Главные вкладки

    ПК 4.4. Педагогические разработки
    презентация к уроку на тему

    Шумакова Наталья Георгиевна

    Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

    Согласовано

    Зам. директора по ВР

                   _____________________

    Утверждено

    директором ГБПОУ «ЧПК№1»

    __________________________

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    начального общего образования

    «Патриот России»

    Направление: духовно-патриотическое

    Вид: познавательный

    Возрастная группа: 10-11 лет

    Срок реализации: 1 года

    Составитель:  Сыровацкий Д., 35 гр.

    Шумакова Н., 35 гр.

    Челябинск, 2018

    ОГАВЛЕНИЕ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………...….3

    Учебно-тематический план….……………………………………………………….……..7

    Содержание изучаемого курса……………………………………………………………...9

    Обеспечение программы……………….…………………………………………………..11

    Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Патриот России»…………………………………………………………………………..13

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность программы заключается в том, что в последние годы в российской системе начального образования происходят определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.

    Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины. Современное общество ставит перед школой задачу воспитания гражданина, способного принимать активное участие в развитии своего Отечества. В связи с этим проблеме обществоведческого образования учащихся уделяется большое внимание на всех ступенях образования, в том числе и в начальной школе, где предлагаемые обществоведческие курсы носят пропедевтический характер, т. е. вводный, первоначальный.

    Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека.

    Программа “Патриот России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; формирование политической культуры школьника; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к семье, Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе

    Целью данной программы является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения и формирование политической культуры у учащихся. 

    Задачи:

    1) формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

    2) воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, Родине, окружающей природе;

    3) воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

    4) формировать основы политической культуры личности школьника.

    Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Патриот России» предназначена для учащихся 4 класса. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

    В основе программы «Патриот России» лежит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, которая сегодня одна из наиболее актуальных. Гражданско-правовое воспитание должно начинаться с детского сада и начальной школы, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о демократии, правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Основным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

    Ценностные ориентиры содержания курса:

    Программа «Патриот России» составлена на основе Концепции духовно- нравственного воспитания российских школьников. Программа «Патриот России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые национальные ценности,  которые должны быть освоены личностью обучающегося в процессе воспитания, в том числе,  и в рамках программы внеурочной деятельности «Патриот России».

    Ценность патриотизма — любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

    Ценность социальной солидарности — личной и национальной свободы, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердия, чести, достоинства.

    Ценность гражданственности — служения Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

    Ценность семьи — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

    Ценность труда и творчества — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

    Ценность человечества — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

    Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Патриот России»:

    Личностные:

    1. Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности;
    2. Формировать ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению.

    Метапредметные:

    1. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    2. Определять наиболее эффективные способы достижения результата; осознано строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
    3. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    Предметные:

    1. Усвоить первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
    2. Иметь представление о понятиях: правило, закон, права человека, Конституция, ребенок, государство, гражданство, родословная;
    3. Рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края.

    Ожидаемые  результаты программы внеурочной деятельности:

    1. Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
    2. Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
    3. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

    Формы организации занятий:

    1. Беседы;
    2. Встречи с интересными людьми;
    3. Творческие конкурсы;
    4. Викторины;
    5. Творческие проекты;
    6. Игра «Счастливый случай»;
    7. Диспуты;
    8. Заочные и очные экскурсии;
    9. Круглый стол;
    10. Деловая игра и др.

    Результат программы: выставка работ, творческих проектов, сочинений, рисунков, фотографий.


    Учебно-тематический план

    Тема занятия

    Количество часов

    В том числе

    Формы организации дея-ти учащихся при проведении занятий

    теоретических

    практических

    Раздел 1. Я и моя семья (7 ч)

    1

    Какой я?

    1

    -

    1

    Тестирование

    2

    Моя семья

    1

    1

    -

    Сочинение

    3

    Моё имя

    1

    -

    1

    Поисковое задание

    4

    Наша дружная семья.

    1

    -

    1

    Творческий рисунок

    5

    Традиции моей семьи

    1

    -

    1

    Индивидуальный проект

    6

    Семейные праздники.

    1

    -

    1

    Индивидуальный    фотопроект

    7

    Моя родословная.

