ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Танаева Екатерина Ивановна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВАМ ЭКОЛОГИЧКСКОЙ ТРОПЫ

 (по материалам курсового исследования)

Танаева Екатерина Ивановна

Научный руководитель — Горячева С.Л., преподаватель кафедры естествознания высшей квалификационной категории

Актуальность темы исследования формирование экологической культуры младших школьников на уроках естествознания посредствам экологической тропы заключается в следующем: Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе.

Экологические  проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. (5, с.3)

Овладеть методикой экологического образования – задача каждого учителя – наставника и воспитателя. Ведь в его руках, как заметил Д.С. Лихачев, наше будущее, наш двадцать первый век. «Настало время осознать каждому, что мы живем в основном одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. Мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу». (7, с.3).

Исходя из значения изученного экологического образования в начальных классах, в первой главе были рассмотрены особенности экологического образования в школе, а во второй – методика преподавания с целью формирования у учащихся экологического мировоззрения.

На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема: «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках естествознания посредствам экологической тропы»

Цель исследования: выявить эффективность проведения посредствам экологической тропы для формирования экологической культуры.

Задачи исследования:

  • определить понятие экологическая тропа и его взаимосвязь с экологической культурой;
  • отобрать и изучить теоретическую литературу по теме исследования.
  • сделать выводы о возможном применении экологической тропы в начальной школе как средстве формирования экологической культуры.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы;
  • систематизация материала;
  • обобщение материала;
  • структурирование

Во второй главе был представлен перечень методов, используемых учителем на уроках естествознания. Подробно рассмотрена форма проведения урока – экологическая тропа, как метод формирования экологической культуры младших школьников. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что при проведении экскурсий в процессе изучения «Естествознания» младший школьник устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, понимает взаимосвязи «человек – природа – общество». В процессе изучения теоретического материала по теме: «Формирование экологической культуры на уроках естествознания посредствам экологической тропы», следует сделать вывод о том, что экологическая тропа является важнейшим средством формирования экологической культуры младших школьников. Возвращаясь к вопросу о воспитании экологической культуре, хочется отметить, что данным вопросом занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. В соответствии с поставленной целью были изучены основные требования к экологической тропе и разработать экологическую тропу для формирования экологической культуры младших школьников. Следует отметить, что если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического понятия поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и во внешкольной работе. Поэтому формирование экологического поведения будет разрабатываться в дальнейшем.

В данной курсовой работе использовался теоретический метод исследования. Хотелось бы закончить свою работу фразой Кривошеевой М.А. «Природа большая книга, которую  учитель должен научить читать своих учеников».

Список использованной литературы

1. Панфилов, Ф.Н. Психология: учеб. пособие для учащихся педучилищ по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» / Ф.Н. Гоноболин. – М., Просвещение, 1973. – 240 с.

2. Маметьев, К.В. Деятельность школьников на уроке естествознания: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.  – М., Просвещение, 2010. – 223 с.

3. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.; Знание, 1979. – 48 с.




Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

           

Согласовано: Зам. директора по ВР                             Утверждено: Директор ЧПК №1

                        __________________                                                     ___________________

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Золотые ручки»

Направление: духовно-нравственное

Возрастная группа:  9-10  лет                                    Составители:

Срок реализации: 1 год                                                                                        

                                                                     Должность: учитель начальных классов

г. Челябинск, 2016 г.

Оглавление

1. Пояснительная записка……………………………………………………3

2. Содержание изучаемого курса……………………………………………5

3. Тематическое планирование……………………………………………….6

4. Мониторинговая карта……………………………………………................8

5. Материально техническое обеспечение………………………………..…9

6.Учебно-методический комплект……………………………………...……10

7. Список литературы………………….……………………………………....11

8. Приложение………………………………………………………………….12

9.Сертификаты………………………………………………………………….18

Пояснительная записка.

Одним из направлений духовно-нравственного развития  и воспитания является эстетическое воспитание, т.к.  именно в этом возрасте закладываются основы понимания красоты труда и окружающего мира. Формирование личности ребенка, воспитание у него нравственного отношения к окружающему миру – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

  Новый федеральный государственный образовательный стандарт на одно из главных мест выдвигает воспитание духовно-нравственной  личности в образовательном процессе. Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей являются источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Одним из эффективных средств развития и воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов могут быть занятия прикладным творчеством. Они позволяют детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, побуждают в них радость труда, жажду творчества.

На основе этого составлена рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Золотые ручки».  Реализация данной программы для обучающихся 3 класса позволяет сформировать художественный вкус, эстетическое осознание прекрасного и творческие способности обучающихся.

Цель: формирование у обучающихся мотивации к творческой деятельности, умений регулировать процессы собственного творчества.

