Самоуправление в начальной школе
статья (1 класс) на тему

Наталья Григорчук

Самоуправление в начальной школе.

 

Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.

 Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.

 Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность -  заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

 Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

 - повышение активности учащихся в классных делах;

 - реализация интересов каждого учащегося;

 - привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

 - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

 - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

 - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

 - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

 - формировать толерантность, умение общаться.

 

В нашей школе работа в начальном звене организована в форме игры-путешествия «Мир и дом, где мы живем» Класс – это школьная семья. Весь класс разделен на микрогруппы –семейки.

В каждую  семейку входит    6-7  детей, которых могут объединять     дружба,  интересы,  местожительство и т. д.  Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.

1.      Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.

2.      Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

 

Поручения  целесообразно  менять не реже одного раза в две  недели.  При  смене  поручений  важно  отметить  то  хорошее,  что  сделала  данная  микрогруппа,  сохранить  лучшее  из  придуманного  и  внести  новое.

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

 -   Определяет основные направления классной жизни.

 - Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.

 -   Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.

-    Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

 

Структура  классного  самоуправления  включает  исполнительные  органы. В моем классе  это  совет  класса, куда входят  командир  класса и  командиры  семеек. Это  позволяет  каждому  ребёнку  проявить    инициативу  и  почувствовать  ответственность  за  своих  друзей. Наряду   с  постоянными  микрогруппами  могут  формироваться  и  временные   группы  при  подготовке  каких-либо  текущих  дел.

 

Как  всё    происходило?

 

       Работать по организации самоуправления я начала  с  проведения  классного  собрания,  которое  было  связано  с  организацией  жизнедеятельности  класса и  управлением  им  на  новом  этапе.  Ребятам  было  предложено  выбрать  командира  класса,  название, которое бы объединило весь наш коллектив.  С  каким  интересом  дети  стали  предлагать  свои  названия,  а  остановились  на  одном.

На  микрогруппы разделись  по  желанию. Затем   дети  стали   предлагать  нужные  дела  в  классе,  которые  мы  вместе  систематизировали.  И  вот  что  у  нас  получилось:

 

Название классного коллектива: Друзья

Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает»

Песня: «Если друг не смеётся…»

    Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке. 

Составляющие классного уголка

Содержание

Название классного коллектива

«Ты + я = школьная семья»

«Друзья» (с одноклассниками, учителями, родителями, книгами, природой и др.)

Девиз

«Нам дружба учиться и жить помогает»

Песня

«Если друг не смеётся…»

Памятка друзей

 (о вежливости, о взаимоотношениях)

Названия групп- семеек, эмблемы

«Колибри», «Мухоморы», «Смайлики», «Звезды», «Смешарики»

Экран соревнований

«Соревноваться – значит дружить!»

личные и групповые достижения в учебно-воспитательном процессе

Сменные обязанности

«Хозяева», «Экологи», «Знайки», «Журналисты», «Затейники»

Актив класса

Командир класса + командиры семеек

Наши достижения

Грамоты, благодарности и т.п.

Обязанности учащихся по группам - семейкам меняются через неделю. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.

Наши поручения:

Хозяева

- следят за  чистотой в помещении,

- заботятся о порядке в классе на переменах,

- раздают тетради и другие пособия,

- приводят в порядок доску.

Экологи

- заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;

- следят за чистотой рук и порядком в столовой;

- готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;

- заботятся о растениях в классе;

- следят за состоянием школьных принадлежностей.

Затейники

- организуют и проводят утреннюю гимнастику,

- проводят игры на переменах,

- разучивают упражнения и проводят физкультминутки,

- создают и заботятся о классной игротеке.

Знайки

- заботятся о сохранности учебников,

- держат связь со школьной библиотекой,

- знакомят товарищей с интересными книгами,

- следят за порядком в классной библиотечке.

Журналисты

- находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;

- выпускают устные журналы и классную газету;

- вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.

 Каждый вторник на классном часе подводятся итоги недели:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя) Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленной на неделю цели;

- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и  планирование работы, направленной  на ее достижение.

  Для  учителя  это  сложный  труд,  потому  что  каждый  раз  я  учу  их с  уважением  выслушивать  мнение  других,  сочетать  свои  интересы  с  общими.  Мы  вместе  планируем,  обсуждаем и  даём  оценку  сделанному.  Каждый  ребёнок  стремится  поучаствовать  в  ежедневной  работе,  направленной  на  выполнение  задуманного.

       Деятельность  ученического  самоуправления – это   не  только  отдельные  дела и  мероприятия,  но и  морально-психологический  климат  в  классе.

Каждый  ребёнок  должен  руководствоваться  нравственными  ценностями,  которые  утверждаются  в  классе,  на  основе  которых  он  делает  самостоятельный  нравственный выбор.  Одним из  первых  коллективных  дел  для  нас  стало  создание  ЗАКОНОВ  класса.  Содержание  законов  нашего  класса  определили  сами  ребята  в  процессе  обсуждения  в  микрогруппах  правил  поведения.

Мы  обсудили  предложенные  варианты.  Так  появились  законы  класса.

 

ЗАКОНЫ   КЛАССА

·                    БЫТЬ  ЧУТКИМ  И   ВНИМАТЕЛЬНЫМ  К  СВОИМ  ДРУЗЬЯМ

·                    УВАЖАТЬ  И  ЦЕНИТЬ  МНЕНИЕ  ДРУГИХ

·                    ПРИЛЕЖНО   РАБОТАТЬ  НАД  РАСШИРЕНИЕМ   СВОИХ   ЗНАНИЙ

·                    ДОСТОЙНО  И  КУЛЬТУРНО  ВЕСТИ  СЕБЯ  В  ШКОЛЕ  И  ЗА  ЕЁ  ПРЕДЕЛАМИ

·                    ПРОЯВЛЯТЬ  УВАЖЕНИЕ  КО  ВЗРОСЛЫМ

·                    ЗАБОТИТЬСЯ  О  ЗДОРОВЬЕ  И  БЕЗОПАСНОСТИ  СОБСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ  И  ЖИЗНИ  ДРУЗЕЙ

·                    ГОВОРИТЬ   ВСЕГДА  ПРАВДУ,  ИМЕТЬ  МУЖЕСТВО  СКАЗАТЬ  О  СВОЁМ   ПОСТУПКЕ,  А   НЕ   ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ  ВИНУ  НА  ДРУГИХ

·                    ЗАБОТИТЬСЯ  О   МЛАДШИХ,   ПОМОГАТЬ  ИМ,  ЗАЩИЩАТЬ  ТЕХ,  КТО  СЛАБЕЕ  МЕНЯ

·                    БЕРЕЖНО  ОТНОСИТЬСЯ  К  ВЕЩАМ

·                    НИКОГДА  НЕ  ОТКЛАДЫВАТЬ  НА   ЗАВТРА  ТО,  ЧТО  МОЖНО   СДЕЛАТЬ  СЕГОДНЯ

 

На основе законов школьной жизни была создана

 

«Памятка друзей»

  • Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
  • Не дерись - это очень стыдно.
  • Играй честно, не подводи и не обманывай   своих товарищей.
  • Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
  • Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
  • Не ябедничай - доносчику первый кнут.
  • Будь добрым и щедрым на помощь.
  • Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

 

       Наряду  с  законами   в  каждом  коллективе  формируются  свои традиции.

У нас традиционными стали:

  • День рождения классного коллектива;
  • Праздники успеха (перед новым годом и в конце учебного года)
  • Туристические походы;
  • День матери и совместные мастер – классы
  • Новогодний огонек
  • 23 февраля (готовят девочки и мамы)
  • 8 марта (готовят мальчики и папы)
  • Экскурсионные программы ( 1 раз в месяц)

    

       Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Коллектив родителей разбился на группы по такому же принципу. Каждую четверть в классе есть помощники-родители. Они помогают в подготовке к школьным мероприятиям, к конкурсам, совместно с детьми готовят классные часы, культпоходы, праздники. Родители и дети чаще стали бывать вместе, появились общие увлечения и интересы. Теперь и родители соревнуются, чья четверть будет самая интересная и насыщенная.

     Один из  наиболее  эффективных  путей  вовлечения  всех  учащихся  в  самоуправленческую  деятельность - это проведение различного рода коллективных творческих  дел посредством создания  групп  для  выполнения  творческих  поручений. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie_v_nachalnoy_shkole.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Самоуправление в начальной школе.

Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.

 Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.

 Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность -  заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

 Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

 - повышение активности учащихся в классных делах;

 - реализация интересов каждого учащегося;

 - привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

 - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

 - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

 - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

 - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

 - формировать толерантность, умение общаться.

