ПК 4.4 Педагогические разработки
статья по теме

Павликова Елизавета Алексеевна

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_kursovomu_issledovaniyu.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

(по материалам курсового исследования)

Павликова Елизавета Алексеевна

Научный руководитель – Иваненко Н.С., преподаватель кафедры иностранного языка высшей квалификационной категории

         Актуальность исследования проблемы. В практике обучения иностранному языку приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащийся не может сделать самостоятельное сообщение, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Зачастую высказывания учащихся представляют собой либо односложные ответы на вопросы учителя, либо чисто формальное, хронологическое перечисление каких-то действий. Обучение монологической речи − чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня − парного, группового, массового. Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе обучения и совершенствуют на среднем на строго отработанном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других видов речевой деятельности. Обучения монологической речи как понятие и как терминологическое сочетание заняла прочное место в методической литературе. В настоящее время имеется достаточно богатый опыт методической организации обучения монологической речи: целый ряд отечественных и зарубежных исследований, посвященных структуре обучения говорению (И.А. Зимняя, А.А.Леонтьев), общетеоретическим вопросам обучения монологической речи, таким как лингвистическая характеристика монологического высказывания (А.А. Алхазишвили и др.), функциональные типы монологических высказываний (А.К.Артыкбаева, Н.В.Долгалова, М.Н.Калнинь, О.А.Нечаева, Л.И.Новожилова, О.Г.Резель и др.).

           Целью данной курсовой работы являлось: изучение методики обучения монологической речи на средней ступени обучения английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.

        Реализация заявленной цели предполагает осуществление следующих задач :

1. раскрыть структуру обучения говорению в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка и выделить сущность понятия “монологическая речь”;

2. изучить психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения;

3. рассмотреть модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках иностранного языка на средней ступени обучения.

        При выполнении исследовательской работы мы использовали следующие методы теоретического исследования:

  •  отбор;
  •  анализ ( методическая литература, понятийный аппарат);
  •  систематизация;
  •  обобщение.

         В первой главе мы рассмотрели говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Раскрыли  психологические и лингвистические особенности обучению монологической речи. Следует сделать вывод, что говорение – очень сложное явление и представляет собой особую форму устного общения, которое может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Свободное владение иностранным языком предполагает  умение самопроизвольно реагировать на всевозможные ситуации реальной действительности. В связи с этим целью преподавания иностранных языков в школах является овладение учениками иностранного языка как способом общения и формирование коммуникативной компетенции.[5, c.11]  

Нами было отмечено то, что отношение к самому существованию и соответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеко неоднозначно. Так, по мнению Е.И. Пассова,  нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней – на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхъединства и текста (два последних и причисляются к так называемой монологической речи),  с одной стороны, и, с другой стороны, существует общение, т. е. взаимодействие  с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива [4, с.23].

        Во второй главе мы рассматривали :

  • трудности при обучении монологической речи;
  • пути обучения монологической речи;
  • система упражнений для обучения монологической речи;
  • опоры для обучения монологической речи.

        Так при обучении монологической речи нами были выделены следующие  трудности:

  • необходимость сохранять в памяти  достаточно длинный текст;
  • логичность следования теме;
  • распределение внимания между содержанием и языковой формой текста, стилистическая однородность;
  • необходимость сохранять в памяти сравнительно длинное высказывание.

        Мы рассматривали два пути обучению монологической речи. Первый путь – это «сверху вниз»,  второй путь – это «снизу вверх».

        В  наше поле зрения попали системы упражнений для развития монологической речи и опоры для обучения монологу.

Нами был рассмотрен  перечень упражнений рекомендованных Скалкиным В.Л.  [ 5, с. 29]

        Говоря про обучение монологической речи мы не могли не затронуть такой важный аспект, как опоры.

        Опоры можно классифицировать по способу управления речевой деятельностью: содержательные (кто? что? где? когда?), смысловые ( зачем? почему? с какой целью?).

        Опоры можно соотносить и с определенными речевыми формами:

  • «структурный скелет» логико-смысловая схема, задаваемая определенной последовательностью вопросительных слов;
  • структурная схема;
  • план в виде тезисов или вопросов;
  • опоры на зачин и концовку. [3, с. 55]

        Любое монологическое высказывание по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат - сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношений его виды весьма специфичны. Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуации общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других речевой деятельности.

        Монологическая речь играет важную роль в обучении иностранному языку. Основной  целью обучения монологу является формирование коммуникативной компетенции. При овладении монологу в школьном курсе изучения иностранного языка особое внимание должно уделяться использованию опор и снятию трудностей в составлении монологического высказывания.

        Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащиеся овладевают в процессе речевой деятельности. Вот почему наличие опор могут обеспечить мотивационно-побудительный  уровень общения, создать обстановку приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность людей в общении друг с другом. Кроме того опоры служат своего рода подсказкой для построения монологического высказывания; способствует снятию трудностей при составлении данного высказывания; является не заменимой на начальном этапе обучения монологической речи.

        Таким образом, все поставленные нами задачи были решены. Нами обозначены перспективы для дипломной работы. Мы планируем продолжить изучать эту тему в дальнейшем. И более подробно рассмотрим вопрос об использовании опор при обучении монологической речи на уроках английского языка.

Список литературы.

  1. Алхазишвили А.А. Психология обучения устной речи на иностранном языке. - М., «Просвещение» 1998.
  2. Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М., «Просвещение» 1991.
  3. Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., «Просвещение»2010.
  4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., «Просвещение» 1999.
  5. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для   учителей. - Киев, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...