Статья из опыта работы: "Развитие познавательных способностей младших школьников"
статья на тему

Абакумова Евдокия Васильевна

Аннотация к статье «Развитие познавательных способностей учащихся младших классов»

       Познавательный процесс – это один из важнейших мотивов обучения младших школьников. Работая много лет в начальной школе, автор статьи большое внимание уделяет развитию познавательных способностей у детей.

      Под  влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа происходит более продуктивно, носит поисковый характер. Под его влиянием у школьников возникают вопросы, ответы  на которые он сам постоянно и активно ищет. Поисковая деятельность ученика совершается с увлечением. Ребёнок испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Выполняя разнообразные упражнения, ученики учатся мыслить, преодолевать трудности. Познавательный интерес не только положительно влияет на обучение ученика, но и на протекание психических процессов: мышления, внимания, воображения,   внимания, памяти. Систематическая работа по развитию познавательных способностей, по мнению автора статьи, даёт свои результаты. Дети вырастают любознательными,  активными, умеющими учиться.Аннотация к статье «Развитие познавательных способностей учащихся младших классов»

       Познавательный процесс – это один из важнейших мотивов обучения младших школьников. Работая много лет в начальной школе, автор статьи большое внимание уделяет развитию познавательных способностей у детей.

      Под  влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа происходит более продуктивно, носит поисковый характер. Под его влиянием у школьников возникают вопросы, ответы  на которые он сам постоянно и активно ищет. Поисковая деятельность ученика совершается с увлечением. Ребёнок испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Выполняя разнообразные упражнения, ученики учатся мыслить, преодолевать трудности. Познавательный интерес не только положительно влияет на обучение ученика, но и на протекание психических процессов: мышления, внимания, воображения,   внимания, памяти. Систематическая работа по развитию познавательных способностей, по мнению автора статьи, даёт свои результаты. Дети вырастают любознательными,  активными, умеющими учиться.Аннотация к статье «Развитие познавательных способностей учащихся младших классов»

       Познавательный процесс – это один из важнейших мотивов обучения младших школьников. Работая много лет в начальной школе, автор статьи большое внимание уделяет развитию познавательных способностей у детей.

      Под  влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа происходит более продуктивно, носит поисковый характер. Под его влиянием у школьников возникают вопросы, ответы  на которые он сам постоянно и активно ищет. Поисковая деятельность ученика совершается с увлечением. Ребёнок испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Выполняя разнообразные упражнения, ученики учатся мыслить, преодолевать трудности. Познавательный интерес не только положительно влияет на обучение ученика, но и на протекание психических процессов: мышления, внимания, воображения,   внимания, памяти. Систематическая работа по развитию познавательных способностей, по мнению автора статьи, даёт свои результаты. Дети вырастают любознательными,  активными, умеющими учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pozn.spos-ti.docx400.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Развитие познавательных способностей учащихся младших классов

(из опыта работы)

Абакумова Евдокия Васильевна, учительница начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Кызыла Республики Тыва»,    

Начальная школа- это старт всей школьной жизни ребёнка. От того, какие знания получит ребёнок в этом звене, зависит его дальнейшее обучение в среднем  и старшем звене. Начальная школа должна превратиться в  прочный фундамент всего школьного обучения. Она должна заложить такие основы чтения, письма и счёта, элементарных трудовых навыков, которые обеспечат каждому ученику дальнейшее успешное овладение учебным материалом  в дальнейшем. Качество знаний учащихся находится в прямой зависимости от качества труда учителя.

Работая 45 лет в школе, большое внимание уделяю развитию познавательных способностей у детей. К познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Это важнейшие компоненты  любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учиться, трудиться, человек должен воспринимать мир, выделять главное, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждение. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна. Эти процессы нужно развивать.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. От природы дети любознательны. Они хотят учиться. Как правило, в начальной школе дети с удовольствием ходят в школу. Они готовы проявить свои дарования. Поэтому здесь необходимо умелое  руководство учителя. Развивать сразу весь комплекс свойств, входящий в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа должна вестись в системе. Задания, которые я даю детям, формируют потребности в творческой деятельности, развивают интеллектуальные и творческие возможности. Важно мотивировать учащихся мыслить, преодолевать трудности, самостоятельно находить решения. Применяю следующие приёмы активизации познавательной деятельности:

1)при ознакомлении с новым   материалом стараюсь правильно организовать самостоятельную деятельность: подбираю задания с определённым видом помощи ( готовые частичные решения, иллюстрации, связь нового с пройденным). Всё это делает работу учащихся более управляемой. Ученики сами ставят цели, задачи урока. В конце урока подводят итоги,  достигнута ли цель.

