мешко Н.К. Искусство народного пения. Часть 2. - М.: НОУ «Луч»,

     1996.-80 с.

  1. Ю.Шамина Л.В. Школа русского народного пения. - М.: Русская песня,

1997.-86 с.

  1.  Щуров В.М. С рюкзаком за песнями (записки собирателя). - М.:

Редакция журнала «Самообразование», 2005. - 256 с.

  1.  Мельников А. С. «Проблемы региональной народной культуры» //

      Советская этнография, №3, 1985 - с. 123 - 125

  1. Мосолов А. «Песни Ставропольского края». - Советская музыка, 1965,

№3 с.98-102

  1. Невская Т. А. «Традиционная и современная свадьба сельского

населения Ставрополья» // Советская этнография, №1, 1982 - с.89 - 100

  1. 3аседателева Л.Б. Терские казаки. М., 1974. с. 216.
  2. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия,

собранные М.Забылиным. - Симферополь, 1992.

  1. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество.- М.: Просвещение, 1985.


                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Зацарный Ю.А. Русские народные песни / Ю.А. Зацарный.// Песенник Выпуск 6. - М.: Советский композитор, 1985. – 46 с.
  2. Зацарный Ю.А. Русские народные песни / Ю.А. Зацарный.// Песенник Выпуск 7. - М.: Советский композитор, 1987. – 46 с.
  3. Зацарный Ю.А. Русские народные песни / Ю.А. Зацарный.// Песенник Выпуск 8. - М.: Советский композитор, 1989. – 46 с.
  4. Зацарный Ю А.. Русские народные песни / Ю.А. Зацарный.// Песенник Выпуск 9. - М.: Советский композитор, 1990. – 46 с.
  5. Зацарный Ю.А. Русские народные песни / Ю.А. Зацарный.// Песенник Выпуск 10. - М.: Советский композитор, 1991. – 46 с.
  6. Зацарный Ю.А. 40 Русских народных песен / Ю.А Зацарный.// Песенник. - М.: Советский композитор, 1989. – 64 с.
  7. Левкодимов Г.Е. Рождественская ёлка / Г.Е Левкодимов. – М. Молодая гвардия, 1993.- 95 с.
  8. Мага С.Люди идут по свету / С, Мага // Туристические песни. - М.: Советский композитор, 1989. – 95 с.
  9. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах / Л Михеева. М. «Советский композитор», 1984. – 168 с. 
  10. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань / Г.М. Науменко// Русское народное детское музыкальное творчество. - М.: 1988. – 190 с.
  11. Науменко Г. М. Фольклорная азбука / Г.М. Науменко. - М.: 1996. – 174 с.
  12. Сергеев А. Что сердце спело / А. Сергеев.– Березовский, 1992. – 60 с.
  13. Шипов Р. Наполним музыкой сердца / Р. Шипов. – М.: Советский композитор, 1989. – 245 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан­дарта начального общего образования на ос...