ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка на тему

Староверова Татьяна Вадимовна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Мои жизненные идеалы» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5) и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с ФГОС НОО, работа по духовно-нравственному воспитанию  с младшими школьниками включает знакомство с литературными произведениями, с помощью которых у них формируются нравственные нормы и моральные привычки. Программа построена на произведениях уральских авторов, которые проникновенным словом отстаивают незыблемые духовные ценности, воплощенные в волнующих и одухотворенных картинах уральской природы, в разнообразных гранях облика родного города, в картинах великих строек на Урале.  Программа построена «от простого к сложному».

Проблема   духовно-нравственного воспитания младших школьников  является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. В последнее время все ярче проявляются негативные явления  в стране. Все чаще наблюдается отклонение от нормы морального поведения в обществе.

Актуальность программы определяется тем, что одной их важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.   Уровень нравственности человека отражается  в его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями, а они возникают через знакомство с различными литературными произведениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность формирования духовно-нравственных идеалов.

Реализация  программы направлена на то, чтобы формировать в младшем школьнике духовно-нравственные идеалы, способствовать развитию читательской деятельности, прививать основы культуры общения и поведения человека как важных компонентов жизни общества.

Цель программы: формирование нравственной, патриотической и духовной культуры учащихся, эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.

         Задачи программы:

1) сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами;

2) воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа,  чувство патриотизма к своей стране, Родине;

3) воспитывать  трудолюбие,  уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

4) овладеть навыками общения и коллективного творчества;

5) создавать условия для формирования духовно – нравственной личности. 

Возрастная характеристика обучающихся и их учет в программе

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения на основе тех ситуаций, в  которых находятся герои произведений, так же у детей начинает формироваться общественная направленность личности. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе  чтения книг дети могут погрузиться в ту атмосферу, где  происходит коммуникативный обмен мыслями, чувствами.

Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Общее количество часов программы рассчитано на 36 часов во 2 классе. Срок реализации – один год.

Формы организации занятий

Данная программа предполагает использование различных форм проведения занятий, которые позволят обучающимся наиболее эффективно сформировать их духовно-нравственные идеалы. Формы работы с детьми в рамках данной программы следующие:  дискуссии,  викторины, выставка книг, мелодекламация, театрализация, конкурс чтецов, сравнение содержания стихов,  фотоконкурсы, написание мини-сочинения, экранизация, создание иллюстраций, сборников, памяток, физминуток в стихотворной форме, проектов.

Ценностные ориентиры

Содержание программы внеурочной деятельности «Мои жизненные идеалы» создаёт возможность для формирования духовно-нравственных идеалов младших школьников. Чтение как вид искусства поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, работать с ней, узнавать о том, каким должен быть человек, какие поступки должен совершать, как должен относиться к другим и к себе.  

В результате освоения программы достигаются следующие личностные результаты соответствующие требованиям ФГОС:

  1.  осознание значимости чтения для личного развития;
  2.  умение выражать собственное видение мира;
  3.  осознание базовых гуманистических ценностей, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда на основе  нравственного содержания пословиц о добре, труде, учении;
  4. усвоение и соблюдение социальных норм, правил поведения, осознанное отношение к собственным поступкам;
  5.  умение быть тактичным, знать и применять в жизни правила поведения.

Предметные результаты:

  1. уметь выбрать книги на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке;
  2. понимать смысл прочитанного, уметь выделять главное;
  3. уметь выражать свои чувства на бумаге, в движениях, словами;
  4.  уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  5. уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  6. уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх.
  7. участвовать в различных работах  над произведениями.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

            Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
  2. составлять план достижения целей;
  3. работая по плану, сверять свои действия с целью;
  4. уметь организовать свою работу;
  5. уметь организовать свою работу  в команде;
  6. контролировать процесс оценки, коррекции свой и других.

              Познавательные УУД:

  1.  отбор необходимых для решения учебной задачи источники информации среди предложенной учителем литературы;
  2.  переработка полученной  информации, делать выводы на основе обобщения знаний;
  3.  преобразование информацию из одной формы в другую.

              Коммуникативные УУД:

  1.  оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  2.  доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  3.  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  4.  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  5. формулировать собственное мнение и позицию.   

                                         Учебно – тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Содержание программы

Количество часов

Формы проведения занятий

Всего

Теор.

Практ.