Задачи:

 •        Формировать умения использовать полученные знания  в создании самостоятельных творческих проектов.

•        Развивать позитивные представления о собственных возможностях, уверенность в себе, творческую активность.

•        Развивать воображение, конструктивное, творческое мышление.

•        Воспитывать нравственные качества обучающихся: доброту, отзывчивость, взаимопонимание, умение работать в малых группах, организовывать  и контролировать собственную работу.

Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю).   В основу программы заложены принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать ее, согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в творческом развитии. Содержание программы «Золотые ручки» основывается на художественной обработки  бросовых материалов.

Сроки реализации проекта: 1 год

Формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; беседа, игры, праздники, конкурсы, соревнования.

Личностные результаты:

- развивать воображение и фантазию

- развитие творческой инициативы при выполнении работы

- воспитание экологической культуры учащихся

- воспитание усидчивости, аккуратности

- развивать эстетический вкус

- развивать фантазию, творческие способности

Содержание изучаемого курса

3 год обучения – Работа с бросовым материалом (68 часов)

Использование в работе бросового материала позволяет решать задачи экологического, умственного, эстетического воспитания, исследовательской деятельности, конструирования и ручного труда.

1.Работа с фантиками (18 часов)

Знакомство с приемами плетения из фантиков от конфет, элементами дизайна. Использование приемов в самостоятельно придуманных поделках.

Практическая работа: изготовление поделок «Бабочка», «Снежинка», плетение орнаментов, аппликация «Деловой человек»; изготовление корзинки, вазы, конфетницы.

2.Поделки из трубочек от коктейля (14 часов)

Учащиеся знакомятся  с назначением  коктейльных трубочек; историей возникновения коктейля, с технологией изготовления поделок из коктейльных трубочек.

Практическая работа: Делаем цветы, рамка для фотографий, «Юркие рыбки», «Детские украшения», «Карандашница», «Сказочный домик».

3.Поделки из пластиковых бутылок (18 часов)

Искусственные материалы в нашей жизни. Технология изготовления изделий из пластмассы. Правила безопасной работы с шилом, ножницами, канцелярским ножом.

Практическая работа: панно «Сирень», шахматы из бутылочек «Растишка», пальма из капсул киндер-сюрприза, бабочки из пластиковых бутылок, «Колокольчик», «Салфетница».

4. Поделки из картонных коробок (16 часов)

Знакомство с видами, назначением и свойствами упаковочного материала и технологией изготовления изделий из картонных коробок. Правила техники безопасной работы с инструментами при работе с упаковочным материалом.

Практическая работа: Коробка для мелочей «Поросенок», карандашница  «Пингвин»,  

Планируемые результаты

внеурочной деятельности художественно-эстетического  направления

«Прикладное творчество

к концу 3 года обучения учащиеся должны:

•владеть приемами работы с бросовым материалом;

•выполнять ПТБ при работе шилом, канцелярским ножом и т.д.;

•проявлять индивидуальность и фантазию;

•обладать экологической культурой;

•принимать участие с исследовательской деятельности.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

часы

Практика

часы

Формы

Раздел 1 «Работа с фантиками от конфет (18 часов)»

1

Организационное занятие

1

1

-

Беседа.

2

Изготовление поделки «Бабочка»

1

-

1

Практическая

3

Поделка «Снежинка»

1

-

1

Практическая

4-5

Объемная аппликация «Букет цветов»

2

1

1

Практическая

6-7

Плетение орнаментов

2

1

1

Практическая

8-9

Аппликация «Деловой человек»

2

-

2

Традиционная

10-11

Плетение корзинки

2

-

2

Традиционная

12-13

Плетение вазы для цветов

2

-

1

Традиционная

14-15

Плетение конфетницы

3

1

2

Комбинированная

16-17

Презентация собственных работ

1

-

1

Практическая

                             

Раздел 2 «Поделки из трубочек от коктейля (14 часов)»

18

Организационное занятие

1

1

-

Лекция. Беседа.

19-20

Делаем цветы

2

1

1

Традиционная

21-22

Рамка для фотографий

2

-

2

Традиционная

23-24

«Юркие рыбки»

2

-

2

Практическая

25-26

«Детские украшения»

2

1

1

Традиционная

27-28

«Карандашница»

2

-

2

Традиционная

29-30

«Сказочный домик»

2

-

2

Традиционная

31-32

Презентация собственных работ

1

-

1

Традиционная

Раздел 3 «Поделки из пластиковых бутылок (20 часов)».