В нашей школе работа в начальном звене организована в форме игры-путешествия «Мир и дом, где мы живем» Класс – это школьная семья. Весь класс разделен на микрогруппы –семейки.

В каждую  семейку входит    6-7  детей, которых могут объединять     дружба,  интересы,  местожительство и т. д.  Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.

  1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
  2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Поручения  целесообразно  менять не реже одного раза в две  недели.  При  смене  поручений  важно  отметить  то  хорошее,  что  сделала  данная  микрогруппа,  сохранить  лучшее  из  придуманного  и  внести  новое.

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

 -   Определяет основные направления классной жизни.

 - Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.

 -   Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.

-    Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

Структура  классного  самоуправления  включает  исполнительные  органы. В моем классе  это  совет  класса, куда входят  командир  класса и  командиры  семеек. Это  позволяет  каждому  ребёнку  проявить    инициативу  и  почувствовать  ответственность  за  своих  друзей. Наряду   с  постоянными  микрогруппами  могут  формироваться  и  временные   группы  при  подготовке  каких-либо  текущих  дел.

Как  всё    происходило?

       Работать по организации самоуправления я начала  с  проведения  классного  собрания,  которое  было  связано  с  организацией  жизнедеятельности  класса и  управлением  им  на  новом  этапе.  Ребятам  было  предложено  выбрать  командира  класса,  название, которое бы объединило весь наш коллектив.  С  каким  интересом  дети  стали  предлагать  свои  названия,  а  остановились  на  одном.

На  микрогруппы разделись  по  желанию. Затем   дети  стали   предлагать  нужные  дела  в  классе,  которые  мы  вместе  систематизировали.  И  вот  что  у  нас  получилось:

Название классного коллектива: Друзья

Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает» 

Песня: «Если друг не смеётся…»

    Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке.  

Составляющие классного уголка

Содержание

Название классного коллектива

«Ты + я = школьная семья»

«Друзья» (с одноклассниками, учителями, родителями, книгами, природой и др.)

Девиз

«Нам дружба учиться и жить помогает»

Песня

«Если друг не смеётся…»

Памятка друзей

 (о вежливости, о взаимоотношениях)

Названия групп- семеек, эмблемы

«Колибри», «Мухоморы», «Смайлики», «Звезды», «Смешарики»

Экран соревнований

«Соревноваться – значит дружить!»

личные и групповые достижения в учебно-воспитательном процессе

Сменные обязанности

«Хозяева», «Экологи», «Знайки», «Журналисты», «Затейники»

Актив класса

Командир класса + командиры семеек

Наши достижения

Грамоты, благодарности и т.п.

Обязанности учащихся по группам - семейкам меняются через неделю. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.

Наши поручения:

Хозяева

- следят за  чистотой в помещении,

- заботятся о порядке в классе на переменах,

- раздают тетради и другие пособия,

- приводят в порядок доску.

Экологи

- заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;

- следят за чистотой рук и порядком в столовой;

- готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;

- заботятся о растениях в классе;

- следят за состоянием школьных принадлежностей.

Затейники

- организуют и проводят утреннюю гимнастику,

- проводят игры на переменах,

- разучивают упражнения и проводят физкультминутки,

- создают и заботятся о классной игротеке.

Знайки

- заботятся о сохранности учебников,

- держат связь со школьной библиотекой,

- знакомят товарищей с интересными книгами,

- следят за порядком в классной библиотечке.

Журналисты

- находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;

- выпускают устные журналы и классную газету;

- вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.

 Каждый вторник на классном часе подводятся итоги недели:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя) Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленной на неделю цели;

- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и  планирование работы, направленной  на ее достижение.

  Для  учителя  это  сложный  труд,  потому  что  каждый  раз  я  учу  их с  уважением  выслушивать  мнение  других,  сочетать  свои  интересы  с  общими.  Мы  вместе  планируем,  обсуждаем и  даём  оценку  сделанному.  Каждый  ребёнок  стремится  поучаствовать  в  ежедневной  работе,  направленной  на  выполнение  задуманного.

       Деятельность  ученического  самоуправления – это   не  только  отдельные  дела и  мероприятия,  но и  морально-психологический  климат  в  классе.

