Конспект интегрированного урока с самоанализом
методическая разработка на тему

Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства по теме: Природные зоны Тюменской области и орнамент народов севера тюменской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_kashina_n.a.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОЛЫШМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Самоанализ интегрированного урока

окружающего мира и изобразительного искусства

по теме:

«Наш родной край»

Учитель начальных классов:

Кашина Н. А

2017 г

Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС  

Самоанализ интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства, проведённого

в 4 "Д"классе.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока окружающего мира«Природные зоны родного края», раздел «Природные зоны России»и урока изобразительного искусства «Орнамент народов севера»

Целью данного урока является: создание условий для систематизации знаний по теме: природные зоны и для формирования представлений об орнаменте народов севера»

Были определены задачи педагога:

1. Образовательные:

  • формирование умения определять природную зону по опорным словам и картинкам, находить типичных представителей флоры и фауны
  • формирования представлений об орнаменте народов севера
  • умение различать и объяснять особенности природных зон
  •  умение различать орнаменты народов севера

2. Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интерес к предметам через использование средств ИКТ;
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
  • развивать речь учащихся;

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предметам
  • формировать толерантность в отношениях учащихся  в группе;
  •  умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
  • воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе

По типу урока - это урок интегрированный, окружающий мир это урок обобщения и систематизации знаний, изобразительное искусство - урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями , при использовании продуктивных технологии. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной  деятельности)

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная(работа по карточкам), фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.  На уроке прослеживалась межпредметная связь: с литературным чтеним (работа с текстом), изобразительным искусством.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:

1.     Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

     2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик училсяся ориентироваться в природных зонах

получил возможность научиться:

·        выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

·        участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные: ученики

·       проявляли учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

·       понимали причины успеха в учебной деятельности

 Универсальные учебные действия:

регулятивные     ученики

·       определяли цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·       учились работать по предложенному учителем плану;

познавательные    ученики

·       делали выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные   ученики

·       слушали и понимали речь других;

·       договаривались и приходили к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

3.Использование современных образовательных технологий - продуктивных технологий, ИКТ, технология здоровьесбережения ( дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся) 

 

Содержание урока:

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

  

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. В процессе урока стремилась активизировать мыслительную и творческую деятельность каждого ребёнка, используя следующие приёмы и методы: беседа, рассказ, наглядность, частично-поисковый метод, работа с учебником и метод самостоятельной работы.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Цель урока была достигнута. Задачи выполнены. Все учащиеся активно участвовали в процессе обобщения изученного материала. Интерес учащихся проявился в ходе практической работы и в процессе работы у доски. На завершающем этапе мною был подведен итог урока, поставлены оценки, а также прокомментировано домашнее задание. Для меня важным было участие каждого ребенка в учебной деятельности, а знание реальных возможностей и способностей учеников, помогло им проявить себя, дало возможность самореализоваться. Считаю, что детям на уроке было комфортно, тем самым было выполнено одно из требований к современному уроку – создание ситуации успеха, ребята ушли с урока удовлетворенные тем, как прошел урок. 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОЛЫШМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Технологическая карта интегрированного урока

окружающего мира и изобразительного искусства

по теме:

«Наш родной край»,

проведенного в 4 «Д» классе

Учитель начальных классов:

Кашина Н. А

2017 г

                                      Технологическая карта урока

Учитель

Предмет,

класс,

Кашина Н. А

Окружающий мир                          Дата : 28.11.2017 г.

4 «Д» класс

Тема урока

 «Природные зоны России»

Цели урока

  1. Формирование умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны
  2. Умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей
  3. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Организация начала урока

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ. Приветствие сегодня у нас необычное, вы должны поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)_____________________________________

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем

Целепологание и мотивация

- Отгадайте загадки!

Арктика.

Здесь круглый год метет пурга,

Куда ни глянь, одни снега.

Не всякий выживает тут,

Без теплой шубы холод лют.

И даже летом и весной

Покров не тает ледяной.

Тундра.

По широкой тундре едешь дни и ночи;

Но нигде не встретишь леса или рощи,

Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.

Да в снегу кустарник борозду полощет.

Лес.

Нет ничего милее, бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Степь

На все стороны степь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь,

Неоглядный простор!(прикрепляю на доску)

- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?

- А почему только об этих зонах?

- А что значит для нас Тюменская область?

- Значит, какая тема урока?

