Технология развития критического мышления.
учебно-методический материал на тему

Тарасова Ирина Валентиновна

Теория.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshl.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.

«Важнейшая задача цивилизации – научить ребенка мыслить»

Томас Эдисон

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению.

ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через письмо и чтение, которая помогает формировать УУД.

Основная цель применения ТРКМ – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. 

Авторы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма -  американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.  

В России реализуется с середины 90-ых годов.     

В основе технологии лежит:
- диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера
- психологические исследования  Л.Выготского, Ж. Пиаже и др.
- педагогика сотрудничества  Ш. Амонашвили

Что такое критическое мышление?  

Это мышление:
- свободное
- независимое 
- рефлексивное
- оценочное
- аналитическое 

Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.

Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

 Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач:

- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации;

- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- формирования культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Идеи технологии звучат следующим образом.

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Технология формирует следующие навыки:

- соединение в образовательном процессе навыков различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения при групповой работе;

- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;

- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,

рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;

- формирование культуры продуктивного чтения;

- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

      Задачи, которые решает технология развития критического мышления тесно пересекаются с задачами по формированию УУД.

1.Личностные действия: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

 2. Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

3. Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

4. Коммуникативные УУД: осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;  понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

    Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.

Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету.

Задачи:

​ Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.

​ Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.

​ Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Стадия осмысления. Осмысление материала во время работы над ним.

Задачи:

​ Помочь активно воспринимать изучаемый материал.

​ Помочь соотнести старые знания с новыми.

Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

Задачи:

​ Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.

​ Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Алгоритм технологии развития критического мышления:

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s38d8cd23af03fae9/image/idba0a5007ec2d59d/version/1374089891/image.jpg

Технологические этапы урока.

I стадия

Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения  

II стадия

Осмысление   содержания:
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения

III стадия

Рефлексия:

- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения

Содержание каждой фазы.

  1. Вызов.

Деятельность учителя.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Деятельность учащихся.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.

Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

  1. Осмысление содержания.

  Деятельность учителя.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к «новому».

Деятельность учащихся.

Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

  1. Рефлексия.

  Деятельность учителя.

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения, дополнения. Исследовательские задания на основе изученной информации.

  Деятельность учащихся.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Структура урока в технологии РКМЧП:

1 этап – вызов.

Приёмы:

- верные – неверные высказывания;

- кластер;

- корзина идей;

- дерево предсказаний;

- фишбоун.

2 этап – осмысление.

Приёмы:

- инсерт;

- зигзаг;

- фишбоун;

- кубик Блума;

- тонкие и толстые вопросы;

- таблицы.

3 этап – рефлексия.

Приёмы:

- кластер;

- эссе;

- кубик Блума;

- сиквейн.

В чем же инновационность представленной модели? 

Эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...