33

Организационное занятие

1

1

-

Традиционная

34

Поделка «Черепашка»

1

1

-

Комбинированная

35-36

Панно «Сирень»

2

-

2

Комбинированная

37-38

Шахматы из бутылочек «Растишка»

3

1

2

Практическая

39-40

Игрушка «Осьминог»

2

2

Практическая

41-42

Пальма из капсул киндер-сюрприза

2

-

2

Традиционная

43-44

Бабочки из пластиковых бутылок

2

-

2

Традиционная

45-46

«Колокольчик»

2

-

2

Традиционная

47-48

«Салфетница»

2

-

2

Традиционная

49-50

Рамка для фотографий

2

-

2

Комбинированная

50-51

Презентация собственных работ

1

-

1

Комбинированная

Раздел 4 «Поделки из картонных коробок (16 часов)».

52

Организационное занятие

1

1

-

Традиционная

53-54

Коробка для мелочей «Поросенок»

2

2

-

Комбинированная

55-56

Карандашница  «Пингвин»

2

-

2

Традиционная

57-58

Ваза из коробок

2

-

2

Традиционная

59-60

Шкатулочка для ниток

2

-

2

Традиционная

61-62

Шкатулка для украшений

2

-

2

Традиционная

63-64

Работа с пуговицами

« Весёлый клоун»

2

-

2

Практическая

65-66

Цветок из трубочек

2

-

2

Соревнования

67-68

Работа с поролоном

« Поросёнок»

2

-

2

Практическая

69

Итоговое занятие

1

1

-

Практическая

70

Презентация лучших собственных работ

1

-

1

Конкурсы

Мониторинговая карта результатов усвоения программы.

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные результаты: 

•уметь задавать вопросы;

•координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

•способность к самооценке на основе сравнения, наблюдения;

Метапредметные результаты:

-высказываться в устной и письменной форме;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте.

-готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета.

Прогнозируемый воспитательный результат:

-знают основные приемы работы с бросовым материалом;

-имеют опыт работы;

Прогнозируемый воспитательный эффект:

-бережное отношение друг к другу;

-формирование и развитие коммуникативных личностных качеств;

-развитие моторики.

1 год.

Материально-техническое обеспечение:

- Компьютер.

- Набор ножниц

- Набор школьных принадлежностей на каждого учащегося: линейка, карандаш, клей.

- Наборы инструментов: шило, канцелярский нож.

- Разные виды клея: канцелярский, ПВА, Момент.

Учебно-методический комплект

для ученика:

http://www.maam.ru/obrazovanie/podelki-iz-fantikov

http://vospitatel-ds.blogspot.ru/2012/07/blog-post.html

http://tinymini.ru/poleznie-statii/detskoe-tvorchestvo/sozdaem-prekrasnye-podelki-s-detmi-iz-fantikov-ot-konfet.html

http://moreidey.ru/podelki-k-8-marta/podelki-iz-fantikov-tsvetyi-master-klass.htm

http://xn--80abamtzje1d.com/detiam/podelki-iz-fantikov.html

http://radugamaster.ru/index.php/steklo/rospis-mebeli/224-babochki-iz-plastikovykh-butylok

http://detpodelki.ru/publ/17-1-0-17

для учителя:

http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-fantik-yeto-tolko-krasota.html

http://tinymini.ru/poleznie-statii/detskoe-tvorchestvo/sozdaem-prekrasnye-podelki-s-detmi-iz-fantikov-ot-konfet.html

http://moreidey.ru/podelki-k-8-marta/podelki-iz-fantikov-tsvetyi-master-klass.htm

http://xn--80abamtzje1d.com/detiam/podelki-iz-fantikov.html

http://radugamaster.ru/index.php/steklo/rospis-mebeli/224-babochki-iz-plastikovykh-butylok

http://detpodelki.ru/publ/17-1-0-17

Список литературы

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. – М. :  Просвещение, 2010.

2. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно-методическое пособие. ОО «Карапуз – дидактика», 2006г.

3. Масленникова Ю. Н. Изделия из соломки– М.: ПРОФИЗДАТ, 2008. – 80 с.

4. Новикова Н.В. 100 поделок из природного материала. – Ярославль: Академия развития, 2001г.

5. Педагогическое мастерство. Сборник материалов лучших педагогов дополнительного образования – победителей конкурсного отбора в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре. Выпуск 6 / Сост.:  6. Т.А. Полунина, У.Н. Зуева. – СПб.: ООО «Миралл», 2008. – 311 с.

7. Петра Хоффман. Поделки из коктейльных трубочек. АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2007 г.

8. Федотов Г.Я. Сухие травы: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999 – 208 с. Черныш И.В.  Удивительная бумага: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000 – 160 с.

9.  Щеблыкин И.К.  Аппликационные работы в начальных классах: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990 г.

10. Журнал Девчонки и мальчишки. Школа ремесел. 2008г, 2009г, 2010г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...