    1

    -

    1

    Индивидуальный проект

    Раздел 2. Я и Родина моя (9 ч)

    8

    За что я Родину люблю?

    1

    1

    -

    Конкурс сочинений

    9

    С чего начинается Родина?

    1

    -

    1

    Диспут

    10

    Моя малая Родина.

    1

    1

    -

    Заочная экскурсия

    11

    О  чем говорят названия улиц моего города?

    1

    -

    1

    Поисковое задание

    12

    Достопримечательности родного края.

    1

    -

    1

    Экскурсия

    13

    Знаменитые люди нашего края.

    1

    -

    1

    Встреча с интересными людьми

    14

    Золотое кольцо России.

    1

    -

    1

    Заочная экскурсия

    15

    Мой любимый город России.

    1

    1

    -

    Проект

    16

    Дружба народов

    1

    -

    1

    Проект

    Раздел 3. Я и Россия (11 ч)

    17

    Наша страна – Россия

    1

    1

    -

    Викторина

    18

    Символика государства. История флага.

    1

    1

    -

    Беседа

    19

    Главный город Москва

    1

    1

    -

    Беседа

    20

    Путешествие в страну Конституция

    1

    1

    -

    Беседа

    21

    Город  Законий

    1

    -

    1

    Игра «Счастливый случай»

    22

    Президент РФ.

    1

    1

    -

    Беседа

    23

    Если бы я был президентом.

    1

    -

    1

    Ролевая игра - выборы

    24

    Государственное устройство России.

    1

    1

    -

    Беседа

    25

    Политические партии Российской Федерации.

    1

    1

    -

    Беседа

    26

    Моя политическая партия.

    1

    -

    1

    Деловая игра

    27

    Профессиональные праздники

    1

    -

    1

    Групповой проект

    Раздел 4. Я и история моей страны (7 ч)

    28

    Уроки мужества.

    1

    1

    -

    Беседа

    29

    Есть такой город - Танкоград

    1

    -

    1

    Групповой проект

    30

    Есть такая профессия -  Родину защищать.

    1

    -

    1

    Викторина

    31

    Герои большой страны!

    1

    -

    1

    Поисковое задание

    32

    Герой моей семьи!

    1

    -

    1

    Сочинения

    33

    Русская военная доблесть.

    1

    1

    -

    Встреча с ветеранами ВОВ и труда.

    34

    Я – патриот?

    1

    -

    1

    Сочинение

    Итого:

    34 часа

    13 часов

    21 час

    Содержание изучаемого курса

    Раздел 1. Я и моя семья.

    Занятие 1. Какой я? Вводное занятие, на котором дети решают тест «Познай себя».

    Занятие 2. Моя семья.  Беседа о том, какая должна быть семья, об обязанностях каждого члена семьи и поведении в семье. Сочинение «Спасибо…», в котором дети пишут слова любви и благодарности каждому члену семьи.

    Занятие 3. Моё имя. Дети проводят исследовательскую работу с помощью книг и интернета по значению своих имен.

     Занятие 4. Наша дружная семья. Дети на уроке представляют свою семью в  виде рисунка и пишут мини-сочинение в 3-5 предложений.

    Занятие 5. Традиции моей семьи. Дети создают проект о том, какие традиции у них существуют в семье.

    Занятие 6. Семейные праздники. Дети создают фотопроект о том, какие семейные праздники у них существуют и как они их празднуют.

    Занятие 7. Моя родословная. Итоговое занятие по разделу. Подводим итоги. Создаем родословную.

    Раздел 2. Я Родина моя!

    Занятие 8.  За что я Родину люблю? Просмотр видеофрагментов о Родине, после чего учащиеся пишут сочинения на тему «Люблю ли я свою Родину?», тем самым показывают свое отношение к Родине.

    Занятие 9.  С чего начинается Родина?

    Занятие 10. Моя малая Родина. Заочная экскурсия, в которой дети рассказывают об истории происхождения родного края и об его достопримечательностях. Подготовка к экскурсии. Инструктаж.

    Занятие 11. О  чем говорят названия улиц моего города? С детьми обсуждаются, какие названия улиц есть в городе, затем дети делятся по парам и проводят поисковую работу с помощью книг и интернета.

    Занятие 12. Достопримечательности родного края.  Экскурсия по родному краю, сообщения учащихся о его достопримечательностях.

    Занятие 13. Знаменитые люди нашего края. Встреча с писателями родного края. 

    Занятие 14. Золотое кольцо России. Заочная экскурсия по Золотому кольцу России, парные сообщения о городах Золотого кольца.

    Занятие 15. Мой любимый город России. Проект о любимом городе, в котором указано фото, местоположение, отличительные особенности, достопримечательности.

    Занятие 16. Дружба народов. Дети выполняют проект, в котором рассказывают о своей национальности, традициях, обычаях. В конце занятия чаепитие с национальными блюдами.

    Раздел 3. Я и Россия

    Занятие 17. Наша страна – Россия.  Дети делятся на группы и участвуют в викторине.

    Занятие 18. Символика государства. История флага. Беседа о символике государства, истории флага.

    Занятие 19. Главный город Москва. Классный час о Москве как главном городе страны, ее истории и достопримечательностях.

    Занятие 20. Путешествие в страну Конституция. Знакомство с Конституцией как главным законом РФ, работа с Конституцией РФ, сравнение Конституций разных стран.

    Занятие 21. Город Законий. Групповая работа в которых дети с помощью Конституции РФ узнают о своих правах и обязанностях в игровой форме.

    Занятие 22. Президент РФ. Беседа о президенте страны, его правах и обязанностях, функциях.

    Занятие 23. Если бы я был президентом. Ролевая игра выборов президента.

    Занятие 24. Государственное устройство России. Беседа о том, как устроено наше государство, какие формы власти действуют, какая форма правления.

    Занятие 25. Политические партии Российской Федерации. Беседа о действующих партиях РФ, их функциях и особенностях.

    Занятие 26. Моя политическая партия.  Групповая работа по созданию своей партии, деловая игра.

    Занятие 27. Профессиональные праздники. С учащимися проводится беседа о классификации праздников, затем дети создают групповые проекты по выбранному профессиональному празднику.

    Раздел 4. Я и история моей страны

    Занятие 28. Уроки мужества. Классный час на тему Великой Отечественной войны и победе в ней, о войнах в Афганистане и Чечне.

    Занятие 29. Есть такой город – Танкоград. Дети по группам ищут информацию о городе Танкоград.

    Занятие 30. Герои большой войны. Классный час о героях страны во время Великой Отечественной войны, войн в Афганистане и Чечне.

    Занятие 30. Есть такая профессия Родину защищать. Викторина на знание Вооруженных сил России. Выставка фотографий членов семьи, которые служили или служат в армии.

    Задание 31. Герои большой страны. Дети делятся по группам и ищут информацию о подвигах женщин, мужчин, детей на войне.

    Занятие 32. Герой нашей семьи! Сочинение о члене семьи, который участвовал в Великой Отечественной войне или войнах в Афганистане или Чечне.

    Занятие 33. Русская военная доблесть. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками военных событий в Афганистане и Чечне.

            Занятие 34. Я – патриот?  Последнее занятие, на котором дети пишут сочинение о том, каким должен быть патриот, что должен знать и уметь, и выражают свое мнение о том, являются они сами патриотами, соответствуют ли они тем критериям, которые выделили.

    Обеспечение программы

    1) Материально-техническое обеспечение

    Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения программы

    Техническое оснащение:

    1

    Доска

    2

    Проектор

    4

    Компьютер

    5

    Презентации

    6

    Видео

    Оборудование для учащихся:

    1

    Белые листы формата А4

    2

    Ватманы формата А2

    3

    Цветные карандаши, фломастеры, краски.

    Оборудование класса:

    1

    Учительский стол, стул

    2

    Ученические столы, стулья

    3

    Доска

    4

    Компьютер

    2) Учебно-методический комплект

            Для учителя:

    1. Бурлакова И.И. Б 91 Патриотическое воспитание: от теории к практике: методическое пособие. – М.: Центр «Перспектива», 2015. – 174 с.
    2. Великая Россия. Все города от Калининграда до Владивостока
    3. Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг. С изменениями на 2017 год. – Москва : Издательство «Э», 2017. – 64 с.
    4. Шмундяк В. Л., Торопцев А. П., Фролов А. С. Герб и флаг Москвы. Методическое пособие – М. : Издательство: Герои Отечества, 2005. - 96 стр.

    Для учеников:

    1. Великие города России. Головоломки, лабиринты (+многоразовые наклейки)
    2. Дмитриева В. Большая книга Российских праздников. – М. : Астрель
    3. Клиентов Алексей: Города России
    4. Конституция для детей/Ася Серебенко. – Москва : Эксмо, 2015. – 112 с.
    5. Путешествия по России. Народы России. Узнаём, играем (+многоразовые наклейки)
    6. Россия - Родина моя. Державные символы России
    7. Ульева Елена: Беседы о войне. Энциклопедия для малышей

    Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Патриот России»

    Критерии

    Показатели

    Инструментарий (диагностические средства)

    Срок проведения

    Личностные

    1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности.

    2. Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению.

    - испытывать чувство гордости за родную страну;

    - гражданственность;

    - патриотизм;

    - нравственная воспитанность;

    Тест «Познай себя»

    Сентябрь,  май

    Метапредметные

    1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 2. Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    - определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - осознано строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

    Педагогическое наблюдение

    Каждое занятие

    Предметные

    1. Усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем.

    2. Формирование умения рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края.

     - иметь представление о понятиях: правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, родословная.

    Тест к разделу «Мы граждане России»

    Педагогическое наблюдение

    1 занятие по разделу

    Каждое занятие

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Печатные ресурсы

    1. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
    2. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1. -147 с.
    3. 10. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.
    4. Примерная и авторская программа  внеурочной деятельности Власенко И.Г «Я – гражданин России »; журнал « Завуч начальной школы» №8, 2011г

    Электронные ресурсы:

    1. Диагностика - URL

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/23/diagnostika-urovnya-vospitannosti

    1. Закон образования от 29 декабря 2012 года – URL

    http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

    1. Тесты - URL

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/12/07/testy-po-okruzhayushchemu-miru-4-klass-umk

    1. Тест «Мы граждане России» - URL

    http://store.temocenter.ru/storage/unzip/6440/

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1

    Тест «Познай себя»

    С помощью следующего теста мы попробуем определить, на сколько сильная у вас воля. Ведь от силы воли напрямую зависит, (сколько плодотворна работа или учеба человека. Постарайтесь ответить на вопросы с предельной откровенностью. Используются три варианта ответов: «да», «иногда случается», «нет»,

    1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?
    2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда вам нужно сделать что-то неприятное?
    3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию (в быту, на учебе), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
    4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
    5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
    6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
    7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
    8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
    9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?
    10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?
    11. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
    12. Относитесь ли вы с неодобрением к библиотечным задолжникам?
    13. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы?
    14. Смогли бы вы прекратить ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова оппонента?

    Результаты

    За ответ «да» начисляется 2 балла; за ответ «иногда случается» - 1 балл; «нет» - 0 баллов.

    0-12 баллов. С силой воли дела у вас обстоят неважно. Вы про- о делаете то, что легче и интереснее, даже если это может в чем-то повредить вам. К своим обязанностям вы нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известной фразой: «Что, мне больше всех надо?» Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки, Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что изменить в своем характере. Если удастся - вы от этого только выиграете.

    13-21 балл. Сила воли у вас средняя. Если вы сталкиваетесь с препятствием, то начинаете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. Вы не переусердствуете, но и данное слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите при этом. По доброй воле лишнюю обязанность на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам преподавателей, не с лучший стороны характеризует вас и в глазах окружающих. Если вы хотите достичь в жизни больших успехов, тренируйте волю.

    22-30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Однако иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это, конечно, очень хорошо, но необходимо еще обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность и доброта.

    Приложение 2

    Тест «Мы граждане России»

    1. Что должен делать каждый гражданин?

    А) иметь семью;                                             В) иметь образование;

    Б) исполнять законы государства;               Г) жить на территории государства.;

    2. Что относится к правам граждан РФ?

    А) сохранение природы;                               В) забота о своём ребенке;

    Б) исполнение законов;                                 Г) защита чести и достоинства

    3. Что относится к обязанностям гражданина РФ?

    А) отдых;                                                        В) свободный труд и образование;

    Б) забота о сохранении природы;                Г) личная неприкосновенность.

    4.  Кто определяет направление внутренней и внешней политики государства?

    А) президент страны;                                    В) любой гражданин страны;

    Б) премьер-министр;                                     Г) депутаты Государственной Думы.

    5. С какого возраста гражданин РФ имеет право участвовать в выборах органов государственной власти?

    А) с 25 лет;                                                     В) с 21 года;

    Б) с 18 лет                                                       Г) 14 лет.

    6. Каких обязанностей нет у гражданина России?

    А) заботиться о сохранении природы;      В) соблюдать законы совей страны;

    Б) участвовать в управлении страной;      Г) заботиться о своём ребенке.



    Предварительный просмотр:

    Учебно-тематический план программа по 3d-конструированию

    Тема занятия

    Количество часов

    В том числе

    Формы организации дея-ти учащихся при проведении занятий

    теоретических

    практических

    Раздел 1. Давайте познакомимся

    1

    Узнаем друг друга

    1

    -

    1

    Тест

    2

    Знакомство с понятием конструирования

    1

    1

    -

    Живой журнал

    Раздел 2. Архитектурное оригами 

    3

    Книжка - малышка

    1

    -

    1

    Мастер-класс

    4

    Создание авторской тематической книжки малышки

    1

    -

    1

    Творческое задание

    Раздел 3. Книжные раскладушки

    5

    Базовая форма «скат»  

    1

    1

    -

    Мастер-класс

    6

    Создание авторской открытки с базой формой «скат»

    1

    -

    1

    Творческое задание

    7

    Базовая форма «ступенька»

    1

    -

    1

    Мастер-класс

    8

    Создание авторской открытки со «ступенькой»

    1

    -

    1

    Творческое задание

    9

    Базовая форма «прямой угол» «наклонный угол»

    1

    -

    1

    Мастер-класс

    10

    Создание авторской открытки с базовыми углами

    1

    -

    1

    Творческое задание

    11

    Базовая форма «куб»

    1

    -

    1

    Мастер-класс

    12

    Создание открытки с базовой формой «куб»

    1

    -

    1

    Творческое задание

    13

    Создание открытки с домиком

    1

    -

    1

    Творческий проект

    14

    Базовая форма «пирамида»

    1

    -

    1

    Мастер-класс

    15

    Создание открытки с цветами на основе базовой формы «пирамида»

    1

    -

    1

    Творческий проект

    16

    Базовые формы «смещение по прямой», «смещение по косой»

    1

    -

    1

    Мастер-класс

    17

    Что узнал, чему научился

    1

    -

    1

    Выставка работ

    18

    Создание pop-up новогодней коробочки

    1

    -

    1

    Творческий проект

    19

    «Один день из жизни моего героя»

    1

    -

    1

    Сочинение  

    20

    Создание 1 иллюстрации к авторской книжке

    1

    -

    1

    Творческий проект

    21

    Создание 2 иллюстрации к авторской книжке

    1

    -

    1

    Творческий проект

    222

    Создание 3 иллюстрации к авторской книжке

    1

    -

    1

    Творческий проект

    23

    Создание 4 иллюстрации к авторской книжке

    1

    -

    1

    Творческая проект

    24

    Создание 5 иллюстрации к авторской книжке

    1

    -

    1

    Творческий проект

    25

    «Моя история»

    1

    -

    1

    Презентация

    26

    Создание открытки к 23 февраля

    1

    -

    1

    Творческий проект

    27

    Знакомство с новым видом складывания открыток

    1

    -

    1

    Мастер-класс

    28

    Создание открытки к 8 марта

    1

    -

    1

    Творческий проект

    29

    Знакомство с уральскими писателями

    1

    -

    1

    Встреча с библиотекарем

    30

    Создание иллюстрация к книгам уральских писателей и поэтов

    1

    -

    1

    Творческий проект

    3. Дженигами

    31

    Открытка «Корабль»

    1

    -

    1

    Мастер-класс

    32

    Открытка «Цветок»

    1

    -

    1

    Мастер-класс

    33

    Диагностика развития ребят за год

    1

    1

    1

    Тест

    34

    Посидим по-хорошему

    1

    -

    1

    Выставка работ

    Итого:

    34 часа

            



    Предварительный просмотр:

    Часть дипломного проекта по теме «Освоение техники 3d-конструирования как средство развития воображения младшего школьника на занятиях кружка»

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время в современной России осуществляется модернизация системы образования, направленной на воспитание творческой личности, способной к инновационной деятельности.

    С внедрением ФГОС проблема воспитания творческой личности становится все более актуальной. Происходящий в последнее время колоссальный рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников, поэтому сегодня научить младшего школьника определенным знаниям и навыкам мало, необходимо воспитать творческую полноценную личность. Это возможно при развитии способностей и психических процессов, в том числе и воображения.

    Воображение — это психический познавательный процесс создания новых образов (представлений), предметов и явлений на основе переработки и мыслительной реконструкции имеющегося опыта, представлений [1, 10]. Выготский Л. С. говорил, что самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в том, что оно строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.

    Воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения [2].

    Психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский

    Изучением развития воображения занимались такие ученые, как Выготский Л. С., Немов Р. С., Маклаков А. Г., Петровский А. В. и др.

    В период младшего школьного возраста у детей ведущей становится учебная деятельность; продолжает формироваться внешний и внутренний план действий, актуальный уровень развития ребенка; активизируются функции процесса воображения. Этот период — период начала яркого проявления воображения — принято считать наиболее сензитивным для развития воображения у детей младшего школьного возраста.

    Для того чтобы богатый творческий потенциал детей в это время мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности [4, 22].

    Существуют различные виды творческой деятельности, в которых будет активно развиваться воображение. К числу такой деятельности относится декоративно – прикладное творчество (шитьё, вязание, конструирование, аппликация и т.д.)   и художественно – эстетическое творчество, включающее в себя музыку, хореографию, театральное искусство [11].

    Среди декоративно-прикладного творчества дети любят осваивать ранее неизученные техники, в числе которых находится 3d- конструирование.

    3d - конструирование является одним из направлений конструирования, и отличается динамичностью форм. Конышева Н.М. утверждает, что конструирование – это деятельность ума, а не рук: это творческая, а не исполнительская деятельность. Его истоки уходят вглубь средних веков, и сегодня оно получает новый виток в своём развитии, поэтому так важно не только знать о 3d – конструирование, но и уметь создавать изделия в этой завораживающей технике. Практические занятия по 3d-конструированию способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, понимания цвета и его преобразования, приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, помогают выражению собственной фантазии, а также воспитывают аккуратность, терпеливость.

    Большую помощь в освоении 3d-конструирования, конечно, оказывает литература. Большинство книг известных нам книг о 3d-конструировании на иностранном языке, например английская книга «Pop-up design and paper mechanics» автора Duncan Birmingham, небольшие разработки Масахиро Чатани на японском языке, рекомендации француза Матона М. эти книи очень интересны, но языковой барьер не даёт нам в полной мере изучить эту технику. Из числа русских изданий, можно привести в пример книгу Столяровой Т.М.  «Архитектурное оригами.26 моделей в технике pop-up». Как мы видим, что выбор книг небольшой, что значительно осложняет освоение техники не только педагогами, но и детьми. Вследствие этого возникает противоречие между необходимостью развития воображения и недостаточностью методического обеспечения по 3d- конструированию. 

    Проблема исследования: каковы педагогические условия развития воображения у младшего школьника?

    Цель исследования: выявить, обосновать и апробировать педагогические условия развития воображения у младшего школьника на занятиях кружка.

    Задачи исследования:

    • на основе анализа психолого-педагогической литературы описать закономерности  формирования воображения;
    • изучить и систематизировать материалы по 3d – конструирование, и ориентировать их для занятий кружка по 3d - конструированию ;
    • выполнить разработку учебно – методического комплекта для апробации на занятиях кружка по 3d - конструированию;
    • провести апробацию УМК на занятиях кружка по 3d - конструированию;
    • сформулировать выводы о целесообразности применения УМК по 3d - конструированию в начальной школе.

    Объект исследования: занятия кружка по технологии.

    Предмет исследования: развитие воображения у младших школьников

    Гипотеза исследования: если будет разработана специальная программа по 3d - конструированию с преобладающими заданиями на развитие воображения, если задания будут постепенно усложняться, и если будет обеспечена посещаемость занятий кружка, то развитие воображения будет успешнее.

    Методы исследования:

    • теоретические:

    - анализ психолого-педагогической и методической литературы;

    - систематизация полученных фактов;

    • эмпирические:

    - тестирование младших школьников на предмет развития воображения;,

    - сравнение полученных результатов на констатирующем и контрольном этапе;

    - апробация методического пособия.        

    Выводы по I главе

            Первая глава состояла из 4 параграфов.

    В первой главе мы раскрывали понятие воображение, его классификацию, функцию. Выявили, что воображение — это психический познавательный процесс создания новых образов (представлений), предметов и явлений на основе переработки и мыслительной реконструкции имеющегося опыта, представлений. Воображения протекает в неразрывной связи с мышлением и памятью, эмоциональными переживаниями и волевыми действиями, поэтому воображение свойственно только человеку. Узнали, что воображение может быть произвольным или непроизвольным, воссоздающим или творческим, активным или пассивным. Также в этом же параграфе мы изучи возрастные особенности воображения, и пришли к выводу, что наиболее ярким периодом его развития это – младший школьный возраст.

    Во втором параграфе мы рассмотрели средства развития воображения и условия, в которых эти средства будут эффективными. В числе таких средств: увеличение запаса представлений, развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте и инициативного воображения. Также необходима активная помощь со стороны, когда воображение иссякает и больше не дает результатов. Выявили, что воображение будет развиваться в активной творческой деятельности, в числе которых ДПИ, танцы, музыка, а также 3d-конструирование.

    В третьем параграфе мы изучали различные методики и диагностики развития воображения.

    В четвертом параграфе мы рассмотрели особенности 3d-конструирования. Изучив пособие Конышевой Н.М., узнали, что обучение детей конструированию имеет большое значение в развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству. 3d-конструирование – конструирование полуобъемных, динамичных изделий. Изделия в этой технике радуют не только детей, но и взрослых. 3d-конструирование позволяет оживлять плоские иллюстрации, тем самым вызывая интерес к старым и давно известным историям. На основе изученных понятий, мы проанализировали учебники начальной школы по технологии, структурировали информацию о конструировании и пришли к выводу, что эта техника популярна в школьных учебниках, но не изучают 3d-конструирование.

    Выводы по II главе

    Вторая глава состояла из 4 параграфов.

    В первом параграфе мы рассказали о задачах апробации. Также привели технологическую карту апробации. В корой расписаны 7 занятий с их тематикой и заданиями.

    Во втором параграфе привели диагностику уровня развития воображения, которую проводили в период апробации на контрольном и констатирующем этапах. Также продемонстрировали таблицу «Критерии, показатели, уровни», составленную по диагностике. С помощью этой таблицы мы анализировали результаты учащихся.

    В третьем параграфе освещена база практики и приведена характеристика класса,  которой указано, что учитель недостаточно уделяет время развитию воображения школьников.

    В четвертом параграфе мы привели ход и результаты апробации. Были составлены  таблицы по результатам диагностики на констатирующего и контрольного этапах. Эти же результаты мы перевили в диаграммы. Обобщая эти результаты, можно сказать, что  наша гипотеза верна, т.к. уровень развития воображения школьников в период апробации изменились в лучшую сторону..


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В исследовании поставлены и решены задачи.

    По первой задаче (на основе анализа психолого-педагогической литературы описать закономерности  формирования воображения) выявлено, что в период младшего школьного возраста у детей активизируются функции процесса воображения. Этот период — период начала яркого проявления воображения — принято считать наиболее сензитивным для развития воображения у детей младшего школьного возраста.

    По второй задаче мы изучили и систематизировали материалы по 3d-конструированию и ориентировали их на для занятий кружка.  

    По третьей и четвертой задаче мы разработали учебно – методических комплекта по 3d- конструированию и апробировали некоторые занятия на базе МАОУ «СОШ №78 г. Челябинска».

