примерное написание характеристики для обучающихся специальной школы - интернат
методическая разработка на тему

Селиванова Наталия Алексеевна

Характеристика представляет собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывает их внутреннюю связь и связь с окружением  занятиями ребенка, и подтверждается результатами наблюдений, примерами из жизни. Это описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, вместе с тем это точное, научное описание на психологическом языке. 

Уважаемые коллеги, довольно часто мы встречаемся с необходимостью написания психолого-педагогической характеристики на обучающегося.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_harakteristika.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

 

           

Докладчик:  Селиванова Н. А

Характеристика представляет собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывает их внутреннюю связь и связь с окружением  занятиями ребенка, и подтверждается результатами наблюдений, примерами из жизни. Это описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, вместе с тем это точное, научное описание на психологическом языке. 

Уважаемые коллеги, довольно часто мы встречаемся с необходимостью написания психолого-педагогической характеристики на обучающегося.  

План  психолого-педагогической характеристики обучающегося, воспитанника специальной  школы-интерната

  …. класса

 ………………….(ФИО) (год рождения)

I. Общие сведения об ученике и его семье.

Указывается год поступления в школу. Откуда поступил ученик в коррекционную школу (их какого типа учреждения или семьи). Сколько лет и в каких классах обучался до этого. Состав семьи, материальное положение семьи, социальный статус семьи, культурный уровень семьи, наличие асоциальных и факторов и вредных привычек у родителей. Кто осуществляет воспитание в семье, имеется ли единство требований в воспитании. Поведение школьника дома, его режим дня, трудовые обязанности по дому. В какой форме осуществляется контакт между школой и семьёй.

II. Данные медицинского обследования.

В связи с охраной прав ребёнка диагноз ПМПК, а также особенности анамнеза в характеристике не указываются. Если есть необходимость и факты, то в редких случаях допустимо употреблять следующую трактовку “поступил в коррекционную школу по рекомендации ПМПК, за годы обучения в коррекционной школе диагноз ПМПК подтвердился”. В характеристике необходимо отразить общее физическое развитие ученика, имеющиеся нарушения. Далее раскрываются особенности высшей нервной деятельности и характер поражений центральной нервной системы. Особенности сенсомоторной сферы (зрение, слух, речедвигательный аппарат, моторная скованность, расторможенность, нарушение координации движений, состояние мелкой моторики), наличие сложного дефекта. Также необходимо указать средства укрепления здоровья и методы коррекционной работы.

III. Успеваемость.

В данном разделе необходимо отразить успеваемость ученика по предметам. Желательно, чтобы учителя, обучающие данного ученика дали подробную характеристику познавательной активности ребёнка на каждом уроке, а также отношение к учебному предмету, дисциплинированность ученика на уроках и при подготовке домашнего задания. Как в ходе обучения и подготовки домашнего задания учитываются психофизические особенности ученика, трактуется общая система работы по повышению успеваемости данного ученика.

IV. Особенности внимания и познавательной деятельности

Особенности внимания, в особенности произвольного, его объём. Легко ли привлекается внимание на уроке и при подготовке домашнего задания. Устойчивость, распределение, переключаемость внимания, отвлекаемость, рассеянность и их причины. Какие средства привлечения внимания наиболее эффективны для данного ученика.

Особенности ощущения и восприятия. Темп, полнота, правильность восприятия, узнавание объектов и явлений. Восприятие времени: знание и понимание мер времени, последовательности событий, их отдалённости или близости. Восприятие формы, величины, положения в пространстве.

Представления: полнота, фрагментарность, искаженность и уподобляемость.

Особенности памяти: запоминание (темп, объём, осознанность, точность). Характер запоминания информации (произвольность и продуктивность). Сохранение материала в памяти. Узнавание известного в новом материале. Характер воспроизведения: полнота, логичность, последовательность, характер ошибок при воспроизведении (повторяемость, привнесения, искажённость и др.). Уровень развития памяти: преобладание механической или словесно-логической памяти. Средства, применяемые для развития памяти и лучшего запоминания материала.

Особенности мышления. Активность или пассивность мышления, стереотипность, тугоподвижность, последовательность рассуждений, критичность. Умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать. Выполнение анализа, синтеза, сравнения, обобщений.

Особенности усвоения понятий: умение выделить существенные признаки, дать определение. Какой вид мыслительной деятельности развит у ученика (наглядно-образный, понятийный).

Речь: степень развитости речи, способность понимания обращаемой речи. Характеристика словаря: объём словаря, особенности грамматического строя. Темп, выразительность и активность речи. Характер монологической речи: логичность, связность, завершённость. Характер диалогической речи: умение поддержать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопросы, характер формулирования ответов. Особенности письменной речи: понимание текста, характер ошибок при письме, умение выразить мысль письменно, точность употребления слов и характер предложений. Затруднения в выполнении письменных работ: при списывании, письме под диктовку, самостоятельной работе. Соотношение устной и письменной речи. Наличие дефектов речи и их характер. Коррекционная работа логопеда.

V. Личность и поведение

Нравственные качества ученика. Отношение к труду и учёбе: положительное, индифферентное, отрицательное. Заинтересованность, трудолюбие, отношение к педагогам и воспитателям. Дисциплинирован-ность, отношение к правилам и требованиям, поведение на уроках, при подготовке домашних заданий, в ходе мероприятий, в группе, в свободное время, в общественных местах. Уровень сформированности общественных норм. Мотивы дисциплинированности или нарушения дисциплины. Наличие чувства долга и ответственности. Проявление волевых качеств. Наличие волевых черт характера, целенаправленность действий и поступков, решительность, умение преодолевать трудности и проявлять волевое усилие. Недостатки в развитии воли: лёгкая внушаемость, ведомость, податливость, своеволие, импульсивность, рассеянность, уход от трудностей и др. Уровень сформированности мотивов и потребностей, ценностно-нормативных ориентаций. Навыки культурного поведения: вежливость, предупредительность, чуткость, отзывчивость, опрятность. Степень устойчивости этих навыков. Интересы к внеклассной работе, заданиям по трудовой деятельности, кружковой работе, спорту, играм и другим видам досуга. Разнообразие интересов, устойчивость, избирательность, направленность, осознанность, формы проявления интересов. Оценка интересов ученика учителем и воспитателем. Средства, применяемые педагогом для поддержания интересов и их развития у данного ребёнка.

Особенности характера. Наличие нравственных черт характера: доброта, искренность, трудолюбие, сдержанность, скромность, честность, самокритичность, уверенность в себе, коллективизм. Наличие трудных черт характера: эгоизм, замкнутость, скрытность, негативизм, завышенные притязания, лень, лживость, капризность, вспыльчивость, агрессивность, драчливость и др. Характер эмоций и высших чувств: устойчивость настроений, склонность к аффективным вспышкам, длительность и неадекватность переживаний, реакции на успех и неуспех. Уровень развития высших чувств: товарищество, честность, долг, честь, патриотизм, коллективизм и др. Уровень самооценки, наличие самокритичности, оценка других, прогнозирование собственного будущего. Занимаемое место в коллективе, роль в коллективе (лидер, аутсайдер), уважение товарищей и его товарищами. Изолированность частичная или полная, её причины. Устойчивость отношений с товарищами. Наличие собственного мнения, умения считаться с общественным мнением и подчиняться ему. Наличие близких друзей. Система взглядов, интерес к общественным событиям нашей страны. Стремление быть полезным коллективу и обществу.

Наличие вредных привычек, учётах в правоохранительных органах, социальных службах, органах системы профилактики. Уровень ориентировки в окружающем мире, уровень самостоятельности действий. Наличие санитарно-гигиенических навыков, уровень их развития и способности применения их на практике.

VI. Заключение характеристики.

В качестве заключения психолого-педагогической характеристики необходимо отразить общее мнение об учащемся, сделать выводы об основных чертах личности, на которые можно положиться в дальнейшей работе с ним. Определить в чём проявляется апатичность развития личности и основной недостаток. Наметить пути дальнейшей коррекционно-воспитательной работы с учеником. Указать сторону дефекта, работа над которым представляет наибольшую трудность.

В конце характеристики необходимо указать дату её составления, а также специалистов, участвовавших в её составлении. Например, “характеристика составлена по материалам классного руководителя…” с указанием ФИО и должности специалиста. Характеристика заверяется подписью руководителя учреждения. При необходимости с характеристикой знакомят родителей или законных представителей несовершеннолетнего под роспись с датой.