- Работать сегодня будем над проектом по теме

 тюменская область наш родной край.

- Как вы думаете, какие цели будем преследовать.

-Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме.

- Составим план работы:

- План  работы .

1. Географическое  положение. Климатические  условия.

2. Растения.

3. Животные.

4. Экологическая ситуация.

5. Деятельность человека.

- Как будут называться наши группы, исходя из плана?

- А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?

- О природных зонах.

- Это зоны тюменской области.

- Это наш родной край?

Тюменская область – наш родной край.

- Обобщить и проверить знания о природных зонах

 Тюменской области.

- Чтобы ориентироваться …

Составляют план

Биологи, географы, зоологи, экологи.

Познавательные УУД:

фиксация проблемы

Личностные УУД:

формирование мотивационной основы учебной деятельности

Актуализация опорных знаний

- А прежде, чем начнем работать в группах немного разомнемся.

- Проверим ваши знания о природных зонах.

(взаимопроверка, выставление отметок)

1. Сколько природных зон на территории России?

2. Самая северная природная зона.

3. Самая большая природная зона по территории.

4. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли.

5. В каких природных зонах есть вечная мерзлота?

6. Самая жаркая природная зона.

7. В каком направлении идет смена природных зон?

8. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес.

9. Как называется сухой ветер степей?

Взаимопроверка с партнерами по лицу

- Молодцы, справились отлично!

- Приступаем к реализации нашего плана и целей.

Отвечают на вопросы

- 6

- Ледяная зона

- Лесная зона

- Вечная мерзлота

- Арктика, тундра

- Зона пустынь

- С севера на юг

- Полярное сияние

- Суховей

- Проверяют по слайду,

выставление отметок

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои знания

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин

Обобщение знаний о природных зонах:

 -  о положении природных зон, особенностях неживой природы, занятиях населения;

- о животных, населяющих природные зоны

- о растениях природных зон

- Работать будем по группам

1 гр. – Географы(по каждой из зон)

- Задания: 1) Географическое положение

        2) Климат

2 гр. – Биологи (по каждой из зон)

«Рассели растения по природным зонам».

- Назовите растения, которые расселены

- Что вы знаете об этих растениях?

3 гр. - Зоологи(по каждой из зон)

«Рассели животных по природным зонам».

- Назовите животных, которые расселены

- Что вы знаете об этих животных?

4 гр. - Экологи(по каждой из зон)

Красная книга.

Обсуждение экологических ситуаций.

5 гр. – Социологи. Деятельность людей.

- Все готовы к выступлению.

- Выступать начинаем с зоны степей.

 - Я прошу каждую группу выступить и поместить на доску, что же у них получилось.

- Хотела бы узнать, все ли группы внимательно слушали и запомнили информацию.

- Заполнение Модели Фрейера.

- Обменяемся по кругу и проверим.

Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану

Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных и ратений, исправляют ошибки друг д

Обсуждают экологические ситуации

- Выступления детей.

- Заполнение

- Проверка

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы

Регулятивные УУД:

исследуют условия учебной задачи;

анализируют собственную работу и работу соседа;

умение контролировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Личностные УУД:

проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

проявление самостоятельности

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею

Коммуникативные УУД:

аргументация своего мнения;

умение слушать оппонента

Личностные УУД:

следование в деятельности нормам эстетики

Целепологание и мотивация

- Как вы думаете почему мы закончили рассказывать о природных зонах, на самой холодной зоне?

- Что общего между зоной тундры и арктики, я бы хотела спросить у социологов?

- Как вы думаете с чем мы сегодня еще познакомимся?

- Мы будем знакомиться с традициями народного искусства этого сурового края. Ребята, как вы думаете, для чего мы должны знакомиться с  народным искусством других народов?

 Обратите внимание на слайд, попробуйте прочитать слова. Они вам знакомы? (Долганы, Ненцы, Нганасаны, Ханты, Манси).

 Что они означают? О каких народах вы уже знаете?

Чем отличаются эти народы?

Эти причудливые узоры называются орнаментом.

 

Ребята, кто сможет определить тему  и цель сегодняшнего урока?

-Для лучшего усвоения и запоминания этой очень важной темы мы сегодня на уроке будем с вами выступать в роли декораторов одежды и украсим варежку.

Вы видели, в каких красивых национальных костюмах ходят Ханты и Манси?

Ханты и манси издавна являются истинными знатоками и ценителями природы и красоты. Они имеют свою богатую историю, культуру, традиции и обычаи. Сегодня мы поговорим об орнаментах, которыми они украшали и украшают свою национальную одежду, предметы быта, украшения.

Учитель задает вопрос, создавая проблемную ситуацию: «Что такое орнамент?»

Орнаменты могут быть изображены как в полосе, так и в розетке (в кругу).

Посмотрите на рисунки. На кого из представителей животного мира  похожи орнаменты, и какие предметы Вы узнаете. Соедини линией

Проверка задания.

Какой можно сделать вывод? Что любили изображать эти люди?

Каждый орнамент служит не только украшением, но и оберегом и  имеет свою символику, например:

-Солнце символизирует удачу, счастье и созидание, благополучие;

Медведь символизирует  добродушие и богатырскую силу;

- Шишка – это символ хантыйского человека или человека вообще;

- Олень –символ благополучия.

- Глухарка – хранительница сна и здоровья ребенка, «Птица сна».

-Лягушка – символ семейного счастья.

Жук - символ  души.

Высказывают свои мнения, делают выводы.

Мы будем знакомиться с традициями народного искусства этого сурового края.

Пробуют прочесть слова.

Речь идет о разных народах. Находят знакомые. Это Ханты и Манси.

Это народы Севера.

-одеждой

-рисунком на одежде

-внешностью

Учащиеся пробуют

сформулировать тему и цель урока.(Изображение орнамента народов арктики или тундры.)

Рассматривают национальные костюмы народов Ханты и Манси. Высказывают свое мнение  о красоте их одежды.

Рассматривают орнаменты, анализируют, сопоставляют с изображением, аргументируют свой выбор.

Основные мотивы для орнамента человек находил в природе.

Они могут изображать растения, животных, птиц, одушевленные и неодушевленные предметы.

Практическое задание

- Перед вами на слайде виды орнамента и шаблон варежки, ваша задача  раскрасить варежку в один тон с помощью ватного диска. Высушить. А затем нарисовать орнамент  и раскрасить.

- Давайте еще раз вспомним какие цвета характерны для орнамента

Закрепление и обобщение полученных знаний

Посмотрите какие красивые варежки у вас получились.

Что же на них изображено?

Сегодня мы имели возможность прикоснуться к удивительному миру орнаментов. Составление орнаментов – настоящее искусство.

Скажите, где в жизни вам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?

Делятся впечатлениями о проделанном путешествии.

Орнамент.

Анализируют работы  одноклассников, отвечая на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

Называют области жизненного применения знаний и умений (украсить предмет, кто-то поступит учиться по данному направлению, будет находиться в данной местности, знание культурного наследия и.т.д.)

Предлагает вернуться к цели и задачам урока.

-Справились ли мы с поставленными целями и задачами? (полностью или частично)

Вспоминают цель и задачи.

Осуществляют самооценку

Подведение итогов урока

- Какие цели мы ставили в начале урока?

(Систематизировать знания о природных зонах, научиться изображать орнамент народов арктики или тундры)

- Мы их достигли?

- Что не удалось?

- Что не получилось?

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Регулятивные УУД:

оценка своей деятельности на уроке

Личностные УУД:

самооценка

Рефлексия

1.  На уроке я работал                              активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я                   доволен/не доволен

3. Урок мне показался                             коротким/длинным

4. За урок я                                                не устал/устал

5. Моё настроение                                   стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был                     понятен/ не понятен

7. Домашнее задание мне кажется          лёгким/трудным

Отвечают

Домашнее задание

Найти информацию:

О природной зоне «Пустыня».

О животных пустыни.

О растениях пустыни.

Экологические проблемы пустыни.

Деятельность людей в пустыне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Рисуем фрукты"

Цель: научить детей раскрашивать фрукты нужным цветом, закрепить понятие «фрукты», названия фруктов.Задачи:  - повторить признаки осени,       - закрепление названий...

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Грибная поляна"

Тема: «Грибная поляна»Цель: научить детей раскрашивать грибы акварельными красками, закрепить понятие «грибы».Задачи:  - повторить признаки осени,   - закрепление названий цветов,...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...

Конспект интегрированного урока по английскому языку и окружающему миру в 3 классе «Урок здоровья в лесной школе. Наше питание»

Конспект интегрированного урока по  английскому языку и окружающему миру  в 3 классе «Урок здоровья в лесной школе. Наше питание»...