Раздел 1

Писатели

Южного Урала - детям

1

1

1

Произведения писателей родного края о природе, о тружениках Южного Урала

1

Выставка книг

Раздел 2

«Делай другим добро и сам в беде не останешься»

7

1

6

2

Н.П. Шилов «Кому кто нужен»

1

1

Беседа, дискуссия

3

Н.П. Шилов «Счастье»

1

1

Создание иллюстраций, выставка

4

Лев Рахлис

«Теплое словечко»

1

1

Экранизация

5-6

Янис Грантс «Спасательная операция»

2

2

Театрализация

7

Олег Ник Павлов «Вежливость»

1

1

Мелодекламация

8

Творческая работа: Создание сборника «Добрые дела»

1

1

КТД: создание сборника

Раздел 3

«Не хвались серебром, хвались добром»

4

1

3

9-10

Нина Пикулева «Счастливый трамвай»

2

1

1

Беседа, фотоконкурс

11

С. М. Гершуни «Серёжа»

1

1

Мелодекламация

12

Н.П. Шилов «Хорошо на свете»

1

1

Мини-эссе

Раздел 4

«Землю красит солнце, а человека труд»

8

2

6

13-14

Наталья Крупина «Тень»

1

1

Дискуссия, конкурс чтецов

15

Н.П. Шилов «Работящая пчела»

1

1

Создание иллюстраций, выставка

16

Янис Грантс «Скворечник»

1

1

Беседа, игра «Угадай птицу»

17

Г. Кодиненко «Пекарь»

2

1

1

Беседа, создание проектов «Профессии и люди»

18

Н.П. Шилов «Открытия», «Мальчик на шаре»

1

1

Сравнение содержания стихов

19

А.Г. Борченко «Обновка»

1

1

Выставка книг-рекомендаций

20

Викторина «Славен человек не словами, а делами»

1

1

Викторина

Раздел 5

«Кто за Родину горой, тот истинный герой»

7

1

6

21

Н.П. Шилов «Малая Родина»

1

1

Выставка «Родина и малая Родина»

Создание рассказа

22

Ася Горская «Я и Мы»

1

1

Фотоконкурс

23-24

Ася Горская «Гимн Уралу»

2

1

1

Экранизация

25

А. Я. Гольдберг «Зимняя сказка»

1

1

Создание иллюстраций

26

Проект «Моя родина – Урал»

1

1

Создание проекта  

27

Викторина «Моя Родина-моя сила!»

1

1

Викторина

Раздел 6

«Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех»

5

1

4

28

Е.А. Ранеева  «Нарисованный друг»

1

1

Создание иллюстраций, выставка

29

Н.П. Шилов «Если падаешь с луны»

1

1

Дискуссия

30

Н.П. Шилов «Почему?»

1

1

Мелодекламация

31

Н.П. Шилов «Собака и кошка»

1

1

Сочинение  физминутки в стихотворной форме

32

Игра «Мы вместе - мы друзья!»

1

1

Игра

Раздел 7

 «Береги платье снову,  а здоровье смолоду»

4

1

3

33-34

Нина Пикулева «Сорокины уроки»

2

1

1

Беседа, создание памятки

35

Нина Пикулева «Будь!»

1

1

Сочинение  физминутки в стихотворной форме

36

Создание сборника

«Мои жизненные идеалы»

1

1

КТД: Создание сборника

Итого:

36

8

28

Содержание программы

Раздел 1 «Писатели Южного Урала - детям» (1 ч)

Данный раздел познакомит детей  с южноуральскими поэтами и писателями и их произведениями. Раскроет большую значимость их творчества для земляков.

Тема: «Произведения писателей родного края о природе, о тружениках Южного Урала» Организация выставки. Знакомство с южнуральскими поэтами и писателями, их творчеством.

Раздел 2 «Делай другим добро и сам в беде не останешься» (7 ч)

Данный раздел знакомит обучающихся с понятием добро, зачем нужны добрые поступки  и что они несут в нашу жизнь.

Тема: «Н.П. Шилов «Кому кто нужен» (1 ч)

На данном занятии учащиеся познакомятся с писателем родного края Н.П. Шиловым и его стихотворением «Кому кто нужен»

Тема: «Н.П. Шилов «Счастье» (1 ч)

На этом занятии обучающиеся  познакомятся со стихотворением «Счастье» и на его основе создадут иллюстрации и организуют их выставку, выскажут свое мнение о том, что такое счастье и как оно выглядит для них.

Тема: «Стихотворение Л. Рахлиса «Теплое словечко» (1 ч)

На занятии дети познакомятся еще с одним южноуральским писателем Львом Рахлисом и его стихотворением «Теплое словечко», выяснят о том,  что такое теплые слова и какие они, а так же создадут иллюстрации к строчкам этого стихотворения.

Тема: «Янис Грантс «Спасательная операция» (2 ч)

Обучающиеся познакомятся с Я. Грантсом, его стихотворением, а так же сумеют почувствовать себя в роли героев.

Тема: «Олег Ник Павлов «Вежливость» (1 ч)

Дети познакомятся  с поэтом и его стихотворением, побудут в роли  чтецов под музыкальное сопровождение.

Тема: «Творческая работа: Создание сборника «Добрые дела» (1 ч)

На итоговом занятии 2 раздела обучающиеся в группах будут создавать сборник на основе уже знакомых им стихотворений о том, какие добрые дела необходимо делать людям.

Раздел 3 «Не хвались серебром, хвались добром» (4 ч)

В данном разделе обучающиеся познакомятся  с новыми писателями и поэтами, а так же с их  творчеством, и на этой основе  у детей будут формироваться идеалы человека, который довольствуется тем, что у него есть и гордится этим, а так же идеалы того, что достойный человек – это тот, который показывает своих хорошие дела, поступки, а не хвалится теми вещами, которые он купил.

Тема: Нина Пикулева «Счастливый трамвай» ( 2 ч)

На занятиях обучающиеся познакомятся с поэтессой Ниной Пикулевой и ее стихотворением, на его основе будут учиться рассказывать о природе своего родного края с помощью фотографий.

Тема: С.М.  Гершуни  «Сережа» ( 1 ч)

НА занятии дети познакомятся с поэтом Гершуни С.М. и его стихотворением «Серёжа», а так же будут учиться передать свое чувство, настроение и отношение через чтение стихотворение под музыкальное сопровождение»

Тема: «Н.П. Шилов «Хорошо на свете» (1 ч)

Обучающиеся познакомятся со стихотворением и на его основе побудут в роли поэтов  и писателей в создании своего стихотворения.

Раздел 4 «Землю красит солнце, а человека труд» (8  ч)

Данный раздел познакомит обучающихся с новыми поэтами и писателями и их  творчеством, а так же продолжит знакомить с новыми произведениями уже знакомых им авторов. Эти занятия позволяют формировать  у детей представление о том, что достойный, почитаемый и уважаемый человек славен своим трудом.

Тема: «Наталья Крупина «Тень» (1 ч)

На занятиях обучающиеся знакомятся с Натальей Крупиной и ее творчеством, высказывают свое мнение о том, что значит пословица «Землю красит солнце, а человека труд», дискутируют о данном стихотворении, а так же примут участие в конкурсе чтецов.

Тема: « Н.П. Шилов «Работящая пчела» (1 ч)

На занятии обучающиеся знакомятся  еще с одним стихотворением Н.П. Шилова и  создают  к нему иллюстрации.

Тема: «Янис Грантс «Скворечник» (1 ч)

На занятии обучающиеся знакомятся  с произведением Я. Грантса «скворечник» и примут участие в викторине по книге В.Бианки «Лесная газета» ( о птицах)

Тема: «Г. Кодиненко «Пекарь» (2ч)

На данном занятии обучающиеся познакомятся с Г. Кодиненко и стихотворением «Пекарь» и выполнять практическую работу «Профессии и люди» по созданию презентаций о том, как нужны другие профессии и чем ценен их труд.

Тема: « Н.П. Шилов «Открытия, «Мальчик на шаре» (1 ч)

На занятии дети познакомятся с 2 произведениями Н.П. Шилова с одной стороны похожие между собой, с другой стороны нет.

Тема: А.Г.  Борченко «Обновка» ( 1 ч)

Данное занятие знакомит обучающихся с новым автором и его произведением. Научатся организовать выставки книг и составлять рекомендации для читателей.

Тема: « Викторина Славен человек не словами, а делами» (1 ч)

На итоговом занятии подводятся итоги изучения данного раздела в форме викторины.

Раздел 5  «Кто за Родину горой, тот истинный герой» (7 ч)

В этом разделе обучающиеся познакомятся с понятием патриот, узнают, что значит истинный герой, зачем нужно любить и защищать свою Родину.

Тема: «Н. П. Шилов «Малая Родина» (1 ч)

Данное занятие знакомит обучающихся с произведением Н.П. Шилова «Малая Родина»,  даст представление о том, что такое Родина, малая Родина, их отличия, на основе беседы напишут мини-эссе о том, что них Родина и малая Родина.

Тема: « Ася Горская «Я и Мы» (1 ч)

На этом занятии дети познакомятся с поэтессой Асей Горской и ее стихотворением «Я и Мы», а так же примут участие в конкурсе фотографий семьи и рассказ о ней.

Тема: «Ася Горская «Гимн Уралу» (2 ч)

На этих занятиях обучающиеся, работая в группах,  к каждой строфе стихотворения будут создавать иллюстрации, рассказывать о том, что они изобразили, подбирать специальное музыкальное сопровождение для выступления, в результате чего, поделенные части стихотворения и иллюстраций и рассказов будет расположен в виде кадров из фильма.

Тема: «А. Я. Гольдберг «Зимняя сказка» (1 ч)

На занятии дети познакомятся с А. Я. Гольдбергом и его стихотворением «Зимняя сказка», затем каждый нарисует картину, как они себе представляют «Зимнюю сказку» своего края и через создание иллюстраций будут учиться передавать свое настроение к предметам или явлениям.

Тема: Проект «Моя Родина – Урал!» (1 ч)

На занятии обучающиеся представят проект по 3 направлениям, связанным с родным краем:

1) о людях в их семье, которые служили Родине;

2) о достопримечательностях Урала;

3) о профессиях Урала.

Тема: Викторина- «Моя Родина, моя сила!» ( 1 ч)

На итоговом занятии подводятся итоги изучения данного раздела в форме викторины.

Раздел 6 «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех» (5 ч)

Данный раздел знакомит обучающихся еще с некоторыми поэтами и писателями, а так же их произведениями. На этих занятиях дети будут формировать идеалы дружного народа, где все помогают друг другу, живут в мире.

Тема: «Е.А.  Ранеева «Нарисованный друг» ( 1 ч)

На занятии обучающиеся знакомятся с Ранеевой Е.А. и ее стихотворением «Нарисованный друг», а так же создают к нему иллюстрации.

Тема: «Н.П. Шилов «Если падаешь с луны» (1 ч)

На занятии обучающиеся знакомятся со стихотворением «Если падаешь с луны» в процессе дискуссии.

Тема: «Н.П. Шилов «Почему?» (1 ч)

На занятии обучающиеся познакомятся со стихотворением Н.П. Шилова «Почему?», побудут в роли  чтецов под музыкальное сопровождение.

Тема: «Н.П. Шилов «Собака и кошка» (1 ч)

На занятии дети познакомятся со стихотворением «Собака и кошка» и к нему создадут движения, в результате чего получится физминутка.

Тема: «Мы вместе - мы друзья!» (1 ч)

Итоговое занятие данного раздела пройдет в форме игры, где главным условием будет командность  и помощь друг другу.

Раздел 7 «Береги платье снову, а здоровье смолоду» (4 ч)

Данный раздел помогает обучающимся сформировать устойчивый ЗОЖ на основе знакомства со стихотворениями.

Тема: «Нина Пикулева «Сорокины уроки» ( 2 ч)

На данных занятиях обучающиеся познакомятся еще с одним стихотворением Нины Пикулевой, побеседуют о нем,   и на его основе каждый для себя создаст памятку  о том, что означают цвета светофора.

Тема: « Н. Пикулева «Будь!» ( 1 ч)

На занятии дети познакомятся со стихотворением «Будь!» и к нему создадут движения, в результате чего получится физминутка.

Тема: «Итоговое занятие» ( 1 ч)

На занятии подводятся итоги изучения всех занятий в форме проектов в группах.

Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные результаты:

- принятие и освоение соц. роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и, находить выходы из спорных ситуаций.

Планируемый воспитательный результат:

 - проявлять интерес к книге, расширять читательский кругозор;

- уметь работать с книгой.

Планируемый воспитательный эффект:

- ценностное отношение  к творческому труду;

- интерес к новому;

- стремление к приобретению новых знаний и умений;

- соблюдение норм и правил культуры труда.

Итоговый контроль УУД, приобретенных в результате изучения программы осуществляется в следующих формах:

педагогическое наблюдение

викторины

игры

индивидуальные, групповые, творческие работы

   

Каждое занятие

в

разделах

В каждом разделе

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Планируемый воспитательный результат:

-  усвоение учебной цели и задачи;

- способность анализировать объекты, выделять существенные признаки;

- умение планировать свою деятельность.

Планируемый воспитательный эффект:

- самостоятельное суждение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- самостоятельная организация выполнения различных проектных и творческих работ;

- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

 - активная жизненная позиция;

- умение слушать собеседника.

творческие и проектные работы учащихся

индивидуальные, групповые, творческие работы

педагогическое наблюдение

создание физминуток

практическое задание №3

театрализация

практическое задание №4

мини-сочинение

итоговое занятие

экранизация

практическая работа №6

В каждом разделе

В каждом разделе

Каждое занятие

В темах разделов

В темах разделов

В теме раздела

В конце года

В темах раздела

Предметные результаты:

- понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства хранения и передачи нравственных ценностей;

- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание  текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Планируемый результат:

- уметь читать правильно и осознанно, вслух и про себя;

- умение обработки материалов.

Планируемый эффект:

- умение осмысливать прочитанный текст;

- планирование технологического процесса.

создание иллюстраций

Практическое занятие №1

создание физминуток

практическое занятие №3

педагогическое наблюдение

выразительное  чтение стихотворения

практическое задание № 2

создание сборников

практическое задание №5

диагностич. методики

В темах раздела

В темах разделов

Каждое занятие

В темах разделов

В темах раздела

В начале, конце года

Материально – техническая база

1. Техническое оснащение: колонки (2), компьютер, принтер, проектор, сканер.

2. Материальное оснащение: доска (2), костюмы, парты (16), стулья (32), специализированный кабинет.

3. Канцелярия: белые листы для принтера (7 пачек), ватман (50 штук), картон белый и цветной (30 пачек), клей (30 штук), ножницы (30 штук),  тетради (32 штуки по 24 листа),  фломастеры (20 пачек по 10 штук), цветные листы для принтера (5 пачек), цветные карандаши.

Учебно–методическое обеспечение

Для обучающихся:

Обязательная литература: произведения  южноуральских поэтов и писателей, сборник стихотворений «Теплое словечко» детям от писателей Южного Урала, «Хрестоматия по литературе родного края 1-4 класс»  Горская А.Б., Капитонова Н.А.,  Крохалева Т.Н. и др.

Дополнительная литература: Н. П. Шилов «Если хочешь быть счастливым!», А. Гольдберг «Зеленые колокола».

Интернет – литература:  стихи Нины Пикулевой: http://www.clubochek.ru/vers.php?all_vers=1&i=12575; творческий сайт Нины: Пикулевой  http://pikuleva.ru/stihi1/page/4.html, http://www.chodb.ru/chest/gorskaya-a-b.php; А. Б. Горская: http://podmel.ru/asya-borisovna-gorskaya-30-oktyabrya-1937/page-1.html; информация о птицах: http://kratkoe.com/informatsiya-o-ptitsah-dlya-detey/.

Для учителя:

Обязательная литература: ФГОС НОО, биография и творчество южноуральских поэтов и писателей, сборник стихотворений «Теплое словечко» детям от писателей Южного Урала, «Хрестоматия по литературе родного края 1-4 класс»  Горская А.Б., Капитонова Н.А.,  Крохалева Т.Н. и др.

Дополнительная литература: «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко (глава IV п.4.3), А.  Горская «Челябинск поэтическим пером», «Народное искусство» Южноуральский эксклюзив, А. Гольдберг «Зеленые колокола».

Интернет- литература: творческий сайт Нины Пикулевой:  http://pikuleva.ru/stihi1/page/4.html, http://www.chodb.ru/chest/gorskaya-a-b.php; писатели земли Уральской: http://pisateli.ch-lib.ru/kid/poem/index.html; викторины из «Лесной газеты» Виталия Бианки: https://pedportal.net/attachments/000/647/608/647608.pdf?1427757325.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»».