Каждый  ребёнок  должен  руководствоваться  нравственными  ценностями,  которые  утверждаются  в  классе,  на  основе  которых  он  делает  самостоятельный  нравственный выбор.  Одним из  первых  коллективных  дел  для  нас  стало  создание  ЗАКОНОВ  класса.  Содержание  законов  нашего  класса  определили  сами  ребята  в  процессе  обсуждения  в  микрогруппах  правил  поведения.

Мы  обсудили  предложенные  варианты.  Так  появились  законы  класса.

ЗАКОНЫ   КЛАССА

  • БЫТЬ  ЧУТКИМ  И   ВНИМАТЕЛЬНЫМ  К  СВОИМ  ДРУЗЬЯМ
  • УВАЖАТЬ  И  ЦЕНИТЬ  МНЕНИЕ  ДРУГИХ
  • ПРИЛЕЖНО   РАБОТАТЬ  НАД  РАСШИРЕНИЕМ   СВОИХ   ЗНАНИЙ
  • ДОСТОЙНО  И  КУЛЬТУРНО  ВЕСТИ  СЕБЯ  В  ШКОЛЕ  И  ЗА  ЕЁ  ПРЕДЕЛАМИ
  • ПРОЯВЛЯТЬ  УВАЖЕНИЕ  КО  ВЗРОСЛЫМ
  • ЗАБОТИТЬСЯ  О  ЗДОРОВЬЕ  И  БЕЗОПАСНОСТИ  СОБСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ  И  ЖИЗНИ  ДРУЗЕЙ
  • ГОВОРИТЬ   ВСЕГДА  ПРАВДУ,  ИМЕТЬ  МУЖЕСТВО  СКАЗАТЬ  О  СВОЁМ   ПОСТУПКЕ,  А   НЕ   ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ  ВИНУ  НА  ДРУГИХ
  • ЗАБОТИТЬСЯ  О   МЛАДШИХ,   ПОМОГАТЬ  ИМ,  ЗАЩИЩАТЬ  ТЕХ,  КТО  СЛАБЕЕ  МЕНЯ
  • БЕРЕЖНО  ОТНОСИТЬСЯ  К  ВЕЩАМ
  • НИКОГДА  НЕ  ОТКЛАДЫВАТЬ  НА   ЗАВТРА  ТО,  ЧТО  МОЖНО   СДЕЛАТЬ  СЕГОДНЯ

На основе законов школьной жизни была создана

«Памятка друзей»

  • Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
  • Не дерись - это очень стыдно.
  • Играй честно, не подводи и не обманывай   своих товарищей.
  • Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
  • Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
  • Не ябедничай - доносчику первый кнут.
  • Будь добрым и щедрым на помощь.
  • Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

       Наряду  с  законами   в  каждом  коллективе  формируются  свои традиции.

У нас традиционными стали:

  • День рождения классного коллектива;
  • Праздники успеха (перед новым годом и в конце учебного года)
  • Туристические походы;
  • День матери и совместные мастер – классы
  • Новогодний огонек
  • 23 февраля (готовят девочки и мамы)
  • 8 марта (готовят мальчики и папы)
  • Экскурсионные программы ( 1 раз в месяц)

     

       Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Коллектив родителей разбился на группы по такому же принципу. Каждую четверть в классе есть помощники-родители. Они помогают в подготовке к школьным мероприятиям, к конкурсам, совместно с детьми готовят классные часы, культпоходы, праздники. Родители и дети чаще стали бывать вместе, появились общие увлечения и интересы. Теперь и родители соревнуются, чья четверть будет самая интересная и насыщенная.

     Один из  наиболее  эффективных  путей  вовлечения  всех  учащихся  в  самоуправленческую  деятельность - это проведение различного рода коллективных творческих  дел посредством создания  групп  для  выполнения  творческих  поручений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в начальной школе.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...

Модель ученического самоуправления в начальной школе

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...

Самоуправление в начальной школе.

Один из способов организации самоуправления в начальной школе....

САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)

Эта статья рассказывает об организации основ самоуправления в начальных классах....

Организация самоуправления в начальной школе

Дети учатся управлять своей жизнью...

Самоуправление в начальной школе

Самоуправление во втором классе....

Особенности самоуправления в начальной школе

   Современная педагогическая практика требует поиска эффективных путей формирования у школьников знаний и умений управлять собой, своей жизнью. При наличии определенных организационн...