Основные понятия и характеристика педагогического творчества.
методическая разработка на тему

Тютюнникова Маргарита Ивановна

ВЫСТУПЛЕННИЕ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

1слайд Основные понятия и характеристика педагогического творчества.

       Творчество — процесс деятельности, создающий что-то новое. 2слайд.  В «Толковом словаре русского языка» под ред. Ожегова термин «творчество» трактуется как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Наиболее верным синонимом к данному термину, наверное, является слово «поиск». Любое творчество – это всегда поиск нового, необычного, это решение любой задачи нетрадиционным способом.

       Современный педагог немыслим вне творчества. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Это и есть составляющие хорошего урока, где воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения.  3-4 слайд.  Согласитесь, самые приятные минуты для учителя, когда глаза детей горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. Творчество учителя заключается именно в том, что он пересматривает пройденное, обновляет, дополняет, даже если кажется, что в обновлении ничто не нуждается. Это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям, которая позволяет шире, интересней и содержательней преподавать уже знакомый детям материал, без которой невозможно быть учителем. Творчество в профессии  учителя занимает очень важное, если не ведущее место. Оно является неотъемлемым компонентом взаимодействия учителя и ученика, начиная от непосредственного процесса обучения на уроке, заканчивая внеклассным общением. 5слайд.  Педагогическое творчество содействует созданию атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества между учеником и преподавателем. Замечено, что отношения учащихся к творчески работающему педагогу положительно эмоционально окрашены. Кроме того, творческий подход в обучении плодотворно влияет на личность ученика, предоставляя ему возможность для всестороннего личностного, а в дальнейшем и профессионального развития. 

       Педагогическое творчество, как  отмечает А.К. Маркова, это  всегда  поиск  и  нахождение  нового. 

         

         6слайд По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.  

В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество).

Другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий).

И педагоги, создающие систему обучающих технологий.

      Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. 

        Каждый  раз,  переступая  школьный  порог, я  вспоминаю одну  восточную  мудрость «Можно  коня  привести  к  воде, но  нельзя  заставить  его  пить». Так  и  в  нашей  работе, мы  можем  предложить ребенку необходимую ему сумму знаний, но  только   положительная мотивация позволит  ему эти знания усвоить… 7слайд.  Источники моего творчества – общение с учащимися, собственный опыт, опыт других учителей,  профессиональная культура, жизненная и профессиональная позиция, жизненный опыт и профессиональная интуиция.  От творчества учителя к творчеству ученика – таково моё педагогическое  кредо. Я, как учитель, стараюсь повышать познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся, вырабатывать потребность к знаниям, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, умение прислушиваться к суждениям других людей, способность высказывать свою точку зрения. Как я это делаю?

 8слайд.  Стараюсь четко планировать всю систему урочной и внеурочной деятельности, каждый урок. Творчество учителя — это не случайная удача, не только счастливые находки, это систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Я уверена, что результат работы каждого учителя во многом зависит от того, как он готовится к своим урокам.

9слайд (группов.р.)2) Осваиваю и внедряю современные педагогические технологии. Включаю в свою педагогическую деятельность элементы игровых технологий, технологии здоровьесбережения, строю процесс обучения на принципах проблемного и личностно-ориентированного обучения, использую коллективные и групповые формы работы с учащимися.

  10-11слайд 3) Осваиваю и внедряю интерактивные формы обучения. С помощью мультимедийной техники   провожу  различные по своей структуре уроки. Это и лекции с видеоматериалами, и уроки - презентации, где обучающиеся представляют свои электронные проекты, проверочные работы в виде тестов и тестовых заданий.

   12-13слайд 4) В своей практике   применяю  нестандартные виды уроков. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. В ходе уроков  включаю разнообразие  форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы. Провожу  такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания.

       Главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не надо работать в школе. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге учителя. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию.

     Для меня школа - это творческая мастерская. Ведь в школе ребёнок проводит большую часть времени, это мир, в котором он живет и, как губка, впитывает весь уклад и традиции. И это от меня зависит, полюбит ребёнок школу и будет с теплыми чувствами вспоминать ее или возненавидит навсегда. Учитель живет в другом измерении, имя которому - школьная жизнь.

      Все чаще каждый прожитый школьный день, горящие глаза моих учеников побуждают меня к раздумьям, к поиску, творчеству, а это, на мой взгляд, является необходимым условием личностного роста и профессионального мастерства учителя.

    14слайд  «Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать» - это высказывание определяет мой творческий путь, как педагога и учителя. Источники творчества учителя – общение с учащимися, собственный опыт учителя, других учителей. От творчества учителя к творчеству ученика – таково моё педагогическое  кредо. Творческий учитель – это тот, кто открывает, умудряет и ободряет.

      Безусловно, задачи современного образования могут быть решены только на уроке, где царит творчество, потому что именно в классе в процессе творчества ребенок получает самое высокое духовное наслаждение. Любой урок, если в нем не было места для творческого порыва, поиска, оказывается неэффективным, если даже дается очень полезная информация. В заключение моей работы хотелось подытожить, что  учитель сегодня должен так управлять учебной деятельностью учащихся, чтобы дать им возможность проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Умение увлечь учеников работой, на мой взгляд, и есть, в конечном счете, педагогическое творчество, к которому стремится каждый учитель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные понятя и характеристика педагогического творчества.

Слайд 2

В «Толковом словаре русского языка» под ред. Ожегова термин «творчество» трактуется как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» .

Слайд 5

Педагогическое творчество содействует созданию атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества между учеником и преподавателем.

Слайд 6

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

Слайд 7

Источники моего творчества – общение с учащимися, собственный опыт, опыт других учителей, профессиональная культура, жизненная и профессиональная позиция, жизненный опыт и профессиональная интуиция.

Слайд 8

Стараюсь четко планировать всю систему урочной и внеурочной деятельности, каждый урок. Творчество учителя — это не случайная удача, не только счастливые находки, это систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Я уверена, что результат работы каждого учителя во многом зависит от того, как он готовится к своим урокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Наречие. Основное понятие.

Урок по русскому языку для учащихся 4 класса по программе " Школа России" разработан по дистанционной технологии с разноуровневыми заданиями, входным и выходным контролем. Урок разработан на модульной...

Основные понятия технологии дифференцированного обучения

Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение ...

Обобщение знаний, основных понятий по окружающему миру

В данной презентации обобщены в таблицах, схемах основные понятияи знания по курсу "Окружающий мир", которые изучаются в начальной школе....

Карта сформированности основных понятий ученика, приступившего к обучению в 1 классе

Как правило, дети, поступающие в 1 класс, имеют разные уровни подготовки. Данная "Карта сформированности" поможет учителю и психологу зафиксировать те знания с которыми ученик приступил к обучению и к...

Основные понятия аксиологии в педагогической науке

Основные понятия аксиологии в педагогической науке...

Понятие, причины, характеристика детей с синдромом Дауна

Рождение ребенка - всегда праздник. Всегда ли? А если оказывается, что ребенок страдает тяжелым - и неизлечимым заболеванием, что он не только навсегда отстанет от своих сверстников в психическом разв...