2. Стребкова, Т.П.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Т.П. Стребкова.- М.: «Просвещение», 2009.

3. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев.- М.: Издательский центр "Академия", 2002.

4. Ануфриев, А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: «Ось-89», 2007.

5. Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы/Николай Петрович Шилов.-URL: http://chelreglib.ru/media/files/resources/editions/shilov-ukazatel.pdf.

6. Блог Марины Комарик/Блог для Друзей и про Детей.- URL: http://chelspr.narod.ru/schilov.html.

7. Н.П. Шилов. – URL: http://chelspr.narod.ru/schilov.html.

8. Н.Н. Петрухина/ Национально-региональный компонент «Южноуральские поэты и писатели детям»/ Петрухина Н.Н.- URL: https://infourok.ru/nacionalnoregionalniy-komponent-yuzhnouralskie-poeti-i-pisateli-detyam-885595.html.

9. Писатели земли уральский/ Проект Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озерска и Челябинской областной детской библиотеки.- URL: http://pisateli.ch-lib.ru/kid/poem/index.html.

10. Портал  М. Волковой «Если хочешь быть счастливым».-URL: http://mv74.ru/blog/archives/esli-xochesh-byt-schastlivym-2/.

11. Убушиева А.Н./ Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Как хорошо уметь читать»/А. Н. Убушиева.- URL: https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-no-263.html.

12. Харенко Е.А./Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Наш театр» 1-4 класс/ Е.А. Харенко.-URL: https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-po-dukhovno-nravstviennomu-na.html.

13. Челябинская областная библиотека имени В. Маяковского/Н.П. Шилов.- URL: http://www.chodb.ru/chest/shilov-n-p.phpю.

14. Юркова Е.И./Программа по внеурочной деятельности « В гостях у сказки»/ Е.И. Юркова.-URL: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/planirovanie/proghrammapovnieurochnoidieiatielnostivghostiakhuskazkidukhovnonravstviennoienapravlieniie.



Предварительный просмотр:

Курсовая работа: «РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММНЫМИ  СРЕДСТВАМИ»

Аннотация

Ввиду слабой изученности педагогических взглядов Е.Н. Ильина мы хотели проследить, как реализуются педагогические воззрения педагога-новатора на  современном этапе развития системы образования.

В соответствии с темой нашего курсового исследования была сформулирована цель – на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить влияние педагогической концепции Е. Н. Ильина на современный образовательный процесс в условиях ФГОС НОО и возможности применения идей педагога-новатора. 

При работе над темой были определены задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

2) раскрыть сущность понятий «федеральный государственный образовательный стандарт», «внеурочная деятельность», «духовно-нравственное направление внеурочной деятельности»;

3) определить виды, функции, задачи и порядок организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению;

4) на основе теоретического исследования провести анализ программ внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению;

5) сделать выводы о возможности применения педагогической концепции Е.Н. Ильина  во внеурочной деятельности.

В ходе исследования нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга. Это методы теоретического исследования:

  • изучение и анализ педагогической и методической литературы, нормативных документов по проблеме исследования;
  • классификация и систематизация материала;
  • обобщение и анализ передового педагогического опыта.

В главе II мы рассмотрели вопросы реализации духовно – нравственного направления внеурочной деятельности программными средствами.  Изучили цели и задачи внеурочной деятельности, а так же ее направления. Мы увидели, что Федеральный государственный образовательный стандарт является основой организации современного образовательного процесса.

В рамках изучения вопроса мы также рассмотрели духовно- нравственное направление внеурочной деятельности младших школьников и возможности реализации педагогической концепции Е. Н. Ильина средствами разработки программ духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, где в основе лежит детское литературное чтение.

Мы проанализировали пять программ внеурочной деятельности духовно - нравственного направления, которые сегодня реализуются педагогами-практиками в разных школах России, сделали выводы о целесообразности обращения к идеям педагога-новатора Е.Н.Ильина.



Предварительный просмотр:

(Научный руководитель Кошкарова Л.С.)

Дипломный проект «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЮЖНОУРАЛЬСКИХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентностный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Проблемой исследования является создание педагогических условий для формирования духовно-нравственных идеалов в процессе работы над произведениями южноуральских поэтов и писателей с помощью занятий внеурочной деятельности.

В соответствии с темой мы обозначили цель исследования разработать  программу  внеурочной деятельности по формированию духовно-нравственных  идеалов младших школьников, основанной на произведениях южноуральских поэтов и писателей.

 Гипотезой исследования является формирование духовно – нравственных идеалов младших школьников будет осуществляться более эффективно, если

  1. разработать программу внеурочной деятельности по формированию духовно-нравственных  идеалов младших школьников, основанной на произведениях южноуральских поэтов и писателей;
  2. создать условия для реализации программы во внеурочной деятельности в начальной школе, в семье, в библиотеках города;
  3. разработать критерии уровня сформированности  духовно-нравственных  идеалов младших школьников;
  4. вести диагностику уровня сформированности духовно-нравственных  идеалов младших школьников в процессе работы над произведениями южноуральских поэтов и писателей.

Объектом исследования: процесс формирования духовно-нравственных идеалов младших школьников.

Предмет исследования: духовно- нравственные идеалы младших школьников  2 А класса в МАОУ СОШ №12 Саткинского района Челябинской области.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. проанализировать научную и методическую литературу по проблеме формирования духовно – нравственных идеалов младших школьников;
  2. разработать программу внеурочной деятельности по формированию духовно – нравственных  идеалов младших школьников, основанной на произведениях южноуральских поэтов и писателей;
  3. апробировать программу внеурочной деятельности по формированию духовно – нравственных  идеалов младших школьников;
  4. вести диагностику уровня сформированности духовно – нравственных  идеалов младших школьников в процессе работы над произведениями южноуральских поэтов и писателей.

В работе использованы следующие методы исследования:

  • теоретические: теоретический анализ, сравнение, обобщение;
  • эмпирические:  моделирование, анкетирование, наблюдение, анализ детских продуктов деятельности, метод обработки данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты деятельности по реализации программы внеурочной деятельности по формированию духовно – нравственных  идеалов младших школьников, основанной на произведениях южноуральских поэтов и писателей, могут быть внедрены в деятельность учителей начальной школы, использоваться родителями и работниками библиотек.
           Структурно работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.

В 1 главе мы рассмотрели следующие вопросы: Теоретические основы формирования духовно-нравственных идеалов в процессе работы над произведениями южноуральских поэтов и писателей во внеурочной деятельности

Апробировали 5 раздел программы по внеурочной деятельности «Мои жизненные идеалы» и сделали анализ работы данной программы в МАОУ «СОШ №12» г. Бакала во 2 «А» классе под руководством Сажиной Е.А.

