ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка на тему

Ахметьянова Полина Анатольевна
Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

(по материалам курсового исследования)

Тарасенко Полина Анатольевна

Научный руководитель – Боева С. З., преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин и физического воспитания высшей квалификационной категории

Доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования Г. А. Цукерман утверждает, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» [17,  61].

 В современном мире, мире новых технологий и новых подходов в преподавании и обучении характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится на основе поисковой, исследовательской деятельности, в ходе которой происходит обмен мнениями между учащимися, разворачиваются дискуссии.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет следующий портрет выпускника начальной школы: любознательный, активно познающий мир, доброжелательный, умеющий слушать и слышать своего партнёра, уважительный к окружающим, к иной точке зрения, умеющий учиться, способный к самоорганизации [7]. И сейчас задача каждого учителя обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.

Важной частью современного образования является формирование у учащихся социально значимых компетенций, умений слушать и вступать в диалог, участвовать в совместном обсуждении проблемных вопросов, строить эффективное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают основу социальной компетентности как важной составляющей личностного развития ребенка, определяют его возможности в сознательной ориентации на точке зрения и позиции собеседника. Ребенок учится общаться уже с раннего возраста, к моменту поступления в школу он уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций.

Одной из интересных форм обучения является групповая работа. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством учителя, а сотрудничество в группах совместно работающих детей [9]. Работая в группе, ученики становятся активнее, там им комфортнее. Учащийся не может по различным причинам выступать перед всем классом и учителем, но в группе он может занять активную позицию, обсуждать на ровне со всеми вопросы и задания, которые дает учитель. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее. Такая работа снижает стрессы при проведении проверочных и контрольных работ: то, что ребёнок смог сделать в группе в совместном обсуждении помогло ему более глубоко освоить данный материал. Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке [20].

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий».

Цель исследования – на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить эффективность групповой работы в формировании коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи исследования:

1) отобрать литературу по данной теме;

2) определить особенности понятия «коммуникативные универсальные учебные действия»;

3) обобщить материалы исследования, сделать выводы.

Методы исследования:

1) отбор информации;

2) анализ, синтез отобранной информации;

3) обобщение материалов исследования.

В содержании параграфа 2.1. нами изучены коммуникативные универсальные учебные действия в предметном курсе «Окружающий мир». «Окружающий мир» имеет интегрированный характер, поэтому групповая работа на уроках окружающего мира расширяет возможности познания целостного восприятия мира и способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

В содержании параграфа 2.2. нами изучена методика формирования коммуникативных УУД с помощью групповой работы. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе. Существуют различные способы, алгоритмы, памятки, в результате работы с которыми коммуникативные УУД приобретают устойчивый характер, то есть закрепляются во времени.

К. Ушинский говорил: «одна из важнейших задач педагога - сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить эту работу в забаву. Групповая работа в полной мере отвечает этому требованию» [14]. Такая работа снижает стрессы при проведении проверочных и контрольных работ: то, что ребёнок смог сделать в группе в совместном обсуждении помогло ему более глубоко освоить данный материал. Каждый ученик во время урока может самостоятельно выполнить те задания, которые ему по силам, а при помощи группы справится с более сложными. Ребёнок учится самостоятельно ставить цель, достигать её и оценивать свою деятельность. На каждое направление на уроке отводится специальный отрезок времени, но легче осуществлять поиск необходимой информации и экспериментировать вместе. Самое трудное для ученика – выяснить суть затруднения в своей деятельности. Оптимизировать этот процесс поможет обсуждение внутри группы. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться на других этапах. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе [13].

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей, тем самым повышая качество современного образования [4,46].

В дипломной работе мы планируем разработать блок уроков с использованием групповой работы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...