Развитие УУД средствами учебного проектирования
статья (1 класс) на тему

Копытова Ирина Ивановна

Обобщение опыта по формированию метапредметных УУД  в начальной школе.  Учебный  проект как средство формирования УУД.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направление «Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Копытова Ирина Ивановна,

классный руководитель 2 класса

МОУ Нижнемуллинская СОШ

Пермского района

 

Развитие УУД  посредством  метода учебного  проектирования    

 В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения»   сказано: «Образование в начальной школе является базой,  фундаментом всего последующего обучения.  Оно призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат».  Начав работу в 1 классе, я особое внимание уделила методу учебного проектирования, как одного из перспективных в плане формирования  универсальных учебных действий (УУД).    Так как  в УМК «Перспективная начальная школа» специально не заложены уроки-проекты, мне пришлось просмотреть заново программу, определить  тематику уроков,  на которых    возможно применить метод учебного проекта.   Таким образом, появилось некое дополнение к тематическому  планированию уроков в 1 классе, на которых было начато формирование первоначальных навыков проектных умений.

Приложение 3

Название

образовате

льной

темы урока

 Результат

(цель)

Название

проектной

темы урока

Продукт

проектной

деятельнос

ти

Результат:

формируемые УУД

Многоуголь-

ник.

Понять что такое многоуголь-

ник

«Раскраска для младшего брата»

Раскраска с

рисунками,

состоящими из многоугольни-

ков

Познавательные

Личностные

Регулятивные

В начальной школе проектные умения можно дифференцировать по сложности: базовый уровень, продвинутый уровень, высший уровень. Мною была проведена диагностика проектных умений на первом и последнем уроке учебного проектирования в 1 классе. Данные наблюдения  были занесены в таблицу (Приложение 1), что позволило чётко увидеть результат работы по формированию УУД. Также я  разработала критерии сформированности проектных умений базового уровня (Приложение 2), проанализировав полученные данные я сделала вывод о том, что большинство учащиеся первого класса освоили  базовый уровень, а именно:  умение формулировать проблему  после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему – 8 учащихся (29 %);  умение формулировать цель по заданному результату – 19 учащихся (70 %);  умение формулировать задачу, исходя из формулировки цели, планировать деятельность – 10 (37 %); умение анализировать результат по соответствию цели,  проводить рефлексию поставленной задачи и личных возможностей – 17 (62 %).   Рассмотрим, как проходило формирование  УУД через формирование проектных  умений в 1 классе.  

Регулятивные УУД.  В основе каждого проекта лежит проблема. Именно проблема  задаёт цель деятельности,  двигает желанием найти способы её решения.  Развитие организационных  (регулятивных) умений на уроках учебного проектирования я осуществляю с помощью проблемного диалога. Материал мною  подбирается так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, даю разные  проблемные ситуации, организую наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий, которые помогают выделить проблему, определить и сформулировать цель деятельности на уроке, проговорить последовательность действий,  то есть вместе   с учениками создаю некий план  решения существующей на уроке проблемы. Так, например, на уроке математики по теме  «Как измерить рост удава?» проблемная ситуация была создана  с помощью фрагмента мультипликационного фильма «38 попугаев». Дети,  не зная ещё  мерки 1 см, 1 м, ищут способы измерения роста (длины) удава. Им понятна конкретная цель – «измерить рост», дети понимают, что нужны какие-то дополнительные знания,  они  учатся высказывать предположения,  что и как нужно сделать, чтобы прийти к цели. Следующая проблемная ситуация (урок математики по теме «Сутки. Части суток») из жизни «Как объяснить младшему брату (сестре), что такое сутки?»  вынуждает первоклассников  прийти к выводу, «чтобы лучше понять, надо увидеть».  Продолжая рассуждения, мы с детьми выясняем, что увидеть все  части суток можно только в настольной игре.  Цель деятельности ясна,  составляем общий план – алгоритм действий  для достижения поставленной цели. Соотносим цель с нашими возможностями. В конце урока при рефлексии  делаем вывод о том,  удалось ли    решить проблему.

 Познавательные УУД. На уроках учебного проектирования через использование технологии продуктивного чтения формируются  познавательные УУД. Это может быть, например, извлечение, преобразование и использование текстовой информации (преобразование текста в таблицу, схему, составление по плану рассказа). Так на уроке «Как Вовка премудростью делился или таблица сложения однозначных чисел» дети читают небольшой текст в учебнике, и на основе этого выполняют задания  типа: запиши все однозначные числа, расставь их в порядке возрастания; запиши все случаи сложения этих однозначных чисел, то есть составляют таблицу сложения однозначных чисел. На уроке математики «Как измерить рост удава?» первоклассники из текста узнают о старинных мерах длины: сажень, фут, локоть, пядь. Пользуясь полученной информацией,  заполняют таблицу, измеряя «удава» (длинная полоска бумаги)  в данных единицах длины.  Сравнивают полученные результаты в группе, анализируют,  почему у Васи удав 5 пядей, а у Тани 6 с половиной,  делают выводы. Также на развитие познавательных УУД влияет использование разного рода визуальных подсказок  (рисунки в учебнике, презентации);  приёмов работы с правилами, определениями; система работы с различными словарями: «Толковым»,  «Происхождения слов», «Иллюстрированный словарь растений и животных», что даёт возможность первоклассникам познавать новое, расширяя свои знания. Так на уроке русского языка по теме «Азбука животных. Алфавит» учащиеся создавали  азбуку в картинках, подбирая на каждую букву алфавита название животного, большую помощь в  получении  нужной информации оказал «Иллюстрированный словарь растений и животных».

Коммуникативные УУД. Формирование  и совершенствование коммуникативных УУД происходит  при взаимодействии в паре или группе.  Так на уроке математики по теме: «Сутки. Части суток» первоклассники в группах создавали часть настольной игры «Сутки». При решении поставленной задачи каждый что-то обдумывал, предлагал, то есть происходила мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – дети делились своими мыслями, идеями, взаимодействовали друг с другом в группе, договаривались о том, кто будет раскрашивать фон и каким цветом, как раскрашивать режимные моменты чтобы было понятно что это «Утро», кто будет собирать игру, кто придумывает правила игры…   На своих уроках я использую работу групп сменного состава, где меняются не только члены группы, но и их роли. Таким образом,  включается личностная мотивация, чтобы стать «главным» в группе надо  уметь выслушать мнение других членов группы, принимать правила игры, быть готовым высказать своё мнение или поддержать своего товарища.    Развитие коммуникативных УУД подразумевает  и развитие связной устной речи (построение высказываний, умение задавать вопросы) и оперирование определёнными понятиями,  и обогащение словарного запаса, особенно эти умения проявляются  в  презентационной части проектной деятельности. Важно, чтобы дети не только раскрасили, приклеили, придумали правила игры, но и рассказали об этих правилах, научили других играть, чтобы не только обнаружили информацию в энциклопедии или другом источнике, но и сумели рассказать о ней доступным для них языком.  

Личностные УУД: Формирование личностных УУД  происходит на протяжении всей проектной деятельности. Проект - это возможность для ученика самостоятельно  (или в группе) делать что-то интересное,  проявить себя, попробовать свои силы, сделать выбор, приложить свои знания и умения, принести пользу и показать публично достигнутый  результат. Это деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной  учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности  - результат работы каждого участника проекта и он интересен для самих учащихся.

Таким образом,  метод учебных проектов, появившись в начале 20 века, не утратил своей актуальности и в наши дни.  Именно при осуществлении учебного проекта учащиеся вынуждены соблюдать некие правила, проходить определённые этапы, на которых  выполняются соответствующие элементы проектной деятельности, которые  создают условия для формирования УУД.

Для меня тема учебного проектирования интересна тем, что позволяет видеть учащихся в  качестве «партнёра», меняется и качество урока  - больше заинтересованности, самостоятельности, серьёзности. Свой опыт по теме «Проектная задача на уроке» представляла во время проведения стажировочной площадки руководителей ОУ Пермского края (математика, тема: «Сутки. Части суток»; имею сертификат, подтверждающий  моё участие в модульной образовательной программе «Решение проектных задач на уроках в первом классе», реализуемой в рамках деятельности Университетского округа Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета на базе ЦИО.  Проводила открытый урок (математика, тема: «Как измерить рост удава?»)  в рамках  школьного  конкурса «Школьных дел мастер».

Продолжаю работать над темой «Метод учебного проекта. Мониторинг проектных умений».

