Обобщение инновационного педагогического опыта.
опыты и эксперименты на тему

Дарган Нина Викторовна

«Формирование личности младшего школьника на основе современного национального воспитательного идеала».

Духовно-нравственное развитие и воспитание преодолевает изоляцию детства, обеспечивает полноценное созревание младших школьников. В процессе выполнения мероприятий программы формируется и стимулируется стремление ребенка включаться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи школы, города. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение инновационного педагогического опыта.

Учитель высшей квалификационной категории

Дарган Н.В.

Тема: «Формирование личности младшего школьника на основе современного национального воспитательного идеала».

Практическая значимость.

        Духовно-нравственное развитие и воспитание преодолевает изоляцию детства, обеспечивает полноценное созревание младших школьников. В процессе выполнения мероприятий программы формируется и стимулируется стремление ребенка включаться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи школы, города. С помощью специальных методик школьники осваивают приемы решения учебных, практических, бытовых, психологических задач. Аследовательно учатся быть успешными, раскрывают перед собой свое возможное будущее. В условиях изоляции мира и виртуальной зрелости детей, «застреваюших» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, программа духовно-нравственного развития и воспитания призвана соединить внутренний и внешний мир ребенка через осознание и усвоение ребенком моральных норм, поддерживающих с одной стороны нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие с другими людьми. Такая гармония непременно ведет человека к Успеху: в учебе, в жизни в целом.

Срок (длительность процесса) реализации инновации в образовательном учреждении – 2 года.

Результаты внедрения (освоения) инновации.

Воспитательные результаты за 2 года.

 

        Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

        Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

        Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование успешных моделей поведения.

        Задачи 1 категории требуют только запоминания.

Задачи 2 категории требуют простых мыслительных операций.

Задачи 3 категории требуют творческого мышления, сообщения данных.

Характер и результативность произошедших изменений говорят о том, что необходимо и дальше работать в этом направлении, осуществлять диагностику, коррекцию и обновление учебной и внеучебной деятельности, обеспечивать методическое, педагогическое сопровождение программы, создавать базу дидактических материалов и условия для успешного проявления творческого развития личности.

Характеристика инновационного педагогического опыта.

Развитие личности младших школьников, формирование навыков успешного взаимодействия и обучения, развитие позитивного отношения к успешности в целом, непрерывно происходит в специально организованном учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках программы «Родничок».

В учебной деятельности использую специальные практико-ориентированные решения, приемы, принципы:

Свобода выбора - в любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребенку право выбора. С условием осознанной ответственности;

Открытость  - не только давать знания, но и показывать их границы. Побуждаю искать ответы за пределами изучаемого;

Деятельность - освоение обучающимися знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности;

Обратная связь - регулярно контролирую процесс обучения (настроение, заинтересованность, степень понимания);

Идеальность (высокий КПД ) - максимально использую возможности, знания, интересы самих обучающихся с целью повышения результативности.

Так как основа Успеха в умении решать задачи в том числе и учебные, использую в своей практике технологию проектирования, управления умственным развитием детей, формирования успешности, в основе которой лежит таксономия (расположение по порядку) учебных задач (технология разработана чешским ученым Д. Толлингеровой). Все  27 типов учебных задач разбиты на 5 блоков в зависимости от степени мыслительных операций. Во время урока обучающимся предлагается бланк с задачами, разделенными на блоки. Такой вид работы позволяет вызвать желание видеть конкретный результат своего развития, пережить состояние успеха.  

Так как фактором успеха является хорошо организованный коллектив. Где каждый ребенок работает на каждого, а дело учителя за «малым» - помочь классу умело организоваться. Использую групповые формы работы. Групповые формы работы не инновационны для начальной школы, но именно они способствуют успешному решению различных задач, а следовательно развивают успешность. Обучение в группе ведется по специально разработанной программе «Все вместе». Основные понятия технологии:

Взаимодействие. Сотрудничество. Компромисс. Соперничество. Приспособление. Избегание. Роли учителя в режиме общения (друг, партнер, наставник) Роли учеников в процессе взаимодействия и т. д. Мозговой штурм. Исследование. Иногда «мозговой штурм» применяю как отдельную технологию:

1 шаг – инструктаж, 2 шаг – распределение ролей, 3 шаг – первичное обсуждение условия задачи, 4 шаг – определение времени, 5 шаг – создание банка, 6 шаг – анализ идей, 7 шаг – обработка результатов, 8 шаг – подведение итогов.

        Инновационный метод «операционность» - своего рода целая технология, обучающая действиям как таковым. В основе – концепция шести образов действий, содержащая конкретные шаги по тому или иному стилю поведения.

        Метод моделирования – один из методов научного исследования, позволяет объединить эмпирическое и теоретическое.

        Технология модерации. Эффективность определяется тем, что используемые приемы, методы направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности учащихся, развитие исследовательских и проектировочных умений.

        РR – технология («пиар») – это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание благоприятной коммуникационной среды для выбираемой категории публики (родителей, спонсоров, властей, учителей…). Содержит в себе специальные методы и приемы.

        ИКТ позволяют повысить познавательный интерес обучающихся, оптимизировать процессы запоминания и мышления. Имеющиеся в школе компьютеры и телевизоры предоставляют возможность использовать методические разработки, представлять результаты диагностик, презентации.  

Публикации.

Статья «Школа – открытая социально – педагогическая система» Научно-методический журнал «Региональная школа управления» Ростов-на- Дону, 2011 № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Использование в начальной школе игровых технологий и дифференцированного обучения позволило добиться стабильности и повышения результатов обучения младших школьников....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...

Обобщение инновационного педагогического опыта

При соответствующем содержательном и методическом наполнении проектная технология в предметной области «Математика» может стать опорной для формирования системы универсальных учебных действий в началь...

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...