Получены положительные результаты в ходе апробации программы внеурочной деятельности для формирования духовно-нравственных идеалов у младших школьников во внеурочной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Айрумян, Г.С. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности / Г.С. Айрумян, Е. А. Кучеренко, В.А. Плотникова. - Ч: Два комсомольца, 2016. — С. 51-53.
  2. Ануфриев, А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: «Ось-89», 2007.
  3. Доман,  Г. Как развивать интеллект ребенка / Г. Доман. - М.: АСТ, 1998.
  4. Дубровина, И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2003.
  5. Иванихин, В. В. Почему у Ильина читают все? / В. В. Иванихин. - М: Просвещение, 1990.
  6. Ильин, Е. Н. Герой нашего урока / Е.Н. Ильин. - М: Педагогика, 1991.
  7. Ильин, Е. Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. - М: Педагогика, 1982.
  8. Ильин, Е. Н. Путь к ученику / Е.Н. Ильин. - М: Просвещение, 1988.
  9. Ильин, Е.Н. Рождение урока / Е.Н. Ильин. – М: Просвещение, 1986.
  10.  Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М: Народное образование, 1998.
  11. Адамский, А. Вести образования/ А. Адамский//Вести образования.- URL: http://edunews.eurekanet.ru/edunews/info/N12.html   (дата обращения: 30.11.2016).
  12.  Духовно – нравственное воспитание школьников// Инфоурок .-URL:https://infourok.ru/statya-duhovnonravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-931591.html (дата обращения: 28.09.2016).
  13.  Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности. - URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9437/  (дата обращения: 28.09.2016).
  14.  Жукова, О.А. Проблемы детского чтения/ О.А. Жукова// Социальная сеть работников образования. - URL: http://nsportal.ru/zhukova-olga-alexandrovna  (дата обращения: 15.02.2015).
  15.  Жучкина, С.Н., Сошилова, О.Н., Маркова, Л,А. Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Этика: азбука добра» 1-4 класс/ С.Н. Жучкина, О. Н. Сошилова, Л.А. Маркова// Социальная сеть работников образования.- URL: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-duhovnonravstvennog.html (дата обращения: 10.10.2016).
  16. Новаторство как явление в отечественной дидактике конца XX века// Файловый архив студентов.- URL: http://www.studfiles.ru/preview/2490999/ (дата обращения: 13.03.2015).
  17.  Останкинские вечера/Коллекция: история образования// Коллекция: история образования. - URL:http://museum.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12948  (дата обращения: 20.02.2015).
  18.  Педагогика Ильин Евгений Николаевич// Педагогика. - URL: http://paidagogos.com/?p=119#&hcq=721OnGp (дата обращения: 16.03.2015).
  19.  Педагогическая система Е.Н. Ильина// Файловый архив студентов. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/2230699/ (дата обращения: 16.03.2015).
  20.  Сидоров, С.В. Система преподавания литературы Е.Н. Ильина/ С.В. Сидоров//Сайт педагога - исследователя. - URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-230  (дата обращения: 21.10.16).  
  21.  Силина, О. С. Программы внеурочной деятельности в начальной школе «Я - гражданин России» (духовно-нравственное направление)/ О.С. Силина// Социальная сеть работников образования. - URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/05/12/programmy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy (дата обращения: 10.10.2016).
  22.  Соловейчик, С. Педагогика Е.Н.Ильина/ С. Соловейчик// Вторая тетрадь. Школьное дело.- URL:http://ps.1september.ru/article.php?ID=200005501 (дата обращения: 15.03.2015).
  23.  Соловейчик, С. Письмо учителю об учителе/ С. Соловейчик. - URL: http://1001.ru/articles/post/8336 (дата обращения:  14.03.2015).
  24.   Ткачева, Е.Д. Использование системы Е.Н. Ильина как современной педагогической технологии на уроках литературы/Е.Д. Ткачева// Социальная сеть работников образования.- URL: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/10/16/ispolzovanie-sistemy-e-n-ilina-kak-sovremennoy  (дата обращения: 25.03.2015).



Предварительный просмотр:

(Научный руководитель Гаубец М.Ю.)

Реферат: «ВКЛАД Е.Н. ИЛЬИНА В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ»

Аннотация

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Проще говоря, дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка».

Некоторые идеи выдающихся педагогов прошлого известны широкому кругу педагогической общественности, но их педагогическое наследие постепенно забывается, авторство многих актуальных на сегодняшний день идей нивелируется. По нашему мнению, такое отношение к педагогическому сокровищу, накопленному отечественной педагогикой в 21 века недопустимо. Ввиду слабой изученности педагогических взглядов Е.Н. Ильина мы хотели проследить, как реализуются педагогические воззрения педагога-новатора на  современном этапе развития системы образования.

В соответствии с темой нашего реферата была сформулирована цель работы –

знакомство с наследием педагога – новатора Евгения Николаевича Ильина и обобщение его педагогической концепции.

При работе над темой были определены задачи исследования:

  • изучить литературу о жизни Е.Н. Ильина и его педагогической деятельности;
  • изучить педагогическое наследие автора;
  • обобщить результаты исследования;
  • рассмотреть значение идей Е.Н. Ильина в условиях реализации ФГОС.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

  • изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
  • классификация и систематизация материала;
  • обобщение и анализ передового педагогического опыта.

        Подводя итоги изучения педагогического наследия Евгения Николаевича Ильина применительно к современному этапу развития образования, следует сказать, что в условиях реферативного исследования нами были рассмотрен жизненный и творческий путь педагога-новатора, предпринята попытка обобщить разрозненные факты биографии педагога.

Также нами была изучена и обобщена педагогическая концепция Е.Н. Ильина, направленная на реализацию личностного и гуманистического подхода, формирование грамотного читателя.

Мы увидели, что Евгений Николаевич Ильин в процессе уроков широко использовал идею системно - деятельностного подхода, разнообразил формы и методы преподавания.

Значение педагогических идей Е.Н.Ильина в условиях реализации концепции Федеральных государственных образовательных стандартов также стало предметом нашего реферата, поскольку достаточное количество идей, предложенных педагогом-новатором, остаются актуальным в современном образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...