ПК 4.4. Педагогические разработки
статья по теме

Фахрутдинова Нелля Рамилевна

Оформление педагогических разработок в виде статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКТА ЗАДАНИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Фахрутдинова Нелля Рамилевна

Научный руководитель-Чернышева С. А., преподаватель кафедры музыкально эстетических дисциплин высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что сегодня  на наш взгляд, в начальной школе остро стоит вопрос о методическом обеспечении кружковых занятий. Педагоги, организующие внеурочные занятия, как правило, самостоятельно решают проблему создания средств обучения. Будущие учителя начальных классов с углубленным изучением технологии, должны уметь разрабатывать методическую продукцию, для того, чтобы  привлекать учащихся к продуктивной деятельности, стимулировать их инициативу и самостоятельность, развивать индивидуальные интересы, склонности и способности.

Результатами освоения основной профессиональной образовательной программы сегодня являются общие и профессиональные компетенции, прописанные в ФГОС СПО № 535 от 5.11.2009.  При освоении специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» одними из профессиональных компетенций являются: разработка учебно-методических материалов (П.К.4.1.) и участие в исследовательской и проектной деятельности (П.К.4.5.) Создав проектную задачу по разработке новых средств обучения, мы не только сформируем вышеуказанные профессиональные компетенции, но и общие, такие, как ОК 2 (организовывать собственную деятельность), ОК 3 (принимать решения в нестандартных ситуациях), ОК 4 (осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач), ОК 5 (использовать ИКТ), ОК 6 (работать в коллективе и команде).

        Занятия рисованием издавна были нацелены на формирование эстетического вкуса, интереса к искусству, овладение основными приёмами графики и живописи.  Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Многие из них подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа» [3]. В первые годы жизни он начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности.

Декоративное рисование развивает у детей мелкую моторику, воображение, усидчивость, терпение, так же в художественной деятельности  формируются творческие способности.

Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л. С. Выготского. Он писал: “ Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению”[4].

 Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.

Вопросами методического обеспечения занятий по декоративному рисованию занимались такие исследователи, как Н.П.Бесчастнов, Г.М. Логвиненко.

Декоративное рисование это один из видов деятельности, в котором высокой степенью способствует  эстетическому воспитанию школьников. Это и декоративно-прикладное искусство, историю которого должен знать каждый, это – развитие зрительного восприятия посредством упрощения форм, повторения элементов, придумывания новых элементов.

Мы выявили противоречие между необходимостью проводить внеурочные занятия по декоративному рисованию в начальной школе и недостатком методических разработок по интересующей нас теме.

Актуальность исследования определила тему нашего курсового проекта: Разработка комплекта заданий по декоративному рисованию для начальной школы

Цель нашего исследования разработать комплект заданий для младших школьников в технике декоративного рисования на тему «Индийский орнамент».

В процессе нашего курсового исследования были определены следующие задачи

1. Изучить педагогическую и специальную литературу по теме исследования;

2.  Изучить виды и способы декоративного рисования в начальной школе;

3. Разработать и систематизировать комплект заданий по декоративному рисованию для начальной школы.

 В процессе исследования,  нами были использованы следующие методы: теоритический анализ, работа с литературой, сравнение, обобщение, систематизация, классификация.

Первой задачей нашего исследования было изучение литературы по заданной теме. Основной литературой, которой мы пользовались, являлись книги В.Л. Ивановской «Индийский орнамент». Кроме этого, мы изучили 12 литературных источников, а так же интернет-ресурсы.

Второй задачей нашей работы было проанализировать возникновение и развитие техники декоративного рисования. Это искусство развивалось благодаря стремлению человека украсить свой быт, выразить свое понимание красоты. Раскрывая себя в творчестве, люди на протяжении веков создали немало поистине высокохудожественных предметов, не только наделив их утилитарными функциями, но и приложив к ним декоративные элементы.  

В третей задачей в работе было описать разновидности,  декоративного рисования. Для этого мы исследовали следующие виды рисовании: приближенное к реальности, изображение фруктов, изображение драпировок, изображение растительных форм, изображение объектов животного мира, изображение морских камушков и ракушек, графическое изображение натюрмортных постановок, рисование кистью. В каждом из этих видов используется орнамент.  

Четвертой задачей мы описали краткое содержание приложения, в котором показана и выражена основная тема, а именно история происхождения, основные элементы, также дано пошаговое выполнение индийского орнамента.

Таким образом мы узнали, что декоративное рисование - это древний вид изобразительного искусства, у которого своя богатая история, которая развивалась в течение всего его существования, и то как развивается она сейчас.

        Так же мы узнали, что декоративное рисование имеет различные виды, каждый из них хорош по своему, по своей простоте, сложности орнамента, форме и по различным видам расположения рисунка. Орнамент – это один из видов декоративного рисования и, по нашему мнению, самый главный, так как используется почти везде: в одежде, строительстве, в изобразительном искусстве и т. д. Основным приёмом для создании декоративного рисунка является стилизация, или  превращение сложных форм в декоративном образ за счёт упрощения элементов.

Перспективой данного исследования для дипломной работы разработать план кружка «Индийские сказки» для младших школьников и методическое обеспечение к нему.


Список литературы

  1. Бесчастнов, Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Н.П.Бесчастнов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.
  2. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» /Г. М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 144 с.

Электронные ресурсы

  1. Формирование умений декоративного рисования у старших школьников Режим доступа: www. rea. ru. Дата обращения 15.04.15.
  2. Декоративное рисование Режим доступа http: //7kartin.ru. Дата обращения 19.04.15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...