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИКОВ СКОУ ПРИ НАПРАВЛЕНИИ К ВРАЧУ-ПСИХИАТРУ.

  1. Фамилия. Имя. Отчество. Возраст.
  2. Состав семьи (полная, неполная).
  3. Образование родителей.
  4. Характер родителей (отдельно отца и матери).
  5. Взаимоотношения в семье, алкоголизация родителей, судимости;
  6. Количество детей в семье, их особенности, место обучения, работы.
  7. Стиль воспитания и контроль за проведением свободного времени: - гипоопека и безнадзорность;

                  - гиперопека (мелочный контроль);

                  - по типу «золушки» (в условиях повышенной    

                 требовательности и строгости);

                  - по типу «кумира семьи» (при постоянном восхищении

                              и переоценке подростка);

                  - правильное воспитание в условиях, способствующих

                             всестороннему развитию ребёнка.

  1. Отношение к родителям:

           - любовь и уважение к обоим или к одному из родителей;

           - сдержанно;

           - отрицательно, с пренебрежением;

           - проявление реакции активного протеста в виде уходов из

              дома, отказов от еды, от речевых контактов и т.д.;    

  1. Отношение к школе и учёбе:

          - отношение к учебе в младших и старших классах;

          - пропуски занятий;

          - успеваемость;

          - активность на занятиях и особенности поведения;

          - утомляемость и отвлекаемость на уроках.

  1.  Особенности мышления и интеллекта:

          - сформированность внимания, памяти;

          - умение выделять существенное в изучаемом материале;

          - способность к обобщению, развитость речи;

          - самостоятельность, критичность мышления;

          - возможность самоконтроля, умение рационально

             планировать выполнение учебных заданий.

  1.  Особенности личности:

                         - общительный, контактный, легко сходится с людьми;

                         - замкнутый, держится изолированно от окружающих;

                         - возбудимый, раздражительный, легко ссорится и быстро

                             мирится;

                         - застенчивый, подчиняемый, боится ответственности;

                         - злопамятный, упрямый, дает бурные реакции со злобностью

                           и разрушительными действиями;

                         - льстивый, угодливый, аккуратный;

                         - стеничный, стремится к лидерству, жаждет власти.

  1.  Увлечения, любимые занятия:

         - чтение;

         - спорт;

         - телепередачи, кино;

         - музыка, танцы, дискотеки;

         - коллекционирование;

         - бесцельное времяпровождение;

         - прогулки, компании, азартные игры.

  1.  Нарушение поведения (с какого возраста):

         - отношение к общественной работе, активность в делах

            коллектива;

         - соблюдение нравственно-этических норм, сформированность

            понятий добра и зла, дозволенности и запрета;

         - учёт в инспекции по делам несовершеннолетних;

         - уходы и бродяжничество (причины, частота, места ночёвок);

         - кражи, хулиганские действия, судимость.

  1.  Алкоголизация, курение:

         - с какого возраста;

         - как часто.

  1.  Сексуальное поведение:

         - обострение внимания к противоположному полу;

         - встреча с девушками (юношами);

         - сквернословие;

         - онанизм, сексуальные эксцессы;

         - гомосексуальные контакты;

         - порнография.

  1.  Отношение к замечаниям, критике:

         - не обращает внимания;

         - раздражается, сердится;

         - приходит в уныние, огорчается;

         - прислушивается к замечаниям.  

  1.  мероприятия педагогов по коррекции поведения, причины госпитализации.

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА.