    Исходя из последней задачи, мы сформулировали выводы о целесообразности апробации и подтвердили гипотезу исследования. Наша программа действительно является эффективной в развитии воображения младшего школьника.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – Москва:  Издательского центра «Академия», 1996. – 496 с.
    2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
    3. Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе:учеб.пособие для студентов пед.вузов и колледжей/ Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.- 296 с.
    4. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник  для вузов»)
    5. Мир детства : Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика,1988. – 272 с.: ил. – (Б-ка для родителей).
    6. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд.  Центр ВЛАДОС, 199. – Кн. 1. Общие основные психология. – 688 с.
    7. Парамонова Л. А. Теория и  методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
    8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.:Питер, 2009. – 713 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
    9. Смирнова А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие – М., изд-во Института психотерапии, 2005. – 123 с.
    10.  Столярова Т. М. Архитектурное оригами.26 моделей  технике pop-up. – М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2013. – 80 с.:ил. – (Золотая библиотека увлечений)
    11.  Хорошевская Л. Л. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время // Молодой ученый. — 2017. — №28. — С. 99
    12.  Хрипкова Практикум по общей психологии: Учебное пособие – М., изд-во Института психотерапии, 2009. – 123 с.
    13. Шатунов О. В., Сергеева А. Б., современные виды декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие – Елабут: Изд-во ЕИ (Ф) К(П) ФУ, 2015, -152 с.
    14. Значение конструирования –WWW.URL:

    https://domashke.net/referati/referaty-po-pedagogike/referat-konstruirovanie-iz-bumagi : (дата обращения: 09.05.2018г.)

    1. История киригами - WWW.URL:
    2.          
    3. http://kirigami-pop-up.ru/kirigami-pop-up-vidy-kirigami: (дата обращения: 09.05.2018г.)
    4.  История pop-up книжек –

    http://www.cablook.com/inspiration/pop-books-iskusstvo-ili-igra/ : (дата обращения: 09.05.2018г.)

    1.  Киригами как отдельный вид оригами –WWW.URL:

    http://paper-life.ru/kirigami-diagrams: (дата обращения: 09.05.2018г.)

    1. Интересные открытки дженнигами - WWW.URL:

    http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=469: (дата обращения: 09.05.2018г.)

    1.  Методики для диагностирования младших школьников-

    https://multiurok.ru/files/diaghnostiki-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov.html: (дата обращения: 09.05.2018г.)

    1. Особенности киригами – WWW.URL:

    https://tvoi-uvelirr.ru/chto-takoe-kirigami-primenenie-i-osobennosti-kirigami/: (дата обращения: 09.05.2018г.)

    1. Особенности развития воображения младших школьников – WWW.URL:

    https://psyera.ru/osobennosti-razvitiya-voobrazheniya-mladshih-shkolnikov_9981.htm (дата обращения 22.10.17)

    1. Понятие воображения, его виды и формы проявления –

    http://www.bibliotekar.ru/psihologia-1/18.htm (дата обращения 27.09.17)

    1. Принцип киригами – WWW.URL:

    https://masterclassy.ru/origami/kirigami/1758-kirigami.html: (дата обращения: 09.05.2018г.)

    1. Развитие воображения младшего школьника – WWW.URL:

    https://www.b17.ru/article/25812/ (дата обращения 22.10. 17)

    1. Развитие воображения младшего школьника – WWW.URL:

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/: (дата обращения: 09.05.2018г.)

    1. Способы создания образов –WWW.URL:

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/: (дата обращения: 09.05.2018г.)

    1.  Творческая личность-WWW.URL:

    https://pedsovet.org/publikatsii/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,167944/Itemid,118 : (дата обращения: 09.05.2018г.)

    1. Формы организации конструирования-WWW.URL:

     http://dob.1september.ru/articles/2008/17/21 : (дата обращения: 09.05.2018г.)

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция, 2016)-

    https://минобрнауки.рф/документы/922  : (дата обращения: 09.05.2018г.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

       Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

    Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

    Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

    Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

    Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

    Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

    Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

    Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

    Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

    Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

    АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

    Апробация педагогической разработки

    В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...