2) знакомлю учащихся с планом работы над новым материалом. Это приучает учеников следить за порядком изложения, за установлением определённых связей между изучаемыми фактами и способствует развитию логического мышления. Мои ученики активны на всех уроках, тесное сотрудничество с учителем,  помогают друг другу, работая в паре, группе. На уроках царит доброжелательность. Стиль общения учителя и ученика является важным фактором в развитии познавательной активности учащихся.

В своей работе я использую многообразие упражнений, направленных на организацию продуктивной деятельности детей. Это упражнения на классификацию, сравнение, выделение лишнего направлены на развитие умственных способностей детей. Разнообразие подобных упражнений провожу на уроках русского языка. При изучении нового материала дети наблюдают языковые явления, выявляют закономерность, обобщают, делают выводы. На уроках литературного чтения, окружающего мира организую творческую работу.  Создаётся творческая атмосфера, доброжелательное отношение к фантазиям одноклассников. Ученики учатся любить, сострадать, учатся сравнивать и наблюдать, выражают чувства словами, рисунками, находят эпитеты, сочиняют загадки, стихи, отгадывают кроссворды, пишут сочинения. Уроки не ограничиваются программным материалом. Дети сами находят дополнительную информацию, учатся работать с дополнительной литературой, сами делают презентации к урокам.

Моим ученикам нравится проектная деятельность. Она способствует развитию креативного мышления, фантазии, воображения, формирует интерес к окружающему миру, литературе, искусству. Помощниками в подготовке проектов являются родители, специалисты по данному вопросу. На уроках  проектной деятельности ученики защищают свои проекты, одноклассники задают вопросы.На  научно – практической конференции мои ученики занимают призовые места. С большим увлечением дети готовили проекты по темам: «Тайна моего имени», «Тайна моей фамилии», «Моя родословная». В подготовке этих проектов принимали участие не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки, родственники семей.

Провожу уроки с использованием ИКТ. Этот метод повышает качество знаний, развивает ребёнка, вносит радость. Стараюсь организовать работу на уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий каждого ученика.

Развитию познавательных способностей оживляет проведение нетрадиционных уроков. Я считаю, что особенно целесообразно проводить такие уроки во время обобщения изученного материла.  Мы часто проводим  урок-путешествие, урок – сказку, урок - конференцию, урок –исследование, урок - экскурсию. Вводятся ситуации игры, поиска. Такие уроки учащимся очень нравятся. Игровая деятельность способствует проявлению самостоятельности. На нетрадиционных уроках я стараюсь формировать учебную самостоятельность, развиваю умение самоконтроля и самооценки.

Перед выполнением любого задания настраиваю детей не спешить, спланировать свою деятельность, проговорить про себя,           спрогнозировать результат. На уроках  русского языка стараюсь создать положительную мотивацию у детей. Систематическая работа над ошибками, сочетание повторения и закрепления учебного  материала. Ввожу ежедневно комментированное письмо.  Положительные эмоции от грамотного письма способствуют личностному развитию. Постепенное комментированное письмо от 1класса переходит к комментированию –рассуждению и доказательствам в 4кассе.

Считаю, что для развития  познавательных способностей  необходимо дифференцированное обучение. На уроках математики для устного счёта, при решении задач использую индивидуальные карточки. На уроках развития речи для написания сочинений, изложений предлагаю карточки – с дополнительными вопросами .Разноуровневые задания даю и на уроках при выполнении самостоятельных работ.

Не забываю и про здоровьесберегающие технологии. На каждом уроке –физминутки по музыку. Подвижные игры сочетаются с дидактической направленностью.

Большое внимание уделяю факультативным занятиям по русскому языку, математике. Подбираю разнообразные интересные задания, которые прививают интерес к данному предмету, развивают мышление внимание, воображение, речь. Эти занятия проходят в игровой форме, носят творческий подход. Так, часто уроки математики начинаются с разминки. Дети под диктовку выполняют графические диктанты, которые развивают внимание, воображение. Проводим игры:  «Сколько здесь треугольников», «Определи длину отрезка». Дети делятся на группы.  Каждая группа чертит для другой 3 отрезка любой длины. Получив задания от другой группы, каждая команда должна дать ответ, отрезки какой длины изображены на листе. Ведущий проверяет правильность ответа с помощью линейки. Ставит баллы. Развивая память детей, часто провожу тренинги, игры «Кто больше запомнит», диагностические работы.   На развитие внимания даю рисунки: «Найди 10 отличий» и другие. На развитие всех мыслительных процессов выполняются разнообразные логические игры, задачи. Очень любят дети задания типа «Шифровальщик», «Зашифрованные слова». Например, «Составь слово из первых слогов данных слов»

молоко                                    Составь слова, отделив первые буквы от дан-

невод                                                ных слов :

тарелка                                             шмель  -  …  , муха - … , риск - …

С большим интересом дети занимаются на факультативе «Юным умникам и умницам». У всех имеются рабочие тетради под редакцией О.Холодовой. Все задания данного пособия нацелены на развитие познавательных способностей детей, развивая память, внимание, наблюдательность, воображение, формируется нестандартное мышление. С каждым занятием задания усложняются, наращивается темп деятельности. Выполняя задания, решаются 3 аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.