  1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется совместно со школьным врачом):
  1. общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты);
  2. признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки;
  3. патологические влечения:
  • курит (не курит, курит эпизодически, систематически);
  • употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически);
  • употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, систематически);
  1. состоит на диспансерном учёте по поводу чего;
  1. Психологическая атмосфера семьи:
  • благоприятная,
  • неблагоприятная,
  • крайне неблагоприятная.
  1. данные о родителях (отец, мать):
  • образование,
  • профессия, место работы
  1. другие члены семьи
  2. тип семьи:
  • благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная),
  • неблагополучная семья, в том числе:
  • педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);
  • нравственно-неблагополучная (асоциальная, родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимости, воспитанием детей не занимаются),
  • конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы);

   2.4 характер взаимоотношений родителей с ребенком:

  • семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка),
  • чрезмерная опёка (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
  • попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономности ребенка),
  • сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.);
  1. Организация режима труда и отдыха:
  • Какие обязанности выполняет в семье,
  • Соблюдается ли режим дня,
  • Кто, в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания,
  • Как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей.
  1. Особенности учебной деятельности:
  1. успеваемость учащегося,
  2. отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное,
  3. интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие;
  4. мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку взрослых, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.
  1. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:

4.1 Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый,

      принятый, отвергаемый, изолированный;

  1. С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния.
  2. Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается;
  3. Манера, стиль общения с окружающими:
  • Доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать своё мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признаёт свою неправоту);
  • Недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признаёт себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
  • Экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
  • Интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре не многословен).
  1. Отношение к общественному мнению:
  • Активно - положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.);
  • Пассивно - положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
  • Безразличное  (не реагирует на критику, не меняет поведения);
  • Негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет);
  1. Отношение к общественному мнению и общественно-полезному труду:
  1. Отношение к общественным поручениям: с готовностью, без видимого интереса, отказывается;
  2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой.
  3. Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается;
  4. Отношение к физическому труду:
  • Положительное (трудолюбив, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки);
  • Равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);
  • Отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом; к физическому труду относится свысока, пренебрежительно);
  1.  Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества.
  1. Направленность интересов:

   6.1. Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд,

         техническая, общественно-политическая, организаторская,      

         художественная (артистическая, литературная, музыкальная,

         хореографическая и т.п.), спортивная деятельность.

  1. В каких кружках, секциях состоит, состоял.
  2. Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто музеи, театры, выставки, каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).
  1. Особенности сферы свободного общения учащегося:
  1. Сколько времени уделяет уличному общению в течение недели, часы

      вечернего прихода домой.

  1. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают

       на учащегося.

  1. Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб,

      двор, подъезд и т.д.).

  1. Содержание общения в уличных играх: работа с техникой,

      автомототехникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание

      музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное

      времяпровождение, выпивки, курение, азартные игры и др.

  1. Самооценка личности:
  1. Уровень самооценки:
  • Адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
  • Завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
  • Заниженная (излишне критичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
  1.  Какими бы чертами хотел обладать, от каких хотел бы избавиться?
  1. Особенности поведения:
  1. Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются. Возможные мотивы ох совершения
  2. Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодически, систематически), их характер: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках.

Заключение.

 Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что педагогу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида нужно хорошо знать потенциальные возможности каждого обучающегося, воспитанника, его трудности, чтобы умело организовать обучение и воспитание, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход с целью возможно большего продвижения в обучении и воспитании каждого умственно отсталого обучающегося, воспитанника.
Педагоги специальной коррекционной школы VIII вида готовят воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов. 
Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе-интернате приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. 
Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»

   На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...

Примерный режимный план работы воспитателя для школ-интернатов на воскресенье.

Распределение дня по режимным моментам с поставленными целями. Индивидуальная и коррекционная работа с детьми....

Ежедневное планирование воспитателя специальной школы-интернат

v Планирует и организует деятельность обучающихся их воспитание во внеурочное время.v Планирует, организует и проводит прогулки и часы отдыха учащихся.v Организует лектории и развивающие экскурсии.v П...

Характеристика на обучающегося коррекционной школы

Данная характеристика дает  возможность более полно отразить индивидуальные   особенности каждого обучающегося.Для удобства,в шаблон характеристики, включены слова - подсказки, которые ...

Проект "Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития обучающихся специальной школы"

Цель проектаСоздание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развитияобучающихся специальной школы. Задачи проекта1. коррекционная — исправление отклонений и нарушений разви...

Патриотический ролик "Окопная свеча" Зерноградская специальная школа-интернат 1 класс

С целью патриотического вогспитания подрастающего поколения педагоги 1 "Г"  класса ГКОУ РО"Зерноградской специальной школы-интерната" организовали в своей школе акцию "Ок...