 

Приложение 2

Сформированность  проектных умений базового уровня

учеников 2 класса 2013-2014 учебный год

Фамилия имя

ученика

 

Базовый уровень (0-1 балл)

Проблематизация

Целеполагание

Планирование

Рефлексия.

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

1.Акимов Дмитрий

1

1

1

1

0,5

1

1

1

2.Ахатов Андрей

0,5

0,5

1

1

0

0,5

1

1

3.Верхова Алина

0,5

0,5

1

1

0

0

1

1

4.Гуляева Анастасия

1

1

1

1

0,5

1

1

1

5.Гуляева Анастасия

0

0

0,5

0,5

0

0

0,5

0,5

6.Дерцян Анна

1

1

1

1

1

1

1

1

7.Дерцян Яна

1

1

1

1

1

1

1

1

8.Журавлёва Таня

0

0,5

1

1

0,5

0,5

1

1

9.Иванова Екатерина

0

0,5

0,5

0,5

0

0

0,5

1

10.Камелин Дима

0

0

0

0

0

0

0

0,5

11.Казаринова Ульян

1

1

1

1

1

1

1

1

12.Кокинс Настя

0

0,5

1

1

0,5

0,5

1

1

13.Коновалов Алёша

0

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

14.Коротаева Диана

0

0

0,5

1

0

0

0,5

0,5

15.Механошин Дима

0

0,5

1

1

0,5

1

1

1

16.Новиков Иван

0,5

1

1

1

0,5

1

1

1

17.Нохрин Кирилл

0,5

1

1

1

1

1

1

1

18.Окулов Владик

1

1

1

1

1

1

1

1

19.Порошин Костя

0

0

0

0,5

0

0

0

0,5

20.Саковский Денис

1

1

1

1

1

1

1

1

21.Филаретов Дима

0

0

0

0,5

0

0

0

0,5

22.Сиряченко Анж

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

23.Хасанова Махина

0

0

0,5

0,5

0

0

0,5

0,5

24.Черных Никита

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

1

1

25.Чикилев Данил

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

1

26.Ширинкин Илья

0

0

0

0,5

0

0

0

0,5

27.Югов Денис

0

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

1

В меньшей степени

7 (26%)

7(26%)

5(18%)

7(26%)

10(37%)

7(26%)

7(26%)

7(26%)

Сформировано

7(26%)

9(33%)

17(63%)

19(70%)

7(26%)

11(40%)

16(59%)

20(74%)

 

0 баллов –  не сформированы

0,5 – сформированы в меньшей степени

1 балл -  сформированы

Приложение 3

Примерное тематическое планирование  уроков- проектов во 2 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Предмет

Название

образовате

льной

темы урока

Результат

Название

проектной

темы урока

Продукт

проектной

деятельнос

ти

Результат:

формируемые УУД

Математика

 Периметр прямоугольника

Научиться находить   периметр прямоугольника

«Маша и Медведь. Огородная история»

 Забор – ограждение  для «огорода» Медведя.

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

Русский язык

 Типы текста. Повествование и описание

Научиться составлять текст повествование и описание

1. «В гостях у сказки».

2. «У кого какой дом?»

1.Текст сказки о животных.

2.Страничка в газету «Это интересно».

Познавательные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Развитие речи. Поздравительная открытка

 Научиться  писать поздравительные открытки

«Открытка для мамы»

 Открытка – поздравление с 8 марта.

Познавательные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Парные согласные в корне слова

Повторить  написание парных согласных в корне слова.

«Костюм для Машеньки»

Костюм для Маши к Новому году.

Познавательные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Литература

Приёмы художественной выразительности

Узнать   приёмы художественной выразительности

«Оживляющие приёмы»

Страница с анализом стихов

Познавательные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проектированию и проведению уроков в системе развивающего обучения

Материал этой статьи поможет учителям, начинающим работать в системе РО, разобраться в проектировании уроков, типологии уроков данной системы....

ФГОС. Проектирование моделей внеурочной деятельности (доклад).

В статье рассматриваются такие вопросы как:1. Внеурочная работа и дополнительное образование детей.2. Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей.3. Типы организацион...

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ПО ТЕМЕ: "Имя прилагательное" РазвитиеУУД в начальной школе.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологией диалогового взаимодействия....