Мотивация к обучению в начальной школе
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Карева Инна Дмитриевна

Материал посвящен одной из главных проблем в обучении в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya.doc18.5 КБ

Предварительный просмотр:

1-й класс… Внимательно вглядываюсь в детские лица… Станет ли школа для ребят вторым домом, будут ли они ходить в этот дом с радостью, останется ли она в будущем для них опорой или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, убьет любознательность и потребность в достижениях?
Как зажечь в сердцах детей веру в силу знаний, помочь им осознать самих себя, свои достоинства и свои недостатки, трудности и успехи?
Ответы на эти вопросы — смысл всей мой работы. Обнаружив детей с ослабленной учебной мотивацией, учитель совместно с родителями должен строить работу по трем направлениям:

  • формирование активной позиции школьника;
  • формирование положительного отношения к учителям;
  • формирование познавательного интереса.

Итак, мотивация (от лат. Двигаю) — общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

Исследования установили три основные причины низкой школьной мотивации:

  • социально- экономические: материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.
  • причины биопсихического характера:  наследственные особенности, способности, черты характера.  Задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развивается при жизни на основе задатков.
  • педагогические причины: обучение, работа учителя — решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства.

Более конкретные причины неудач в учебе, а как следствие снижение мотивации: жесткая унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, единообразие, стереотипность, недооценка эмоций, отсутствие дифференцированного контроля за результатами, пренебрежение развитием учеников, натаскивание, ориентация на зубрежку.

Как видите, причин много. Как же их устранять? Одними из главных педагогических способностей учителей являются:

  • перцептивные способности (проявляющиеся в умении проникать в душевный мир детей, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики)
  • суггестивные способности (эмоционально волевое влияние на учащихся)  

Отсюда, я думаю, следует, что главным для классного руководителя является воспитание активности формируемой личности в организуемой деятельности. Первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия, которые он переживает в разных жизненных обстоятельствах и, которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. Данная закономерность обуславливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условиях, если она вовлечена в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы учитель умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся противоречий и таким образом стимулировал их активность в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Мотивация учения-основное условие для успешного обучения в начальной школе"

Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности - учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, р...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы

Современные технологии как средство повышения мотивации обученияучащихся начальной школы...

Концепция «Интерактивные пособия как средство формирования мотивации к обучению в начальной школе»

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения,...

Презентация "Интерактивные пособия, как средство формирования мотивации к обучению в начальной школе"

В презентации рассказывается о таких интерактивных средствах обучения в начальной школе, как интерактивный читательский дневник, лэпбук, интерактивные альбомы на липучках, интерактивные тетради....

Использование мультимедийных средств обучения в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Использование мультимедийных средств обучения  в начальной школе  как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся...