Положение о портфолио . Начальная школа.
методическая разработка на тему

Маслова Юлия Васильевна

В данной работе содержится материал по портфолио. Составлена таблица для подведения итогов по каждому ученику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_portflio.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

2016  год

Положение

о портфолио ученика начальных классов по ФГОС

1. Общие положения

   1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

(Приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 года № 373), Уставом ГБОУ СОШ № 606  в целях создания условий для введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

              2.Документ разработан в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

              3.Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.

             4. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период  его обучения в школе.

             5.Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является основой для определения образовательного рейтинга учащихся.

            6.   Важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.

2. Цели и задачи портфолио

    2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

    2.2.  Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

- поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;

- поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;

- формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации образования ученика;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной

социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

2.3. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:

Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в

достижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

3. Порядок формирования портфолио

3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

3.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).

3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

3.4. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

4. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности

Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.

Обязанности учащегося:

Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно  и  систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

Обязанности родителей:

Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.

Обязанности классного руководителя:

Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.

Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:

Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету.

5. Структура портфолио

 5.1. Портфолио учащегося  включает в себя две части

1 часть-  тетрадь на печатной основе Т.Л. Мишакина «Портфолио учащегося начальной школы» .

Работа с тетрадью рассчитана на 4 года. В ней учащиеся фиксируют свои достижения в учебной и внеурочной  деятельности, выполняют самооценку. Страницы портфолио помогают ребенку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами  своего труда и поставить задачи на следующий учебный год.

2 часть – накопительная папка «Портфолио ученика»

5.2.  Содержание и примерное название разделов накопительной папки:

Портфолио учащегося имеет титульный лист и четыре основные раздела

 1  раздел «Мой мир» - помещается информация, которая важна и интересна для ребенка (Мое имя», «Это я», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа» ). Заполняется ребенком, возможна помощь родителей;

 2 раздел «Моя учеба» - достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д. (Заполняется педагогами, психологом, логопедом и т.д.) 

 3 раздел «Мои успехи и достижения» - в этот раздел  размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма.

 4 раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию; помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.;

 

6. Оформление портфолио

 6.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятыми требованиями, указанными в  пункте 5 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.

 6.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

 6.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы и материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

6.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:

  • Записи вести аккуратно и самостоятельно.
  • Предоставлять достоверную информацию.
  • В конце года ученик самостоятельно проводит  анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.

6.5. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

7. Подведение итогов работы

Анализ работы и оценка достижений учащихся по материалам портфолио проводится классным руководителем. Приложение1

Классный руководитель составляет сводную итоговую ведомость. Приложение 2

По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе.. Победители поощряются.

Приложение 1

Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.

Показатели

Измерители

Результат - балл

Учебная деятельность

Средний балл годовых оценок

До 5

Олимпиады

Школьная:

Победитель

Призер

Участник

3

2

1

Районная:

Победитель

Призер

Участник

5

4

3

Городская:

Победитель

Призер

Участник

7

6

5

Всероссийская:

Победитель

Призёр

Участник

9

8

7

Международная:

Победитель и призёр

10

Спортивные достижения

Школьные соревнования:

Победитель

Призёр

Участник

3

2

1

Районные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник

5

4

3

Городские соревнования, спартакиады:

Победитель

Призер

Участник

7

6

5

Всероссийские соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник

9

8

7

Международные соревнования:

Победитель и призёр

10

Дополнительное образование

Участие в кружках, секциях

2

Школьные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

3

2

1

Районные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

5

4

3

Городские конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

Всероссийские конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

Международные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

Школьные мероприятия

Участие

Участвовал  и стал призёром

Организация и проведение мероприятия

1

2

3

Творчество и аккуратность

1-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

Положение о портфолио (начальная школа)

Материал для учителей, родителей, учащихся....

Положение о портфолио ученика начальной школы

Портфолио -  способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных   образовательных  достижений обучающихся в  определенный период  его   обучения...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

Положение "О Портфолио" ученика начальной школы

Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах....

Положение о программах начальной школы

В материал входит разработка структуры программы по учебным предметам (рабочей программы),  структуры программы внеурочной деятельности. Данное положение разработано с  опорой на рекомендаци...

Детское портфолио(начальная школа)

    Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся, поощрять их активность и самостоятельность, ...