  • В начале урока 2 – 3 минуты проходит мозговая гимнастика. Выполняем упражнения для улучшения мозговой деятельности, профилактики  нарушения зрения.
  • Разминка  - 3- 5 минут. Дети быстро должны дать ответы на поставленные вопросы. Ответы на эти вопросы развивают кругозор, сообразительность, быстроту реакции.
  • 15 минут отводится тренировке и развитию психических механизмов: память, внимание, воображение, мышление. Эти задания углубляют знания детей по предмету.
  • 3 – 5 минут отводится весёлой переменке. Выполняются одновременно несколько различных заданий.
  • На развитие творческо – поисковых и творческих задач отводим 15 минут. Задания не связаны с учебным материалом. Особенно удовлетворённость, вкус успеха, уверенность в своих силах получают те дети, кто не очень хорошо усвоил темы уроков.
  • Проводится гимнастика  для глаз 1 – 2 минуты.
  • На решение логических задач отводится 5 минут. Ребёнок учится анализировать, сравнивать. Рассуждать.

Дети очень любят эти занятия, все работают с увлечением, получают удовлетворение. Стараюсь давать не только готовые знания, но и учить детей добывать знания. Учу работать со схемами, словарями, находить ответы в интернете. Проводим много практических работ, беседы, дискуссии, учебные экскурсии. На уроках работаем в парах, группах, индивидуально.

Для развития познавательной деятельности ученика в своей работе в дополнение к заданиям учебника широко использую задачи практического характера и задачи, интересные в познавательном отношении. Это задачи, продиктованные жизнью, на основе цифровых данных. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе их активной умственной деятельности.

Планируя свою работу, я всегда помню девиз: «Учение с увлечением, воспитание любовью и  радостью». Ведь именно урок сотрудничества на котором всё получается, рождает чувства успеха в учении,  желание и готовность  решать всё более трудные задачи, идти вперёд по дорогам знаний. Систематическая работа по развитию познавательных способностей  даёт свои результаты. Дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться.

Литература

1.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст.48

2.Богоявлевская Д.Б. «Метод исследования уровней интеллектуальной активности».

Издание «Вопросы психологии» 2014г.

3.Гилфорд Дж. «Структурная модель интеллекта. Психология мышления»

М., 2011г.

4.Дружинин В.Н. «Психология общих способностей»

Издательство СПб: Питер 2014г.

5.Краткий психологический словарь

Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярушевский М.Г.

г.Ростов-на-Дону, издательство Феникс 2015г.

6.Маклаков А.Г. Общая психология.

Изд. СПб: Питер  2011г.

7.Морозов А.В., Чернилевский Д.В. «Креативная педагогика и психология»

Учебное пособие М., Академический проект, 2013г.

8.Мищенкова Л.В.

Занимательный русский язык

Издательство РОСТ 2012г.

9.Сизова Р.И., Селимова Р.Ф.

Учусь создавать проект

Издательство РОСТ 2011г.

10.Холодова О.

Юным умникам и умницам

Информатика, логика, математика

Издательство РОСТ, М., 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие познавательных способностей младших школьников в системе поддержки одарённых детей"

    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления и развития и поддержки одарённых детей.  Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для ода...

Из опыта работы: " Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ"

У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы возд...

Статья из опыта работы "Развитие речи младших школьников как основа успешного обучения"

Статья из опыта работы на тему: "Развитие речи младших школьников как основа  успешного обучения"....

Обобщение опыта по теме: "Развитие познавательных способностей младших школьников"

Обобщение опыта по теме: "Развитие познавательных способностей младших школьников."...

Публичное представление педагогического опыта работы "Развитие познавательных способностей младших школьников"

В статье описываются теоретические сведения по данной теме и опыт работы учителя в данном направлении, результаты работы....

Статья Развитие познавательных способностей младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

В начальной школе введёны ФГОС, которые открыли  новую страницу в истории российского образования, так как впервые провозгласил ориентацию на новые ценности образования. В центре внимания станови...

Статья (из опыта работы) «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»

Статья  (из опыта работы)  «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»...