Выступление на Всероссийской конференции "Современные образовательные технологии"
материал по теме

Иваненко Татьяна Васильевна

Выступление на тему: "Проектная деятельность  на уроках окружающего мира как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на конференции.25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе на уроках окружающего мира как средство реализации

личностно-ориентированного подхода в обучении

Иваненко Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №1»

Великая цель образования - это не знания, а действия

 Г. Спенсер.

Перед учителем начальной школы стоит задача формирование универсальных  учебных  действий,  составляющих основу  умения  учиться. Эту задачу позволяет успешно решать проектная деятельность.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, направленную на достижение общего результата.

       Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика, для развития их самостоятельности.  Цель эта достигается через проживание детьми ситуации успеха, осознания  собственной значимости и  понимания необходимости личностного роста, желание детей преодолевать трудности.

      Как выбрать темы для проектов? Это решается через предмет «Окружающий мир». Так изучая тему «Породы собак», у учащихся возник интерес, появилось много вопросов. Какие породы собак есть в нашем городе? Каких пород больше? Какое значение они имеют для человека? Одна ученица пожелала найти ответы на этот вопрос. Так началась совместная деятельность, её индивидуальный проект, результат которого она предъявила на школьной конференции «Я познаю мир».

   

    Работая над проектом мы с учащимися проживаем следующие этапы:

Исходный этап:

    Определяем проблему, выявляем затруднения, обосновываем актуальность, формулируем тему проекта, формулируем гипотезу, ставим цель и определяем задачи.  

Этап разработки плана работы:

    Определяем сроки выполнения проекта, составляем план и график промежуточной отчетности, выбираем средства и методы выполнения.  Обсуждаем  критериев оценки проекта, выбираем способ оформления результатов, распределение обязанностей.

На этапе реализации проекта собираем информацию из разных источников, анализируем и обобщаем, проводим исследования, выполняем расчёты,  готовим наглядно-графический материала (графики, диаграммы, таблицы, схемы, фотографии, видеоматериалы ), оформляем презентацию.

На этапе завершения проекта предъявляется презентация, проводится экспертиза проекта  в соответствии с заданными критериями и рефлексия ( обсуждается процесс работы, групповые и личностные достижения).

     Курс «окружающий мир» даёт большие возможности  в выборе тем  как для индивидуальных проектов, так и для групповых.  

   В групповой работе учащиеся учатся работать в команде, правильно строить свою речь, выражать свою точку зрения, слушать и понимать другого,  выдвигать версии, обосновывать их, выражать своё несогласие. Так осваиваются нормы поведения в коллективной работе, растёт уровень культуры – формируются коммуникативные, регулятивные учебные действия, происходит личностный рост учащихся.

Определяем совместно с классом, где можно найти  необходимую информацию: понаблюдать, прочитать в книге, найти в Интернете, спросить у взрослых, провести исследование.    

Определяем, в какой форме предъявляем результат,  по каким критериям оцениваем работы группы.  

Детям можно предложить разные групповые работы по темам: «Здоровье – это твое богатство», «Мир растений в твоем крае», «Животные моего края», «Семейные традиции», «Мы граждане единого Отечества», «Три состояния воды» и .т д.

Например, по теме «Мы граждане единого Отечества» ребята выполняют воображаемые путешествия в регионы РФ, оформляют альбом путешествий, готовят презентации «Красота природы моего Отечества», делают выставки флагов, гербов  разных регионов.  

 Участвую в реализации проекта ученик учится:

а)  разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение;

б) сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло;

в)  оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;

г) самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;

д)  выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы;

е) отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;

ж) планировать деятельность, принимать решение.

     Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной информации. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, они получают удовольствие от творческой совместной деятельности, они создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно.

Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ на педагогическом совете по теме: «Образовательные технологии, содействующие сохранению здоровья учащихся».

Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования.Традиционная система образования была направлена на усвоение оп...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

Выступление на МО: "Современные образовательные технологии и их применение в работе классного руководителя"

Современные образовательные технологии  и их применение в работе классного руководителя...

Выступление на Всероссийском конкурсе лучших проектов региональных/ муниципальных систем питания обучающихся в образовательных организациях

АннотацияПравильное  питание - это основа здорового образа жизни, формируется с самых первых этапов жизни ребенка и  продолжается на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода...

Цифровые образовательные технологии в специальном (дефектологическом образовании) Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 28 марта 2022 г. Бирск

В сборнике представлены материалы Всероссийской очной научно -практической конференции «Цифровые образовательные технологии в специальном (дефектологическом) образовании». Авторами материа...